"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Усвоение норм вежливости – одна из составляющих нравственного развития детей. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Цель проекта: Создание условий для формирования и сохранения психологического здоровья детей.

Задачи проекта:

  • прививать навыки вежливого поведения;
  • учить доброте, умению осознавать свои поступки, видеть различия между тем "что такое хорошо" и "что такое плохо";
  • приучать творчески относиться к миру, в котором мы живем;
  • учить детей быть вежливыми;
  • упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях;
  • расширять словарный запас вежливых слов;
  • воспитывать активную личность.

Данный проект может быть рекомендован для воспитателей, педагогов, педагогов-психологов ДОУ.

Работа по проекту может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Структура занятия:

  • Сюрпризный момент (гость);
  • Ролевые игры, упражнения, ситуативные игры, загадки, зарядки (в соответствии с планом);
  • Работа над альбомом, заполнение определенной странички (в соответствии с планом). (см. Приложение 7)

Работа по проекту включает в себя основные (занятия) и дополнительные мероприятия.

План дополнительных мероприятий.

Цель дополнительных мероприятий: дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами речевого этикета.

Тема Цель Рекомендуемые сказки
“Доброе слово лечит, а худое калечит” (Правила этики) Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей 1. “Дочь и падчерица” (русская народная сказка);
2. “Морозко” (русская народная сказка);
3. “Привередница” (русская народная сказка);
4. В. Одоевский “Мороз Иванович”
“Вежливость – это первая и самая приятная добродетель” Закреплять навыки вежливого общения с окружающими.
Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
Вызывать у детей желание быть вежливыми.
1. “Баба-Яга и Машенька” (русская народная сказка);
2. З. Мошковская “Вежливое слово”;
3. “Вежливый кролик” (мексиканская сказка);
4. А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”;
5. А.В. Сухомлинский “Как ежиха приласкала своих детей”;
6. А.В. Сухомлинский “Как зайчик грелся при луне”.

План основных мероприятий.

Занятие/Тема
Задачи Методические приемы, приемы активизации познавательной деятельности. Образец страницы
1 занятие
(первая страница альбома)
«Чудо – Вежливость»
– Учить детей быть вежливыми,
– упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях,
– расширить словарный запас вежливых слов.
Гость «Гость с луны»
Ролевая игра «Научи меня быть вежливым»
Игра «Вежливые пальчики»
Двигательная разминка «Вежливая зарядка»
Упражнение для глаз «Вежливые глазки»
Оформление первого листа альбома «Лунтик» (Здравствуйте): задание «Нарисовать лицо, настроение с каким нужно здороваться с людьми»
Приложение 1
2 занятие
(вторая страница альбома)
«Птица Здравушка»
– Формировать правила поведения в гостях.
– вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия (Здравствуйте, Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер)
Гость «Птица Здравушка»
Беседа «Что такое здравствуйте?»
Двигательная разминка «Вежливая зарядка»
Упражнение в парах «На пороге гости»
Оформление второй страницы альбома «Вежливые слова»
(пожалуйста)


Приложение 2
3 занятие
(третья страница альбома)
«В гостях у Феи Вежливости»
– Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу.
– Объяснить, кто такой истинно вежливый человек – это тот, кто не только знает “волшебные” слова, но и всегда делает приятное другим людям.
Гость «Фея Вежливость»
Поэтическая игра «Волшебные слова»
Двигательное упражнение «Вежливая зарядка»
Беседа по сказке «Вежливый кролик»

Игра «Вежливо – невежливо»
Загадка «Буратино»
Оформление второго листа в альбоме «Ключик вежливости» (спасибо). Задание «Нарисуйте за что вы говорите спасибо»
Приложение 3
4 занятие
(четвертая страница альбома)
«Игрушечная школа вежливости»
– Упражнять в употреблении вежливых слов, воспитывать у детей вежливость.
– Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, к окружающим.
– Приучать детей выполнять правила речевого поведения.
Из игрушек, кубиков составлена композиция «Школа для игрушек».
Составление рассказа по картине «Птицы зимой».
Обсуждение стихотворения «Покормите птиц зимой»Упр. «Вежливые слова»
Инсценировка сказки «Ёжик и Зайчонок»
Оформление третьей страницы в альбоме «Плохая привычка». Задание : Раскрасить. Нарисовать свою кормушку для птиц.
Приложение 4
5 занятие
(пятая страница альбома)
«Вежливая лошадь»
– Формировать правила поведения в гостях.
– Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания
Гость «Лошадка»
Инсценировка стихотворения «Вежливая лошадь»
Двигательная разминка «Вежливая зарядка»
Игра «Цвет вежливых слов»
Игра «Подарки»
Оформление пятой страницы в альбоме «Вежливая лошадь», «До свидания»
Задание: «Раскрасить. Нарисовать подарки для лошадки, которые вы называли».
Приложение 5
6 занятие. Итоговое
(оформление обложки альбома)
«Приятно слышать добрые слова»
– Закреплять навыки вежливого общения с окружающими.
– Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
– Вызывать у детей желание быть вежливыми.
Мини-концерт «Частушки»
Стихотворение «Добрые слова» О. Дриз
Викторина «Если вежлив ты – это хорошо!»
Оформление обложки «Альбома вежливости».
Приложение 6

Литература:

  1. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.
  2. Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
  3. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989.
  4. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для аботы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.
  6. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.