Повышение уровня общефизической подготовленности обучающихся средних классов на основе традиционных средств физического воспитания

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Актуальность исследования.

Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия легкой атлетикой позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.

Двигательные возможности детей, подростков и юношей обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями. В процессе непрерывного развития организма функции различных органов и систем совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсивное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровождается явным отставанием в развитии других органов и функций. Такие легкоатлетические упражнения, как бег, прыжки, метания, в силу своей естественности и доступности, должны органически входить в процесс возрастного формирования учащихся.

Основные положения Концепции национальных школ Якутии гласят о том, что учащиеся должны изучать окружающую среду, быт, обычаи, культуру, в том числе и культуру физическую.

Исходя из местных условий, мастерства учителя, национальных различий разрешается варьировать предлагаемый объем часов по классам. Изучение якутских национальных видов спорта, игр и развлечений в школах, расположенных в территории Якутии, следует обязательно. Развитие национальной физической культуры взаимосвязано с коренными условиями жизни, национальными особенностями каждого народа. Ознакомление с национальной физической культурой народов также является одним из действенных средств интернационального воспитания населения.

Якутские национальные упражнения, игры, развлечения и виды спорта связаны с проживанием в суровых климатических условиях Севера, добычей пищи, охотой. Якутские национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения очень доступны, не требуют большого количества инвентаря и оборудования, способствуют развитию всех основных физических качеств.

Объект исследования: процесс общей физической подготовки учащихся средних классов.

Предмет исследования: способы повышения общей физической подготовки учащихся на основе традиционных средств физического воспитания.

Цель исследования: обосновать повышение общей физической подготовленности учащихся на основе традиционных средств физического воспитания.

Задачи исследования:

  1. изучение научно-теоретическую литературу по проблеме исследования;
  2. внедрение в тренировочный процесс учащихся традиционные средства физического воспитания;
  3. разработка практических рекомендаций.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование уровня физической подготовленности, педагогический эксперимент, статистики.

Гипотеза исследования: уровень общей физической подготовленности учащихся повысится, если в учебный процесс будут внедрены традиционные средства физического воспитания.

Научная новизна исследования заключается в определении эффективных традиционных средств физического воспитания и во внедрении их в учебный процесс учащихся для повышения уровня общей физической подготовленности внедрены.

Практическая значимость исследования: разработанные практические рекомендации могут быть использованы в работе учителей физического воспитания, тренеров ДЮСШ, инструкторов ДОУ.

Эксперимент проводился на базе МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4» г. Якутска с 2005-2006 учебного года по 2009-2010 учебный год.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ научной литературы;
  2. тестирование уровня физической подготовленности;
  3. педагогический эксперимент;

Педагогический эксперимент состоял из 3 этапов:

  1. Констатирующий эксперимент;
  2. Формирующий эксперимент;
  3. Контрольный эксперимент.

На первом констатирующем этапе исследования нами были изучены и отобраны традиционные средства физического воспитания для общей физической подготовки учащихся, а также специальные и подводящие упражнения. Например, «Подъем тощей коровы» – это упражнение помогает определить силу ног, уровень развития координации, гибкости и равновесия.

На втором формирующем этапе исследования в тренировочный процесс учащихся были включены традиционные средства физического воспитания: якутским национальным играм, упражнения и виды спорта. В контрольной группе средних классов 2005-2006 учебном году были включены только легкоатлетические упражнения.

Физические упражнения Экспериментальная группа Контрольная группа
1. «Подъем тощей коровы» 15 15
2. «Вертушка» 12 10
3. «Водопой из проруби» 13 11
4. Прыжки «Горностай» (м) 10 18

Из данной таблицы видно, что в контрольной группе не все дети умеют выполнять национальные упражнения.

Кроме национальных упражнений также были включены соревновательные игры:

  1. «КYлYYстэhии» – «перетягивание захватом в замок»
  2. «МYhэ былдьаhыыта» – «борьба за главный приз»
  3. «О5устар хассыhыылара» – «бой быков»
  4. «Θhθс торбос» – «перетягивание друг друга с помощью прочной грузовой веревки».

Проведенные нами эксперименты показали следующие результаты: использование традиционных средств физического воспитания в тренировочном процессе учащихся способствует общей физической подготовке:

Результаты контрольной группы после тестового выполнения упражнений:

Средние показатели: «подъем тощей коровы» до эксперимента 5 раз, после эксперимента 9 раз, прирост +4 ; «водопой из проруби» до эксперимента З раза , после эксперимента 5 раз, прирост +2; «прыжки горностай» до эксперимента 4 раза, после эксперимента 12 раз, прирост +8; «вертушка» 2 этап. После соревнований между контрольной и экспериментальной группой выявились следующие показатели:

До эксперимента из 75 очков контрольная группа набрала 43 очка, а экспериментальная группа 32 очка, разница между ними 11 очков в пользу контрольной группы.

После эксперимента из 75 очков контрольная группа набрала 29 очков, а экспериментальная группа 46 очков, разница между ними 17 очков в пользу экспериментальной группы.

На основании результатов проведенной нами опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Тренировочная направленность занятий физической подготовкой с использованием традиционных средств и методов спортивной подготовки, применяемых в различных видах спорта, позволяет не только улучшить отношение учащихся общеобразовательных школ, но и поднять на более высокий уровень их физическую подготовленность.
  2. Наиболее эффективными средствами для ОФП школьников 10-14 лет являются якутские национальные прыжки, национальные подвижные игры, а также такие упражнения как «Вертушка», «Подъем тощей коровы», «Прыжки горностая», «Водопой из проруби».
  3. Включение в тренировочный процесс юных легкоатлетов традиционных средств физического воспитания способствует развитию всех основных физических качеств детей и подростков 10-14 лет. При этом наиболее выраженные изменения обнаруживаются в параметрах, характеризирующих скоростно-силовые и координационные возможности организма, менее выраженные показатели общей и силовой выносливости.

Основываясь на выводах проведенного исследования можно дать следующие практические рекомендации:

В целях повышения уровня развития физических качеств и совершенствования определенных двигательных умений и навыков необходимо:

  1. Для общей физической подготовки, кроме применения гимнастических упражнений, плавания, лыж, спортивных игр, включить традиционные средства физического воспитания;
  2. Повышать удельный вес специальной физической подготовки с учетом спортивного роста учащихся;
  3. Для развития скоростных и скоростно-силовых качеств у учащихся необходимо в учебный процесс внедрять традиционные средства физического воспитания: национальные прыжки (кылыы, куобах, ыстана), национальные подвижные игры с большой двигательной активностью и др.;
  4. Давать дифференцированные домашние задания, в содержание которых включаются традиционные средства физического воспитания;
  5. Учителям физической культуры пройти курс повышения квалификации по спецкурсу «Национальные виды спорта, игры и упражнения».