Программное содержание:
- закреплять умения детей в составлении и чтении слов по слогам;
- четко проговаривать звуки в словах, способствовать речевому развитию дошкольника;
- закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, мягкий, твердый;
- закреплять с детьми звуковой разбор слов с помощью схем;
- развивать память, внимание, логическое мышление при разгадывании загадок, ребусов;
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Материалы: карточки-задания, кукла Буратино, карточки-слоги, модели слов с картинкой, цветные фишки, цветные карточки с буквами, магнитная доска, буквы на магнитах, карточки-буквы, сундучок, букварь и ключик.
Ход занятия
Воспитатель задает загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? : (Буратино)
Сегодня у нас в гостях Буратино, но он очень грустный, так как Лиса Алиса и Кот Базилио отняли золотой ключик от сундучка, в котором лежит Букварь. Буратино очень хочет пойти в школу, для этого ему нужно вернуть ключик.
Алиса и Кот Базилио просто так не хотят отдавать ключик, поэтому они придумали для Буратино задания, а мы должны с вами, ребята, помочь ему их выполнить.
У доски вы видите шесть карточек, на обратной стороне которых задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Придумай предложение со словом. | Слоговой аукцион. | Назови звуки. | Живые буквы. | Буквы рассыпались. | Найди место звука в слове. |
Первое задание "Придумай предложение со словом".
Задание: У детей на столах карточки со словами (Приложение 1), они придумывают с ними предложения. Дети определяют количество слов в предложении, какое предложение по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное).
РУЧКА | БУКВА | КАРАНДАШ | ПЕНАЛ | КНИГА | ЛИНЕЙКА |
ТЕТРАДЬ | СЛОВО | КЛЕЙ | АППЛИКАЦИЯ | НОЖНИЦЫ | ПОРТФЕЛЬ |
Второе задание "Слоговой аукцион".
На ковре в разном порядке лежат карточки-слоги (Приложение 1).
Задание: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово.
ГУ | ЗА | ЛУ | СИ | НО | МЫ |
ВА | ЛО | НА | КНИ | ГА | КИ |
В результате получаем слова: Гуси, Мыло, Кино, Ваза, Луна, Книга.
Третье задание "Назови звуки".
На столах у каждого ребенка лежат модели слов с картинками и цветные фишки (красные обозначают гласный звук, зеленые - согласный мягкий, синие - согласный твердый).
Задание: назвать, что или кто изображен на картинке (Приложение 1), назвать звуки, их количество, разложить соответствующие фишки на модели слова и дать характеристику каждому звуку.
Четвертое задание "Живые буквы".
Каждому ребенку дана цветная карточка с буквой.
Задание: Дети выходят на ковер, делятся на группы по цвету карточек и составляют слова.
Река - красные карточки с буквами "Р", "Е", "К", "А".
Мост - желтые карточки с буквами "М", "О", "С", "Т".
Пила - зеленые карточки с буквами "П", "И", "Л", "А".
Пятое задание "Буквы рассыпались".
Задание: На магнитной доске рассыпались буквы "В", "О", "С", "П", "И", "Т", "А", "Т", "Е", "Л", "Ь". Из букв собираются слова, до тех пор, пока не соберется самое длинное слова - Воспитатель.
Шестое задание "Найди место звука в слове".
На магнитной доске в ряд расположены карточки-буквы (Приложение 2).
Задание: поочередно назвать место заданного звука в слове, если место звука называется правильно - карточка переворачивается. В конце задания из перевернутых карточек получается слово "МОЛОДЦЫ".
По мере выполнения задания, карточки убираются, и дети видят спрятанный сундучок.
Воспитатель благодарит: "Спасибо, ребята, вы помогли Буратино справиться со всеми заданиями и Лиса Алиса и Кот Базилио возвращают ключик, а теперь мы видим, что за карточками был спрятан сундучок, давайте его откроем".
(открываем сундучок и достаем букварь)