Урок-сказка по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
  • совершенствовать умение разбирать сложные слова по составу;
  • развивать мышление, внимание, интерес к работе, предмету;
  • воспитывать взаимовыручку, атмосферу сотрудничества.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Структура урока: мотивационно-целевой этап, закрепление знаний, рефлексия.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивационно-целевой этап
– Сегодня у нас необычный урок. Мы буде общаться с героиней многих сказок.
Загадка:
«К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
На печи сидит, грустит
Там… – лесная бабка»
 
– Кто это?
(открыть иллюстрацию)
Ответы детей.
В руках у бабы Яги письмо от лесных жителей, прочесть она его не может. А написано в нем печальное известие, да еще загадочные знаки.
 
– Что обозначают эти знаки? Ответы детей (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова).
– Дайте определение частям слова. Дети дают определения.
– О чем будем сегодня говорить на уроке? Ответы детей (о составе слова).
Устала баба Яга, решила отдохнуть. Вдруг слышит шум в приоткрытую дверь.  
Закрепление пройденного  
 
– Прочитайте в карточке, о чем услышала баба Яга?
«Лесовик возмущается: «Что за лесоповал». Звери шумят: «Это лесорубы! Они лесозаготовки устроили». Лесник контролировал работу лесорубов. Он следил за тем, чтобы вы рубали только старые деревья. А со временем на этом месте посадят другие. Дятел подтвердил. Лесной шум прекратился»
Дети читают текст в карточке.
– Почему звери поверили дятлу? Ответы детей (дятел лечит больные деревья).
– Найдите однокоренные слова в тексте? Дети находят однокоренные слова.
– Назовите сложные слова? Называют сложные слова.
– Что вы знаете о сложных словах? Ответы детей.
– Разберите однокоренные слова по составу. Работа в карточке (разбор слов детьми по составу).
Вспомнила баба Яга о печальном известии и собралась лететь.  
– На чем может полететь баба Яга? Ответы детей.
«Как у бабы Яги
Нет совсем одной ноги.
Зато есть замечательный
Аппарат летательный»

 
Что это? Какое это слово? Ответы детей (сложное слово - самолет).
– Придумайте еще два сложных слова, которые обозначают виды транспорта и разберите их по составу. – (вертолет, пароход)
Самостоятельная работа.
Дверь вдруг захлопнулась. Открыть ее не может баба Яга. Ребята, давайте поможем ей!
– Объясните, почему эти сложные слова образованы сложением двух основ.
мясорубка водокачка
мышеловка хлеборезка
газопровод водопроводчик
Ответы детей.
Скажите, из каких частей состоит первая основа каждого слова, из каких – вторая. Разбор слов по составу (индивидуальная работа)
Вот теперь баба Яга полететь сможет. Наконец-то посмотрит, что в лесу происходит, снимки сделает.
Вот незадача. Ключ от самолета в шкатулке. Чтобы открыть, нужно сложные слова образовать со словом фото от слов бумага, снимок, кружок.
Дети образуют сложные слова
(фотобумага, фотоснимок, фотокружок).
– Какие вам понадобились соединительные гласные?
– Запишите сложные слова и разберите их по составу.
Не может баба Яга взлететь. Мотор не заводится. Нужно в схемах разобраться.
Ответы детей.
Разбор слов по составу.
– Придумайте слова к схемам и запишите их.
Дети придумываю слова к схемам (самостоятельно).
Наконец-то баба Яга догадалась, что в лесу происходит. В письме было написано (приставка в слове «полетел», а корень в слове «жарить»)  
– Что произошло в лесу? – пожар
Полетела баба Яга на помощь лесным жителям.
– Чтобы не было беды, какие правила поведения в лесу вы должны знать?
Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.
 Рефлексия
– Молодцы!
– Вам понравилось помогать бабе Яге?
– Почему?
– Вам очень благодарны за помощь лесные жители.
– Почему? Как вы думаете?
Итог урока.
Ответы детей
Домашнее задание
– Спишите и разберите слова по составу. (с. 50, упражнение 114)