Цели:
- создать условия для формирования целостного представления о здоровом образе жизни и здоровье как самой главной ценности;
- воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить здоровье на долгие годы.
Ход урока
I. Организационный момент. Приложение.
Настрой на урок.
А сейчас у нас разминка.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо - влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать!
У - Выберите себе настроение.
- Возьмём с собой хорошее настроение и улыбки.
II. Целеполагание.
Жил на свете мальчик Ох,
Сам собою был неплох.
Только рос он слабым, хилым
В городской своей квартире.
Умываться - никогда!
Если намочусь - беда!
Он ругает все на свете.
Пожалейте его, дети!
Он все кашляет, чихает,
Как здоровым стать, не знает.
У.- Почему мальчик Ох слабый, хилый?
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
III. Постановка проблемы.
-Проблема у нас одна: что значит вести здоровый образ жизни?
Пока мы летим к неизвестным планетам, послушайте притчу.
Одного мудреца спросили:
"Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни - богатство, слава?" Мудрец, подумав, ответил: "Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля".
У. -Вы согласны с мнением мудреца? (Да.)
- От чего зависит наше здоровье? (Здоровье зависит от экологии, режима, правил личной гигиены и питания.)
- Мы отправляемся в полет. Наш корабль на старте! Пристегните ремни.
Девиз нашего урока: "В дорогу знаний полетим и здоровье защитим!"
IV. Изучение нового материала.
Работа в группах.
- В экспедицию мы отправляемся на разные планеты.
Класс делится на пять групп, каждая группа получает карточки с заданием: узнать как можно больше о своей планете.
1-я группа отправится на планету "Чистюля".
Задание: Почему нужно соблюдать чистоту?
2-я группа посетит планету "Витаминка".
Задание: Какое питание является здоровым?
3-я группа изучит планету "Потрудись и отдохни".
Задание: Как правильно сочетать труд и отдых?
4-я группа побывает на планете "Спортивная".
Задание: Что значит много двигаться?
5-я группа отправится на планету "Вредные привычки".
Задание: Какие вредные привычки разрушают здоровье?
Каждая группа работает с учебником, толковым словарем, дополнительными источниками информации.
1. Представители каждой группы рассказывают, что они узнали важного и интересного о своей планете.
-Предоставляем слово путешественникам, побывавшим на планете "Чистюля".
Вопрос к группе. Какие правила гигиены вы знаете?
Ответы учащихся.
Один из учеников проводит словарную работу.
Слово гигиена с греческого - целебный, целительный, оздоровительный. Люди стремились к чистоте много лет назад. При раскопках царского дворца на острове Крит в Средиземном море обнаружили бани. В России даже был ритуал: перед боем мыться и надевать чистое белье. Почему? На чистой коже меньше бактерий, в случае ранения можно избежать заражения.
Игра "Какие предметы, вещи нужно брать в баню?".
Один из учеников называет предметы: показывает полотенце, мыло, очки, чистое белье, мочалку, счеты, шампунь, ножницы, крем, расческу, книгу, целительные мази, березовый веник, - а учащиеся объясняют, нужна ли эта вещь и для чего.
Вывод (Здоровый образ жизни начинается с чистоты.)
2. Представляем слово группе, которая посетила планету "Витаминка". Может ли человек быть здоров без полноценного питания?
-Какое питание можно считать "здоровым"? (Богатое витаминами, разнообразное, соблюдать режим питания.)
-Что мы употребляем еще в пищу? Объясните. Почему конфеты, масло мы должны употреблять в малом количестве?
Словарная работа.
- Слово Витамин происходит от двух слов: вита- жизнь, амин - вещество. Витамины обозначаются латинскими буквами А Д С, и др.
-В каких продуктах витаминов больше всего? (В овощах и фруктах.)
-Для учащихся вашего возраста каждый день нужно съедать 500-600 граммов овощей и фруктов.
Делаем вывод: какое питание считается здоровым?
Здоровое питание - одна из основ здорового образа жизни.
3. Предоставляем слово туристам, побывавшим на планете "Потрудись и отдохни". Они расскажут, как правильно сочетать труд и отдых, чтобы быть здоровым.
Ответы учащихся разные.
Словарная работа.
Режим дня - распорядок дел в течение Дня.
Вывод: для нервной системы и зрения вредно долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Необходимо включать в распорядок дня чтение книг, игры и прогулки на свежем воздухе.
-Что необходимо делать, чтобы быть здоровым? (Зарядку.)
4. Сейчас слово предоставляется туристам, посетившим планету "Спортивная".
Словарная работа.
- Слово спорт пришло к нам из французского языка депорт - развлечение.
Каждый день важно делать зарядку, больше гулять, играть на свежем воздухе в подвижные игры, заниматься спортом, закаляться. Недаром говорят: "Движение - это жизнь".
Сделаем вывод, что значит больше двигаться? (Делать зарядку, вести подвижный образ жизни.)
5. Мы продолжаем наш путь к здоровому образу жизни. Туристы, посетившие планету "Вредные привычки", нам о ней расскажут.
-Какие вредные привычки вы знаете?
-Какой вред приносит курение? Алкоголь?
-Почему нельзя прикасаться к наркотикам?
V. Обобщение знаний.
-Сегодня мы побывали с вами в экспедиции на разных планетах. Давайте проверим себя и ответим на главный вопрос: что значит вести здоровый образ жизни?
VI.. Рефлексия.
Что мы выяснили, побывав на далеких планетах? Продолжите:
Я понял...
Я хочу...
Я не буду...
Благодарю вас за активную работу. Желаю вам здоровья. Ведь еще древний философ Сократ говорил: "Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто".