Цели:
- закрепить знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- совершенствовать умение разбирать сложные слова по составу;
- развивать мышление, внимание, интерес к работе, предмету;
- воспитывать взаимовыручку, атмосферу сотрудничества.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Структура урока: мотивационно-целевой этап, закрепление знаний, рефлексия.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-целевой этап | |
– Сегодня у нас необычный урок. Мы буде общаться с героиней многих сказок. Загадка: «К лесу передом стоит И кривой трубой дымит. На печи сидит, грустит Там… – лесная бабка» |
|
– Кто это? (открыть иллюстрацию) |
Ответы детей. |
В руках у бабы Яги письмо от лесных жителей, прочесть она его не может. А написано в нем печальное известие, да еще загадочные знаки.
|
|
– Что обозначают эти знаки? | Ответы детей (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова). |
– Дайте определение частям слова. | Дети дают определения. |
– О чем будем сегодня говорить на уроке? | Ответы детей (о составе слова). |
Устала баба Яга, решила отдохнуть. Вдруг слышит шум в приоткрытую дверь. | |
Закрепление пройденного | |
– Прочитайте в карточке, о чем услышала баба Яга? «Лесовик возмущается: «Что за лесоповал». Звери шумят: «Это лесорубы! Они лесозаготовки устроили». Лесник контролировал работу лесорубов. Он следил за тем, чтобы вы рубали только старые деревья. А со временем на этом месте посадят другие. Дятел подтвердил. Лесной шум прекратился» |
Дети читают текст в карточке. |
– Почему звери поверили дятлу? | Ответы детей (дятел лечит больные деревья). |
– Найдите однокоренные слова в тексте? | Дети находят однокоренные слова. |
– Назовите сложные слова? | Называют сложные слова. |
– Что вы знаете о сложных словах? | Ответы детей. |
– Разберите однокоренные слова по составу. | Работа в карточке (разбор слов детьми по составу). |
Вспомнила баба Яга о печальном известии и собралась лететь. | |
– На чем может полететь баба Яга? | Ответы детей. |
«Как у бабы Яги Нет совсем одной ноги. Зато есть замечательный Аппарат летательный» |
|
Что это? Какое это слово? | Ответы детей (сложное слово - самолет). |
– Придумайте еще два сложных слова, которые обозначают виды транспорта и разберите их по составу. | – (вертолет, пароход) Самостоятельная работа. |
Дверь вдруг захлопнулась. Открыть ее не может баба Яга. Ребята, давайте поможем ей! – Объясните, почему эти сложные слова образованы сложением двух основ. мясорубка водокачка мышеловка хлеборезка газопровод водопроводчик |
Ответы детей. |
– Скажите, из каких частей состоит первая основа каждого слова, из каких – вторая. | Разбор слов по составу (индивидуальная работа) |
Вот теперь баба Яга полететь сможет. Наконец-то посмотрит, что в лесу происходит, снимки сделает. Вот незадача. Ключ от самолета в шкатулке. Чтобы открыть, нужно сложные слова образовать со словом фото от слов бумага, снимок, кружок. |
Дети образуют сложные слова (фотобумага, фотоснимок, фотокружок). |
– Какие вам понадобились соединительные гласные? – Запишите сложные слова и разберите их по составу. Не может баба Яга взлететь. Мотор не заводится. Нужно в схемах разобраться. |
Ответы детей. Разбор слов по составу. |
– Придумайте слова к схемам и запишите их.
|
Дети придумываю слова к схемам (самостоятельно). |
Наконец-то баба Яга догадалась, что в лесу происходит. В письме было написано (приставка в слове «полетел», а корень в слове «жарить») | |
– Что произошло в лесу? | – пожар |
Полетела баба Яга на помощь лесным жителям. – Чтобы не было беды, какие правила поведения в лесу вы должны знать? |
Дети рассказывают о правилах поведения в лесу. |
Рефлексия |
|
– Молодцы! – Вам понравилось помогать бабе Яге? – Почему? – Вам очень благодарны за помощь лесные жители. – Почему? Как вы думаете? Итог урока. |
Ответы детей |
Домашнее задание | |
– Спишите и разберите слова по составу. (с. 50, упражнение 114) |