Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Здоровый образ жизни"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать условия для формирования целостного представления о здоровом образе жизни и здоровье как самой главной ценности;
  • воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить здоровье на долгие годы.

Ход урока

I. Организационный момент. Приложение.

Настрой на урок.

А сейчас у нас разминка.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо - влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать!

У - Выберите себе настроение.

- Возьмём с собой хорошее настроение и улыбки.

II. Целеполагание.

Жил на свете мальчик Ох,
Сам собою был неплох.
Только рос он слабым, хилым
В городской своей квартире.
Умываться - никогда!
Если намочусь - беда!
Он ругает все на свете.
Пожалейте его, дети!
Он все кашляет, чихает,
Как здоровым стать, не знает.

У.- Почему мальчик Ох слабый, хилый?

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

III. Постановка проблемы.

-Проблема у нас одна: что значит вести здоровый образ жизни?

Пока мы летим к неизвестным планетам, послушайте притчу.

Одного мудреца спросили:

"Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни - богатство, слава?" Мудрец, подумав, ответил: "Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля".

У. -Вы согласны с мнением мудреца? (Да.)

- От чего зависит наше здоровье? (Здоровье зависит от экологии, режима, правил личной гигиены и питания.)

- Мы отправляемся в полет. Наш корабль на старте! Пристегните ремни.

Девиз нашего урока: "В дорогу знаний полетим и здоровье защитим!"

IV. Изучение нового материала.

Работа в группах.

- В экспедицию мы отправляемся на разные планеты.

Класс делится на пять групп, каждая группа получает карточки с заданием: узнать как можно больше о своей планете.

1-я группа отправится на планету "Чистюля".

Задание: Почему нужно соблюдать чистоту?

2-я группа посетит планету "Витаминка".

Задание: Какое питание является здоровым?

3-я группа изучит планету "Потрудись и отдохни".

Задание: Как правильно сочетать труд и отдых?

4-я группа побывает на планете "Спортивная".

Задание: Что значит много двигаться?

5-я группа отправится на планету "Вредные привычки".

Задание: Какие вредные привычки разрушают здоровье?

Каждая группа работает с учебником, толковым словарем, дополнительными источниками информации.

1. Представители каждой группы рассказывают, что они узнали важного и интересного о своей планете.

-Предоставляем слово путешественникам, побывавшим на планете "Чистюля".

Вопрос к группе. Какие правила гигиены вы знаете?

Ответы учащихся.

Один из учеников проводит словарную работу.

Слово гигиена с греческого - целебный, целительный, оздоровительный. Люди стремились к чистоте много лет назад. При раскопках царского дворца на острове Крит в Средиземном море обнаружили бани. В России даже был ритуал: перед боем мыться и надевать чистое белье. Почему? На чистой коже меньше бактерий, в случае ранения можно избежать заражения.

Игра "Какие предметы, вещи нужно брать в баню?".

Один из учеников называет предметы: показывает полотенце, мыло, очки, чистое белье, мочалку, счеты, шампунь, ножницы, крем, расческу, книгу, целительные мази, березовый веник, - а учащиеся объясняют, нужна ли эта вещь и для чего.

Вывод (Здоровый образ жизни начинается с чистоты.)

2. Представляем слово группе, которая посетила планету "Витаминка". Может ли человек быть здоров без полноценного питания?

-Какое питание можно считать "здоровым"? (Богатое витаминами, разнообразное, соблюдать режим питания.)

-Что мы употребляем еще в пищу? Объясните. Почему конфеты, масло мы должны употреблять в малом количестве?

Словарная работа.

- Слово Витамин происходит от двух слов: вита- жизнь, амин - вещество. Витамины обозначаются латинскими буквами А Д С, и др.

-В каких продуктах витаминов больше всего? (В овощах и фруктах.)

-Для учащихся вашего возраста каждый день нужно съедать 500-600 граммов овощей и фруктов.

Делаем вывод: какое питание считается здоровым?

Здоровое питание - одна из основ здорового образа жизни.

3. Предоставляем слово туристам, побывавшим на планете "Потрудись и отдохни". Они расскажут, как правильно сочетать труд и отдых, чтобы быть здоровым.

Ответы учащихся разные.

Словарная работа.

Режим дня - распорядок дел в течение Дня.

Вывод: для нервной системы и зрения вредно долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Необходимо включать в распорядок дня чтение книг, игры и прогулки на свежем воздухе.

-Что необходимо делать, чтобы быть здоровым? (Зарядку.)

4. Сейчас слово предоставляется туристам, посетившим планету "Спортивная".

Словарная работа.

- Слово спорт пришло к нам из французского языка депорт - развлечение.

Каждый день важно делать зарядку, больше гулять, играть на свежем воздухе в подвижные игры, заниматься спортом, закаляться. Недаром говорят: "Движение - это жизнь".

Сделаем вывод, что значит больше двигаться? (Делать зарядку, вести подвижный образ жизни.)

5. Мы продолжаем наш путь к здоровому образу жизни. Туристы, посетившие планету "Вредные привычки", нам о ней расскажут.

-Какие вредные привычки вы знаете?

-Какой вред приносит курение? Алкоголь?

-Почему нельзя прикасаться к наркотикам?

V. Обобщение знаний.

-Сегодня мы побывали с вами в экспедиции на разных планетах. Давайте проверим себя и ответим на главный вопрос: что значит вести здоровый образ жизни?

VI.. Рефлексия.

Что мы выяснили, побывав на далеких планетах? Продолжите:

Я понял...

Я хочу...

Я не буду...

Благодарю вас за активную работу. Желаю вам здоровья. Ведь еще древний философ Сократ говорил: "Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто".