Актуальность исследования.
Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия легкой атлетикой позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.
Двигательные возможности детей, подростков и юношей обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями. В процессе непрерывного развития организма функции различных органов и систем совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсивное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровождается явным отставанием в развитии других органов и функций. Такие легкоатлетические упражнения, как бег, прыжки, метания, в силу своей естественности и доступности, должны органически входить в процесс возрастного формирования учащихся.
Основные положения Концепции национальных школ Якутии гласят о том, что учащиеся должны изучать окружающую среду, быт, обычаи, культуру, в том числе и культуру физическую.
Исходя из местных условий, мастерства учителя, национальных различий разрешается варьировать предлагаемый объем часов по классам. Изучение якутских национальных видов спорта, игр и развлечений в школах, расположенных в территории Якутии, следует обязательно. Развитие национальной физической культуры взаимосвязано с коренными условиями жизни, национальными особенностями каждого народа. Ознакомление с национальной физической культурой народов также является одним из действенных средств интернационального воспитания населения.
Якутские национальные упражнения, игры, развлечения и виды спорта связаны с проживанием в суровых климатических условиях Севера, добычей пищи, охотой. Якутские национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения очень доступны, не требуют большого количества инвентаря и оборудования, способствуют развитию всех основных физических качеств.
Объект исследования: процесс общей физической подготовки учащихся средних классов.
Предмет исследования: способы повышения общей физической подготовки учащихся на основе традиционных средств физического воспитания.
Цель исследования: обосновать повышение общей физической подготовленности учащихся на основе традиционных средств физического воспитания.
Задачи исследования:
- изучение научно-теоретическую литературу по проблеме исследования;
- внедрение в тренировочный процесс учащихся традиционные средства физического воспитания;
- разработка практических рекомендаций.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование уровня физической подготовленности, педагогический эксперимент, статистики.
Гипотеза исследования: уровень общей физической подготовленности учащихся повысится, если в учебный процесс будут внедрены традиционные средства физического воспитания.
Научная новизна исследования заключается в определении эффективных традиционных средств физического воспитания и во внедрении их в учебный процесс учащихся для повышения уровня общей физической подготовленности внедрены.
Практическая значимость исследования: разработанные практические рекомендации могут быть использованы в работе учителей физического воспитания, тренеров ДЮСШ, инструкторов ДОУ.
Эксперимент проводился на базе МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4» г. Якутска с 2005-2006 учебного года по 2009-2010 учебный год.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- тестирование уровня физической подготовленности;
- педагогический эксперимент;
Педагогический эксперимент состоял из 3 этапов:
- Констатирующий эксперимент;
- Формирующий эксперимент;
- Контрольный эксперимент.
На первом констатирующем этапе исследования нами были изучены и отобраны традиционные средства физического воспитания для общей физической подготовки учащихся, а также специальные и подводящие упражнения. Например, «Подъем тощей коровы» – это упражнение помогает определить силу ног, уровень развития координации, гибкости и равновесия.
На втором формирующем этапе исследования в тренировочный процесс учащихся были включены традиционные средства физического воспитания: якутским национальным играм, упражнения и виды спорта. В контрольной группе средних классов 2005-2006 учебном году были включены только легкоатлетические упражнения.
№ | Физические упражнения | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
1. | «Подъем тощей коровы» | 15 | 15 |
2. | «Вертушка» | 12 | 10 |
3. | «Водопой из проруби» | 13 | 11 |
4. | Прыжки «Горностай» (м) | 10 | 18 |
Из данной таблицы видно, что в контрольной группе не все дети умеют выполнять национальные упражнения.
Кроме национальных упражнений также были включены соревновательные игры:
- «КYлYYстэhии» – «перетягивание захватом в замок»
- «МYhэ былдьаhыыта» – «борьба за главный приз»
- «О5устар хассыhыылара» – «бой быков»
- «Θhθс торбос» – «перетягивание друг друга с помощью прочной грузовой веревки».
Проведенные нами эксперименты показали следующие результаты: использование традиционных средств физического воспитания в тренировочном процессе учащихся способствует общей физической подготовке:
Результаты контрольной группы после тестового выполнения упражнений:
Средние показатели: «подъем тощей коровы» до эксперимента 5 раз, после эксперимента 9 раз, прирост +4 ; «водопой из проруби» до эксперимента З раза , после эксперимента 5 раз, прирост +2; «прыжки горностай» до эксперимента 4 раза, после эксперимента 12 раз, прирост +8; «вертушка» 2 этап. После соревнований между контрольной и экспериментальной группой выявились следующие показатели:
До эксперимента из 75 очков контрольная группа набрала 43 очка, а экспериментальная группа 32 очка, разница между ними 11 очков в пользу контрольной группы.
После эксперимента из 75 очков контрольная группа набрала 29 очков, а экспериментальная группа 46 очков, разница между ними 17 очков в пользу экспериментальной группы.
На основании результатов проведенной нами опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:
- Тренировочная направленность занятий физической подготовкой с использованием традиционных средств и методов спортивной подготовки, применяемых в различных видах спорта, позволяет не только улучшить отношение учащихся общеобразовательных школ, но и поднять на более высокий уровень их физическую подготовленность.
- Наиболее эффективными средствами для ОФП школьников 10-14 лет являются якутские национальные прыжки, национальные подвижные игры, а также такие упражнения как «Вертушка», «Подъем тощей коровы», «Прыжки горностая», «Водопой из проруби».
- Включение в тренировочный процесс юных легкоатлетов традиционных средств физического воспитания способствует развитию всех основных физических качеств детей и подростков 10-14 лет. При этом наиболее выраженные изменения обнаруживаются в параметрах, характеризирующих скоростно-силовые и координационные возможности организма, менее выраженные показатели общей и силовой выносливости.
Основываясь на выводах проведенного исследования можно дать следующие практические рекомендации:
В целях повышения уровня развития физических качеств и совершенствования определенных двигательных умений и навыков необходимо:
- Для общей физической подготовки, кроме применения гимнастических упражнений, плавания, лыж, спортивных игр, включить традиционные средства физического воспитания;
- Повышать удельный вес специальной физической подготовки с учетом спортивного роста учащихся;
- Для развития скоростных и скоростно-силовых качеств у учащихся необходимо в учебный процесс внедрять традиционные средства физического воспитания: национальные прыжки (кылыы, куобах, ыстана), национальные подвижные игры с большой двигательной активностью и др.;
- Давать дифференцированные домашние задания, в содержание которых включаются традиционные средства физического воспитания;
- Учителям физической культуры пройти курс повышения квалификации по спецкурсу «Национальные виды спорта, игры и упражнения».