Пояснительная записка.
Усвоение норм вежливости – одна из составляющих нравственного развития детей. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Цель проекта: Создание условий для формирования и сохранения психологического здоровья детей.
Задачи проекта:
- прививать навыки вежливого поведения;
- учить доброте, умению осознавать свои поступки, видеть различия между тем "что такое хорошо" и "что такое плохо";
- приучать творчески относиться к миру, в котором мы живем;
- учить детей быть вежливыми;
- упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях;
- расширять словарный запас вежливых слов;
- воспитывать активную личность.
Данный проект может быть рекомендован для воспитателей, педагогов, педагогов-психологов ДОУ.
Работа по проекту может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Структура занятия:
- Сюрпризный момент (гость);
- Ролевые игры, упражнения, ситуативные игры, загадки, зарядки (в соответствии с планом);
- Работа над альбомом, заполнение определенной странички (в соответствии с планом). (см. Приложение 7)
Работа по проекту включает в себя основные (занятия) и дополнительные мероприятия.
План дополнительных мероприятий.
Цель дополнительных мероприятий: дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами речевого этикета.
Тема | Цель | Рекомендуемые сказки |
“Доброе слово лечит, а худое калечит” (Правила этики) | Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей | 1. “Дочь и падчерица” (русская народная сказка); 2. “Морозко” (русская народная сказка); 3. “Привередница” (русская народная сказка); 4. В. Одоевский “Мороз Иванович” |
“Вежливость – это первая и самая приятная добродетель” | Закреплять навыки вежливого общения с окружающими. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Вызывать у детей желание быть вежливыми. |
1. “Баба-Яга и Машенька”
(русская народная сказка); 2. З. Мошковская “Вежливое слово”; 3. “Вежливый кролик” (мексиканская сказка); 4. А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”; 5. А.В. Сухомлинский “Как ежиха приласкала своих детей”; 6. А.В. Сухомлинский “Как зайчик грелся при луне”. |
План основных мероприятий.
Занятие/Тема |
Задачи | Методические приемы, приемы активизации познавательной деятельности. | Образец страницы |
1 занятие (первая страница альбома) «Чудо – Вежливость» |
– Учить детей быть вежливыми, – упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях, – расширить словарный запас вежливых слов. |
Гость «Гость с луны» Ролевая игра «Научи меня быть вежливым» Игра «Вежливые пальчики» Двигательная разминка «Вежливая зарядка» Упражнение для глаз «Вежливые глазки» Оформление первого листа альбома «Лунтик» (Здравствуйте): задание «Нарисовать лицо, настроение с каким нужно здороваться с людьми» |
Приложение 1 |
2 занятие (вторая страница альбома) «Птица Здравушка» |
– Формировать правила поведения в гостях. – вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия (Здравствуйте, Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер) |
Гость «Птица Здравушка» Беседа «Что такое здравствуйте?» Двигательная разминка «Вежливая зарядка» Упражнение в парах «На пороге гости» Оформление второй страницы альбома «Вежливые слова» (пожалуйста) |
Приложение 2 |
3 занятие (третья страница альбома) «В гостях у Феи Вежливости» |
– Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу. – Объяснить, кто такой истинно вежливый человек – это тот, кто не только знает “волшебные” слова, но и всегда делает приятное другим людям. |
Гость «Фея Вежливость» Поэтическая игра «Волшебные слова» Двигательное упражнение «Вежливая зарядка» Беседа по сказке «Вежливый кролик» Игра «Вежливо – невежливо» Загадка «Буратино» Оформление второго листа в альбоме «Ключик вежливости» (спасибо). Задание «Нарисуйте за что вы говорите спасибо» |
Приложение 3 |
4 занятие (четвертая страница альбома) «Игрушечная школа вежливости» |
– Упражнять в употреблении вежливых слов, воспитывать у детей вежливость. – Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, к окружающим. – Приучать детей выполнять правила речевого поведения. |
Из игрушек, кубиков составлена композиция «Школа для игрушек». Составление рассказа по картине «Птицы зимой». Обсуждение стихотворения «Покормите птиц зимой»Упр. «Вежливые слова» Инсценировка сказки «Ёжик и Зайчонок» Оформление третьей страницы в альбоме «Плохая привычка». Задание : Раскрасить. Нарисовать свою кормушку для птиц. |
Приложение 4 |
5 занятие (пятая страница альбома) «Вежливая лошадь» |
– Формировать правила поведения в гостях. – Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания |
Гость «Лошадка» Инсценировка стихотворения «Вежливая лошадь» Двигательная разминка «Вежливая зарядка» Игра «Цвет вежливых слов» Игра «Подарки» Оформление пятой страницы в альбоме «Вежливая лошадь», «До свидания» Задание: «Раскрасить. Нарисовать подарки для лошадки, которые вы называли». |
Приложение 5 |
6 занятие. Итоговое (оформление обложки альбома) «Приятно слышать добрые слова» |
– Закреплять навыки вежливого общения с окружающими. – Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. – Вызывать у детей желание быть вежливыми. |
Мини-концерт «Частушки» Стихотворение «Добрые слова» О. Дриз Викторина «Если вежлив ты – это хорошо!» Оформление обложки «Альбома вежливости». |
Приложение 6 |
Литература:
- Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.
- Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
- Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для аботы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.
- Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.