Гендерное воспитание и развитие детей старшей группы с ЗПР на занятии педагога-психолога

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Цели:

Развитие познавательной сферы:

  • слухового, зрительного и тактильного восприятия;
  • целенаправленного внимания (концентрации) и наблюдательности;
  • слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной;
  • наглядно - образного, схематического, логического мышления и мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
  • пространственной ориентировки.

Развитие эмоционально - волевой сферы:

  • активизация произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний;
  • развитие элементарных навыков невербального общения.

Развитие речи - активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Нравственное воспитание - совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к противоположному полу.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мяч, ноутбук; две куклы - мальчика и девочки; три ладошки - красного, жёлтого и синего цветов; плакат к заданию "Лабиринт"; мешочек, предметы для него - помада, расчёска, зеркало, галстук, заколка, пистолет; демонстрационный набор из 6 пиктограмм; 6 сюжетных картинок к игре "Узнай лицо".

Раздаточный материал: индивидуальные карточки с человечками из геометрических фигур к заданию "Лабиринт"; бланки к заданию "Лабиринт" для самостоятельной работы; карточки к упражнению "Раздай игрушки", маркеры; набор из 6 пиктограмм для каждого ребенка.

Ход занятия

Введение.

Игра "Снежный ком"

- Здравствуйте, ребята! (здравствуйте, Елена Анатольевна и гости)

Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.

- Давайте поиграем в игру "Снежный ком". Сейчас будем называть ваши имена. Как? (Каждый повторяет предыдущие имена и называет своё имя)

- А теперь, вспомните и назовите, как вас ласково называет ваша мама. А мы запоминаем.

- Ласково мама вас называет, когда у неё какое настроение?

"Азбука настроения"

(с использованием ноутбука и слайд презентации - см. Приложение 1)

- А в стихотворении "Азбука настроения" мы узнаем каким вообще бывает настроение.

- Подойдите, пожалуйста, ко мне. (дети подходят к ноутбуку)

- Слушайте стихотворение "Азбука настроения"

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

- Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, какое настроение у девочки?

- А теперь вспомним, какая пиктограмма подходит к такому настроению.

- Правильно?

- Изобразите такое же выражение лица.

Таким образом просматриваются все слайды.

Последние слайды - радость и удивление.

Основная часть.

Появляются две куклы - мальчик и девочка.

- Вот, с таким же настроением к нам пришли в гости две куклы - мальчик и девочка.

- Девочку зовут Василиса, мальчика - Руслан. Поздоровайтесь с ними.

Куклы Василиса и Руслан здороваются с ребятами.

- А куда это мы попали? - говорит кукла Руслан (в детский сад)

- Как у вас здесь хорошо, красиво. Вы, наверное, любите это место? - говорит кукла Василиса. (да)

- А давайте расскажем Василисе и Руслану стихотворение про наш детский сад.

Динамическая пауза "Девочки и мальчики"

(с использованием опорных символов: "кричалки" - красная ладонь, "шепталки" - жёлтая, "молчалки" - синяя)

Я люблю свой детский сад

В нём полным полно:

Мышат? - Нет!

Цыплят? - Нет!

Утят? - Нет!

Бельчат? - Нет!

Ребят? - Да!

Хорошо, когда мы вместе

Девочки (произносят девочки)

Мальчики (произносят мальчики)

Рис. 1

Чтение стихотворения сопровождается соответствующими движениями. Перед произнесением каждого ответа детей и последних двух строк, психолог демонстрирует красную, жёлтую или синюю ладошку (Рис.1), детские ответы звучат в соответствии с показанной ладошкой - громко, тихо или показывается жестом, молча. Затем игра продолжается. В конце игры психолог показывает синюю ладонь.

Упражнение "Найди сходства и отличия"

- Значит, здесь живут мальчики и девочки? - спрашивают куклы.

- А кто из нас мальчик, а кто девочка, мы не знаем, а вы нам поможете разобраться? Почему?

(дети по очереди объясняют, чем отличаются мальчики от девочек)

отличия

Мальчик

одеждой

юбки, платья, блузки, шляпы, косынки, туфли (на каблуке), сапоги высокие

цвет в одежде

розовый, красный

причёской

стрижка, короткие волосы

играми, игрушками

куклы, посудка, "Дочки - матери":

Девочка

штаны, шорты, футболки, ботинки, кроссовки

синий, голубой, серый, зелёный:

длинные волосы, косы:

машинки, пистолеты, "Войнушки":

Игра "Лабиринт" [7]

На доске висит плакат, на котором изображены 6 человечков, состоящих из геометрических фигур,6 домиков и дорожки от человечков к домикам (Рис. 2). Каждый ребенок получает карточку с изображением человечка. Он должен провести по дорожке человечка, по пути собрать его из соответствующих геометрических фигур. И "поселить" человечка в домик.

Задание выполняется по цепочке.

Рис. 2

- Ой, ребята, кажется, кто - то плачет. У нас потерялись человечки. Они не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им. Мы будем их друзьями. Игра называется "Лабиринт".

- А как вы думаете, это мальчики или девочка? (есть и мальчики, и девочки)

- Я сейчас раздам каждому карточку с изображением человечка. Вы, по очереди, сначала находите такую же геометрическую фигуру, как голова у вашего человечка, потом проведёте человечка по дорожке, находя геометрическую фигуру, такую же, как туловище у него. Затем поселите вашего человечка в тот домик, куда привела вас дорожка.

Первые двое детей, которые уже "поселили" своих человечков в домик, получают индивидуальное задание - бланк, на котором изображен подобный лабиринт.

Ребенку нужно расселить всех человечков, нарисовав их маркером в домике.

Игра "Волшебный мешочек"

В мешочке спрятаны разные предметы - помада, заколка, расчёска, галстук, пистолет, зеркало. Дети, по очереди, нащюпывают какой - либо предмет, отгадывают его, вытаскивают и дарят либо мальчику, либо девочке. Есть два предмета - расчёска и зеркало, которые подойдут обоим.

- Ой, посмотрите, что эту тут висит? У вас человечки, а у меня - мешочек! И в нём что - то есть. Сейчас мы узнаем, что там.

- Каждый, по очереди, опускает руку в мешочек, находит там что - то, узнаёт, называет что это. И только потом вытаскивает из мешочка.

Первый ребенок вытаскивает какой - либо предмет.

- А как вы думаете, кому эту вещь можно подарить: мальчику или девочке?

Ребенок кладёт свой предмет какой - либо из кукол. Игра продолжается.

Последним психолог достаёт апельсин.

Пальчиковая гимнастика "Апельсин" [6]

- Что это? (апельсин)

- Все ли знают стихотворение про апельсин?

Очищаем апельсин, (изобразить)
На тарелке он один, ("тарелка")
Апельсин я разломлю, (изобразить)
Всех знакомых наделю: (движения кистями от груди вперед)
Эту дольку Ване, эту дольку Тане, (загибаем пальчики, начиная с большого пальца, на обеих руках одновременно)
Эту дольку Толе, эту дольку Коле,
Ну, а что останется, только мне достанется (движения кистями вперед, к груди)

Упражнение "Раздай игрушки" [3]

Упражнение выполняется сидя за столами, индивидуально.

- Ребята, а вы делитесь конфетами, игрушками?

- Посмотрите, на этих карточках ребята никак не могут разделить между собой игрушки. Нужно им помочь. Догадайтесь, как нужно правильно раздать игрушки. Мальчики будут помогать мальчиками, а девочки - девочкам. Вам нужно маркером провести линию от хозяина к его игрушке. Посмотрите внимательно.

- Вадим, кому ты отдашь первый кораблик?

- Всем понятно?

На карточках изображены мальчики и кораблики, девочки и куклы.

Каждая игрушка сочетается по цвету и рисунку на одежде со своим хозяином (Рис. 3, 4).

Рис. 3

Рис. 4

Динамическая пауза "Как живёшь?"

- И мальчики, и девочки получили свои подарки. Они вам благодарны за помощь.

- Все любят подарки, не только получать, но и дарить, правда?

- Весело мы живём! А настроение у вас какое? (веселое)

- Как и в игре "Как живёшь?"

- Как живёшь? - Вот так!

- А плывёшь?

- А бежишь?

- Вдаль глядишь:

- Ждёшь обед:

- Машешь вслед:

- Утром спишь:

- А шалишь:

(дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога)

- А мама вошла в комнату и посмотрела как? (дети изображают мимикой)

- Вот так. Что она сделала? (удивилась или рассердилась. Демонстрируются пиктограммы удивления и злости)

- Подойдите к столу, там ещё есть пиктограммы.

Игра "Узнай лицо" [2]

Перед каждым ребенком набор из 6 пиктограмм:

радость, страх, гнев, удивление, обида, грусть (Рис. 6).

Психолог предлагает каждому ребенку, по очереди, вытащить сюжетную картинку, на которой изображено какое - то эмоциональное состояние (Рис. 5), не показывая её, изобразить это состояние мимикой. Дети должны молча, показать ту пиктограмму, которой соответствует это выражение лица. Затем ребенок демонстрирует сюжетную карточку. Игра продолжается.

Рис. 5

Рис. 6

- Сейчас каждый, по цепочке, будет вытаскивать сюжетную картинку, и изображать нам своим лицом, мимикой, настроение ребенка, который на ней нарисован. А все остальные ребята, молча, будут отгадывать и показывать пиктограмму, которая подходит к этому выражению лица.

Итог.

- Как мы интересно, весело поиграли. Давайте поможем нашим куклам вспомнить в какие игры мы играли.

Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты. Рассказывают, какие игры им понравились.

Всё это происходит сидя на ковре, передавая мяч по кругу.

- Помните, в начале занятия, каждый сказал, как его ласково зовёт мама. Давайте, прощаясь, назовём друг друга ласково.

Каждый ребенок прощается с остальными ребятами, называя их ласково по имени.

А затем дети прощаются с психологом, куклами и гостями.

Список литературы:

  1. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.
  2. Игра "Наши чувства и эмоции" (Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально). - "Весна Дизайн", 2005 г.
  3. Соколова Ю.А.
  4. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6 - 7 лет. - м.: Эксмо. 2009. - 64с.
  5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
  6. Психологические занятия с дошкольниками "Цветик - семицветик". - СПб.: Речь, 2004. - 96с.
  7. Катаева. Л.И.
  8. Работа психолога с застенчивыми детьми. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.
  9. Ткаченко Т.А.
  10. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2010. - 64 с.
  11. Салмина Н.Г.
  12. Учимся думать. Что это такое?: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вента - Граф, 2005. - 80 с.