Цель:
- научиться находить часть от числа
- научиться решать задачи на нахождение части от числа
- самостоятельно разбирать новый материал
- научиться находить часть от части, проценты от числа
- научиться самопроверке.
План урока:
- Вводная беседа учителя (опрос по ранее изученному материалу).
- Самостоятельное изучение нового материала.
- Контроль.
- Задание на дом.
Ход урока
Учебный материал с указанием заданий | Руководство по изучению учебного материала |
I. Нахождение дроби от числа. | |
Прочитай текст и разбери решение задачи: Задача . Путешественник прошел за два дня 20 км. В первый день он прошел этого расстояния. Сколько километров прошел путешественник в первый день? Решение: Длина пути равна 20:4=5, т.е. 5 км, а длина пути равна 53=15, т.е. 15 км. Тот же ответ получится, если 20 умножить на , т.е. 20 = (203):4 = 53 = 15. Ответ: 15 км. Такие задачи называют задачами на нахождение дроби от числа и решают их с помощью умножения. |
|
Вывод: чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь. | Прочитай и выучи, запиши правило в тетрадь. |
Реши задания в тетради: 1) Найдите: а) от 12 б) от 64 в) от 21 г) от 6 Оформление: от 12: 12 = 9. |
Сверь ответы: а) 9 б) 56 в) 9 г) 4 |
Прочитай и разбери задачу: Задача . Путешественник прошел за два дня 20 км. В первый день он прошел 0,6 всего пути. Сколько километров прошел путешественник в первый день? Решение: Так как 0,6 = , то для решения задачи надо умножить 20 на . Получим 20= (206):10 =12. Значит, в первый день путешественник прошел 12 км. Тот же ответ получиться, если умножить 20 на 0,6. Имеем: 200,6 = 12. |
|
Вывод: чтобы найти дробь (десятичную) от числа, надо десятичную дробь умножить на число. | Повтори 3 раза и выучи. Запиши правило в тетрадь. |
Реши задания в тетради: 1) Найдите: а) 0,4 от 30 б) 0,55 от 40 в) 0,7 от 42 г) 0,5 от 100 Оформление: 0,4 от 30: 300,4=12 |
Сверь с ответами: а) 12 б) 22 в) 29,4 г) 50 |
Реши задачи: Задача. В книге 140 страниц. Володя прочитал этой книги. Сколько страниц прочитал Володя? |
Сверь ответы: 112 |
Задача. В книге 140 страниц Алеша прочитал 0,8 этой книги. Сколько страниц прочитал Алеша? | 112 |
Задача. Площадь одной комнаты 21 м2, а площадь второй комнаты составляет площади первой комнаты. Найдите площадь двух комнат. | 30 м2 |
Задача. У брата и сестры 90 марок. Сколько марок у сестры, если у брата 0,3 всех марок? | 63 марки |
Задача. Масса овцы 86,5 кг. Масса одного ягненка составляет 0,2 массы овцы. Какова масса овцы с шестью одинаковыми ягнятами? | 190,3 кг. |
Задача. На школьной выставке 72 рисунка. Выполнено акварелью всех рисунков, а 0,25 остальных - карандашами. Сколько карандашных рисунков на выставке? | 3 |
Задача. Длина комнаты 6 м. Ширина составляет длины, высота составляет 0,6 ширины. Найдите площадь и объем этой комнаты. | S= 24м2 V = 57,6 м3 |
Задача. Площади огорода 0,04 га. Капустой засажено 0,8 огорода, а остальная часть - другими овощами. Сколько гектаров было засажено другими овощами? | 0,008 га |
II. Нахождение процентов от числа: | |
Цель: научиться находить проценты от числа. Прочитай текст и разбери решение задачи. Задача Огород занимает 8 га. 45% площади этого огорода занято картофелем. Сколько гектаров занято картофелем? Решение: Так как 45% = 0,45, то для решения задачи надо умножить 8 на 0,45. Получим 80,45 = 3,6. Значит, картофелем занято 3,6 га. |
|
Вывод: чтобы найти проценты от числа надо: 1) проценты перевести в десятичную дробь 2) умножить число на эту десятичную дробь. |
Прочитайте 3 раза, выучите и запишите правило в тетрадь. |
Решите задание в тетради: 1) Найдите: а) 30% от 50 б) 35% от 12,6 в) 7% от 42 г) 110% от 48 Оформление: 30% от 50: 0,350=15. |
Сверь с ответами: а) 15 б)4,41 в) 2,94 г) 52,8 |
2) Реши задачи: Задача. В книге 140 страниц. Максим прочитал 80% этой книги. Сколько страниц прочитал Максим? |
Сверь с ответами: 112 |
Задача. Число жителей города составляет 750 тыс. человек. Ежегодно население в нем увеличивается на 2%. Сколько жителей будет в городе через год? через два года? | 765 тыс.; 780300 |
Задача. По норме рабочий должен изготовить 45 деталей. Он выполнил норму на 120%. Сколько деталей изготовил рабочий? | 54 |
Контрольное задание: 1) Найдите: а) 0,5% от 18,24 б) 97% от 16,8 2) Решите задачу: Задача. Фотоаппарат стоил 60 руб. Эта цена была снижена на 15%, а через некоторое время новая цена была снижена на 12%. Сколько стал стоить фотоаппарат после второго снижения? |
Сверь результаты с ответами на доске. |
III. Нахождение части от части. | |
Цель: научиться находить часть от части числа, научиться применять полученные знания к решению сложных задач на части. Прочитай текст и разбери решение задачи: Задача . Огород занимает всего земельного участка. Картофель занимает огорода. Какую часть всего земельного участка занимает картофель? Решение: Изобразим весь земельный участок в виде прямоугольника АВСD. Из рисунка видно, что участок, занятый картофелем, занимает земельного участка. Тот же ответ можно получить, если умножить на : = (42)/(53) = Ответ: всего земельного участка. |
|
Вывод: чтобы найти часть от части числа надо эту часть умножить на искомую часть числа. | Прочитайте, выучите и запишите правило в тетрадь |
Решите задание в тетради: 1) Найдите а) от б) от в) 42% от г) 65% от 5 Решение: в) 42% от 0,42 = (42 5) : (100 7) = = |
Сверь ответы: а) б) в) г) 3 |
2) Решите задачи: Задача. В первый день Ира прочитала всей книги, во второй оставшейся части. Какую часть всей книги Ира прочитала во второй день? Какую часть книги Ира прочитала за два дня? |
Сверь ответы: , |
Задача. В овощную палатку привезли 8 т. картофеля. В первый день продали 0,6 всего привезенного картофеля, а во второй продали того количества, которое продано в первый день. Какая часть привезенного картофеля была продана во второй день? Сколько тонн, картофеля было продано во второй день? | ; =2т. |
Контрольное задание: На автобазе были грузовые и легковые автомашины. Грузовые автомашины составляли всех машин. легковых автомашин были «Волги», а остальные автомашины - «Калина». Какую часть всех машин автобазы составляли «Калина»? |
|
IV. Выходной контроль: | |
1) Найдите: 2 от 1,54; 0,56 от 3; 80% от 84,5; от 63% 2) Решите задачу: В первую неделю бригадой было выполнено 30% месячной нормы, во вторую неделю 0,8 того, что было выполнено в первую неделю, а в третью неделю того, что выполнили во вторую неделю. Сколько процентов месячной нормы осталось выполнить бригаде в четвертую неделю? |
Решите задание на листочках и сдайте учителю на проверку. |
Домашнее задание: №№ 506, 508, 518 ,529, 532 |
Учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов «Математика 6».