Урок по окружающему миру "Опора тела и движение". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. помочь обучающимся систематизировать и углубить знания об опорно-двигательной системе человека, помочь уяснить ее главную роль – обеспечение опоры тела и движение организма.
  2. помочь уяснить значение физического труда и физической культуры для укрепления мышц.
  3. содействовать к стремлению обучающихся к совершенствованию своего тела (ЗОЖ, гигиена, закаливание, занятия физической культурой и спортом, здоровое питание).

Оборудование:

для учителя:

  • таблицы «Скелет», «Мышцы человека»;
  • скелет;
  • иллюстрации человека, достижения человека в различных областях науки и техники;
  • опорные знаки;
  • схемы;
  • словарь Ожегова;
  • к практической работе: чистая вода, бинты, пластырь, грелка, йод, вата.

для учащихся:

  • моделировочные схемы;
  • вопросы, ребусы, кроссворды, пословицы;
  • листы для оценок помощникам;
  • конверты

Ход урока

I. Организационный момент.

«Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно…»

Как вы понимаете слова эпиграфа?

– О ком хотел сказать этими словами автор? (Ответы детей).

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке? (О надежной защите организма – коже).

– Давайте посмотрим, как вы усвоили тему.

Фронтальный опрос.

– Какое значение имеет кожа?

– Какую роль играет жир и пот, которые выделяет кожа7

– Как нужно ухаживать за кожей?

– Расскажите о первой медицинской помощи при:

  • небольших ранениях;
  • ушибах;
  • ожогах;
  • обморожении.

III. Постановка проблемы.

Выступление девочек.

– Что хотели сказать девочки своим выступлением? (Что они очень подвижны, грациозны, имеют красивые формы тела).

– Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока вы должны были поработать в группах и решить поставленные перед вами задачи.

  • 1 группа – решение кроссворда («Скелет»)
  • 2 группа – решение ребуса («Осанка»)
  • 3 группа – решение ребуса («Мышцы»)
  • 4 группа – решение кроссворд а («Опора»)

Ключевые слова темы: (на доске):

  • скелет
  • опора
  • мышцы
  • осанка.

– Как связаны эти слова между собой?

– Попробуйте определить тему урока, связав выступление девочек и ключевые слова урока.

На доску: «Опора тела и движение».

Как связаны между собой слова «опора» и «движение»?

IV. Работа над новым материалом.

А знаете ли вы себя? (Ответы детей).

– Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей? (Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека.)

– Что в целом составляют кости человека? (Скелет).

– Для чего служит скелет? (Опорой нашему телу).

!!! В скелете различают более 200 различных костей.

– Из каких основных костей состоит наш скелет? (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кисти рук, кости ног).

– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?

  • Череп – защищает головной мозг.
  • Грудной отдел – защищает сердце и легкие.
  • Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.
  • Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног.

ВЫВОД:

– Какую же роль выполняет скелет?

           опора
Скелет    
    защита

– Ребята, подумайте смог бы человек обходиться без скелета?

– Каким бы он был? (Безформенным существом).

– А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей? (Ответы детей).

У истоков изучения скелета. (Читает исторические данные ученик)

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель – посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека, но наука в этой борьбе неустанно стремилась к познанию истины.

– Смоделируйте человека (работа с моделями).

урок1

– Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета? (Ответы детей).

– Кто сможет объяснить, как соединяются кости друг с другом? (Кости соединены между собой. Там, где им не надо двигаться, например, в черепе, между ними образуется неподвижное хрящевое соединение. В подвижных органах, таких как рука, палец, кости соединены подвижно. Такое соединение называется суставом.

Работа по таблице и скелету.

– Но только ли суставы помогают человеку двигаться? (Ответы детей).

Наблюдение (физминутка):

  • поверните голову вправо, влево;
  • поверните туловище вправо, влево;
  • согните и разогните руки и ноги.

– Объясните, почему так происходит? (Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было бы мышц).

!!! Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.

– Для чего нам нужны мышцы? (Приводить наше тело в движение).

МЫШЦЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ДВИЖЕНИЕ

– А кто сможет объяснить, как мышцы приводят в движение тело человека?

Наблюдение за работой мышц руки.

2

ВЫВОД: Мышцы могут расслабляться и сокращаться. Расслабленная мышца длинная и мягкая, сокращенная – короткая и твердая; сокращение мышц приводит в движение кости.

Работа в группах. Чтение текста учебника на стр. 141-142.

– Заполните карточки.

1 группа: Скелет человека служит _______________ тела, _______________ внутренних органов от повреждений.
2 группа: Мышцы прикрепляются к _________________. _______________ и _______________ мышцы приводят в движение кости, а значит и наше тело.
3 группа: Скелет и мышцы образуют ____________ - ____________________ систему.
4 группа: Главная роль опорно-двигательной системы – обеспечение __________ и _________ организма.

V. Проблема.

Что такое ЗОЖ? (Ответы детей).

– Для чего нужно соблюдать ЗОЖ? (Ответы детей).

– А кто из вас соблюдает ЗОЖ? (Ответы детей).

– Сейчас на телевидении, в периодической печати очень много говорят о различных диетах, предлагают таблетки для похудания. Как вы думаете, с чем это связано? (Ответы детей. Ожирение.)

– А вы знаете, что, например, в нашей стране ожирением страдает каждый 2 человек, т.е. половина населения России. В США – 70 % всего населения.

– Как вы думаете, ожирение – это болезнь? Почему?

– Кто обычно страдает этой болезнью? (Ответы детей).

  • люди, которые ведут неподвижный образ жизни;
  • неправильно питаются;
  • не занимаются физическими упражнениями, спортом, трудом.

– Что происходит с такими людьми?

  • человек замыкается в себе;
  • снижается сопротивляемость организма к различным болезням, т.е. нет иммунитета;
  • человек перестает стремиться ставить цели и добиваться каких-либо высот.

VI. Закрепление.

Работа по группам. Ответы на вопросы.

1 группа: Что такое осанка? Какие физические упражнения нужно выполнять, чтобы сохранить правильную осанку или исправить искривление позвоночника?
2 группа: Что такое сколиоз? Какие еще болезни позвоночника вы знаете?
3 группа: Какие рекомендации и советы вы можете дать, применяя рекомендации народной медицины в лечении костей?
4 группа: Что бы вы посоветовали, чтобы кости организма, позвоночник оставались здоровыми?

Рекомендации экспертной группы.

VII. Итог урока.

Какова тема сегодняшнего урока?

– Какой вывод можем сделать?

– Используя пословицы, попробуйте высказать свое мнение, что здоровье – это великая ценность человека.

  • 1 группа: В здоровом теле, здоровый дух.
  • 2 группа: Кости распаришь – все тело поправишь.
  • 3 группа: Держи голову в холоде, брюхо в голоде, ноги в тепле – проживешь 100 лет на земле.
  • 4 группа: Здоровый нищий богаче больного короля.

VIII. Домашнее задание.

  • стр. 141-145 читать;
  • дополнить памятку;
  • тетрадь № 1, 2.