Дети с нарушением зрения не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. Кроме того, при частичном зрительном поражении дети, как правило, лишь незначительно используют сохранные анализаторы для восполнения недостающей зрительной информации, что затрудняет формирование образов, представлений и приводит к обедненности зрительного восприятия.
Основное содержание сенсорного воспитания детей с нарушением зрения в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования свойств предметов и объектов окружающего мира.
Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Поэтому на всех видах занятий с самого раннего возраста ведется систематическая работа по формированию сенсорных эталонов, развитию зрительного восприятия, всех сохранных анализаторов, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением. В ходе формирования общепринятых систем сенсорных эталонов на коррекционных интегрированных занятиях применяются приемы, которые придают выполнению заданий игровой характер.
В качестве примера приводится конспект интегрированного занятия по формированию сенсорных эталонов для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста.
Конспект интегрированного занятия “Спасение солнышка”
Цели:
- Познакомить с понятиями “узкий”, “широкий”; закреплять представление о понятии “длинный”; закреплять представления о красном, желтом, синем, зеленом цветах; продолжать формировать умение группировать кирпичики по цвету; закреплять представления о понятиях “много”, “один”, “маленький, большой”, о геометрических фигурах: круг, треугольник; учить видеть предметы округлой и треугольной формы; учить выкладывать из двух треугольников разного размера елочку; обогащать представления детей об осени в лесу; формировать представления о шуме ручейка и реки; о повадках зайца осенью; формировать представления о шерстке зайца; учить рисовать солнышко на песке; выкладывать солнышко из шнурка и палочек.
- Развивать речь (активизировать в речи слова: широкий, узкий, длинный; много, один; большой, маленький); учить четко проговаривать слова в закличке; развивать мышление; внимание; память; наблюдательность.
- Воспитывать желание помочь кому – то в беде, умение действовать согласованно всем вместе, не мешая друг другу.
- Развивать зрительное, тактильное, слуховое восприятия; активизировать зрительные функции; развивать глазомер; двигательную активность; умение соотносить действия со словами; развивать мелкую моторику; ориентировку в пространстве.
Материалы:
- Демонстрационный: желая прозрачная ткань (под тканью игрушка зайца; на ткани много желтых листьев и 1 красный лист); узкий ручеек из синей ленты; синяя ткань (река); силуэты машин из картона красного, зеленого, синего цветов; кирпичики красного, зеленого, синего цвета; 2 дощечки длинная и короткая; игрушка-солнышко или силуэт солнышка из картона; поднос с песком;
- Раздаточный: 2 треугольника зеленого цвета (большой и маленький); 3 желтых шнурка; 18 желтых палочек; серебряные султанчики;
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко светит.
(На экране появляется солнышко) (Приложение 1)
– Но что это произошло? (Солнышко закрывается тучей с замком; звучит звук грома.)
– Спрятали тучки солнышко. Стало темно и холодно вокруг. Нужно освободить его.
– Пойдем спасать солнышко?
(Дети идут за педагогом.)
Большие ноги шли по дороге
Топ-топ-топ-топ.
(Дети топают, высоко поднимая колени.)Маленькие ножки шли по дорожке
Топ-топ-топ-топ.
(Топающий шаг, не поднимая коленей.)
(На экране появляется осенний лес.) (Приложение
1)
(Дети подходят к изображению леса на экране.)
Воспитатель:
– Куда мы пришли? (В лес.)
– Посмотрите, какой красивый осенний лес.
– Какого цвета листочки на деревьях? (красного, желтого, оранжевого)
– Ребята, давайте тихо подуем на листочки, как будто пролетел легкий ветерок. А теперь подул сильный ветер (дети дуют сильнее).
– Падают, кружатся листья с деревьев.
– Посмотрите, что это на полянке. (дети подходят к полянке с листьями)
(На полу под желтой прозрачной тканью с листьями из картона (много желтых и 1 красный) лежит игрушка зайца.)
– Сколько с деревьев листочков нападало. (Обращается внимание на листья.)
– Какого цвета листочки упали? (Желтые и красные.)
– Сколько желтых листочков? (Много.)
– Сколько красных листочков? (Один.)
– Кто это под листочками спрятался? (Заяц.)
– правильно, это зайчик. (Заяц достается из под ткани.)
– Какой зайчик на ощупь? (Пушистый, мягкий.)
(Дети трогают зайца руками.)
– Какой зайчик? (Мягкий, пушистый.)
(На экране появляется одна елка из 2 треугольников и пеньки вокруг нее.) (Приложение 1)
(Внимание детей обращается на полянку на экране, где одна елка и много пеньков.)
Воспитатель: Посмотрите, вокруг этой поляны росло много елок. Но их кто-то срубил.
– Сколько елок? (Одна.)
– Сколько пеньков? (Много.)
– Бедному зайчику даже негде спрятаться от волка. Давайте посадим елочки.
– Какого цвета елочка? (Зеленого.)
– Из каких фигурок состоит? (Из треугольников.)
– Какой треугольник наверху? (Маленький.)
– Какой треугольник внизу? (Большой.)
(Детям раздаются 2 треугольника из картона зеленого цвета (большой и маленький.)
Воспитатель: Нужно из двух треугольников собрать елочку. (Дети выкладывают на полу елки из 2 треугольников.)
– Какой треугольник положили верху? (Маленький.)
– Какой треугольник пожили внизу? (Большой.)
– Сколько теперь у нас елок в лесу? (Много.)
– Теперь волку зайца не найти.
– А нам нужно идти дальше, солнышко выручать.
(Дети идут за воспитателем.)
Большие ноги шли по дороге
Топ-топ-топ-топ.
(Дети топают, высоко поднимая колени.)Маленькие ножки шли по дорожке
Топ-топ-топ-топ.
(Топающий шаг, не поднимая коленей.)
(На экране появляется журчащий ручей.) (Приложение 1)
(Внимание детей обращается на ручей на экране.)
Воспитатель: Послушайте, как журчит ручеек. (Дети слушают.)
– Ручеек журчит тихо. (На полу выкладывается узкий ручеек из синей ленты.)
– Вот перед нами ручеёк, давайте мы с вами попробуем перепрыгнуть ручеёк? Все прыгаем. Перепрыгнули. А почему мы его перепрыгнули?
– Ручеек узкий, поэтому его можно... (перепрыгнуть).
– Повторите все вместе, какой ручеек? (Узкий.)
(Дети подходят к кирпичикам красного, зеленого, синего цвета, разбросанным на полу.)
Воспитатель: А дальше дороги нет, насыпал кто -то камней на дорогу, надо их разобрать.
(На пути детей насыпана кучка из разноцветных кирпичиков.)
– Какого цвета камешки? (Красного, синего, зеленого.)
(На полу разложены силуэты машин из картона красного, зеленого, синего цветов.)
– Какого цвета машины? (Красного, зеленого, синего.)
– Красные камешки нужно положить в красную машину, синие – в синюю, а зеленые – в зеленую..
(Дети раскладывают кирпичики по цветам на силуэты машин такого же цвета.)
– Вот путь и свободен, можно идти дальше.
(Дети идут вслед за педагогом и подходят к реке из ткани на полу.)
(На экране появляется шумящая река.) (Приложение 1)
Воспитатель (внимание детей обращается на реку на экране): Смотрите, на нашем пути течет река. Послушайте, как шумит река. (Дети слушают.)
– Река шумит громко.
(На полу лежит широкая речка из синей ткани, рядом 2 дощечки (длинная и короткая).)
– Давайте попробуем перепрыгнуть реку. Получится? (Нет.)
– Река широкая, поэтому ее нельзя перепрыгнуть.
– Повторите все вместе, какая река? (Широкая.)
– Как нам перейти речку? Что нужно построить?
(Дети предлагают варианты способов переправы через реку.)
– Правильно, нужно построить мостик. А для этого нам понадобятся дощечки.
(Детям показываются 2 дощечки – длинная и короткая.)
– Какая дощечка подойдет для мостика? (Дети выбирают самую длинную дощечку. Кладут ее через реку.)
– Какую дощечку вы выбрали? (Длинную.)
– Мостик готов, переходим на другой берег.
(Дети переходят по дощечке через реку.)
(На экране появляется тучка с замком) (Приложение 1)
Воспитатель: Посмотрите, вот мы и пришли туда, где закрыто солнышко. Нам нужно открыть замок.
Пальчиковая гимнастика
– На двери висит замок,
(Переплет пальцев в “замок”)Кто его открыть бы смог?
Потянули,
(Тянут в разные стороны)Покрутили,
(Круговые движения кистями)Постучали и –
(Постучали “замочком” по коленям)Не открыли.
(На полу разложены серебряные дождинки –султанчики)
Воспитатель: Замок боится серебряного дождя, но при этом вы должны правильно назвать следующую фразу:
Дождик, дождик, лей, лей,
И замок открой скорей.
(Дети машут султанчиками на тучку на экране и
проговаривают слова.)
(На экране замок растворяется и тучка пропадает,
появляется солнышко) (Приложение1)
(Педагог показывает игрушку солнышка или силуэт
солнышка из картона детям.)
Воспитатель: Освободили мы солнышко от серых тучек.
Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки .
Очень рады солнышку.
(Дети хлопают в ладошки.)
Зрительная гимнастика
Воспитатель: Проследите глазками, куда покатилось солнышко. (Игрушка-солнышко перемещается влево право, вверх вниз, далеко, близко. Дети прослеживают за солнышком взглядом.)
– Солнышко лучистое, потому что у него есть
лучики.
– Сколько лучиков у солнышка? (Много.)
– Какой формы солнышко? (Круглое.)
– Какого оно цвета? (Желтое.)
(Дети подходят к песку на подносе.)
Воспитатель: Можно нарисовать солнышко на песке. Сначала нарисуем круг. (Педагог на песке рисует круг.)
– Потом нарисуем много лучиков. (Педагог рисует много лучиков вокруг круга.)
– А еще можно сделать солнышко из шнурочка и палочек.
(Дети подходят к столу.)
Воспитатель: Сначала делаем круг из желтого шнурочка. (Педагог складывает из шнурочка круг.)
– А затем выкладываем вокруг круга много лучиков из палочек. (Педагог выкладывает 6 желтых палочек-лучиков вокруг круга из шнурка.)
– Посмотрите у меня солнышки есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас сделает себе солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее. (Несколько человек подходят к подносу с песком и рисуют пальчиками солнышко на песке, а несколько человек делают солнышко из шнурка и палочек).(затем дети меняются местами.)
Воспитатель: Какие замечательные солнышки у нас получились!
– Так приятно гулять под солнышком, подставить своё личико солнышку, потянуть ладошки к солнышку, прогреть их, а затем прислонить к лицу и ощутить солнечное тепло. Вот так пригревает солнышко нашу землю.
– Давайте расскажем солнышку. что мы делали, чтобы его cпасти?
(Дети по наводящим вопросам отвечают. чем занимались на занятии.)