Цели и задачи:
- Формирование эстетического вкуса и стремления к прекрасному.
- Развитие сотрудничества учащихся и педагога в ходе подготовки и проведения мероприятия.
- Формирование культуры слушания и восприятия через произведения художников эпохи Возрождения.
Оформление:
- Мастерская художника (этюдник, кисти, палитра, краски).
- Выставка работ Карасёвой Виктории, ученицы 9 а класса..
- Компьютерная презентация на тему: "Произведения мастеров эпохи Возрождения в художественных галереях мира".
- Компакт-диск "Государственный Эрмитаж".
- Компакт-диск с музыкальными произведениями. (Каччини, Бах, Боккерини, Сен-Санс, Шуберт, Равель).
Ведущий: Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по музеям, галереям изобразительного искусства. Искусство- это важный инструмент становления личности, воспитания души, развития творческих способностей человека. Первые шаги в мир прекрасного начинаются с уроков изобразительного искусства. Мастерская художника- это целый мир, в котором каждый предмет имеет своё место и значение. Она отражает вкусы и пристрастия своего хозяина. Однако неизменными в ней во все времена остаются мольберт, кисти, палитра. Наши ребята также интересуются искусством, живописью, посещают музеи, выставки, есть среди нас и такие, кто учится в художественной школе. Так, например, Карасёва Виктория подготовила к нашей сегодняшней встречи выставку своих работ. Среди её произведений - натюрморты, пейзажи, портреты. Именно на портретной живописи мы и остановимся.
Портрет - это произведение изобразительного искусства, в котором запечатлен внешний облик человека (или группы людей). Само название произошло от старо французского выражения, обозначающего " воспроизводить что-либо черта в черту". Написать портрет - дело наисложнейшее. Не каждый художник осмелится назвать себя портретистом, даже если он является автором нескольких портретов. Портретист должен изучить анатомию головы и лица. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типичные черты той эпохи, в которую он жил.
Личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывает на произведение зримый отпечаток.
Во все времена мастера создавали неповторимо прекрасные произведения. Каждая эпоха подарила миру свой характерный художественный стиль - визитную карточку времени. Мир превратился в грандиозный музей, где Египет и Греция - сокровищницы искусства Древнего Мира, Германия, Франция, Испания сохраняют произведения готики и барокко; непревзойденные шедевры классицизма можно увидеть в России. Всё это так.: Но, к сожалению, увидеть все эти произведения воочию, побывать во всех этих странах за тот короткий временной промежуток, которым мы располагаем, в реальности просто невозможно. Было бы невозможно, если бы не эпоха информационно-компьютерных технологий, которые позволяют любому пользователю в любой момент времени изучить необходимый вопрос. Так что наше путешествие обещает быть необычным, оно станет виртуальным.
Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения - эпоху универсальных способностей, титанической работоспособности, совершенной гармонии.
Мы начинаем наше путешествие с Германии, а точнее с Дрезденской картинной галереи (на экране - Дрезденская картинная галерея).
Ученик 1: Картинная дрезденская галерея - одно из самых лучших в мире собраний живописных полотен европейских мастеров. Она была основана в 1560 году как дворцовое собрание саксонских курфюрстов. В 1828 году галерея стала доступна для всеобщего обозрения.
Трагическая полоса истории ДКГ связана с приходом к власти фашистов в 1933 году. Как и из других музеев Германии, они вывозят из галереи многие произведения европейских художников ХХ века, объявленные "выродившимся искусством", и варварски уничтожают их. Но самые страшные испытания были еще впереди. В конце II Мировой войны, когда советские войска стояли в 110 км от города, англо-американская авиация совершила бессмысленный по своей жестокости массированный налет на Дрезден. Здесь не было важных военных объектов, и разрушены были многочисленные жилые дома, архитектурные памятники, и в том числе здание ДКГ. В огне пожаров сгорело 197 картин. Однако и это не последняя страница трагической истории одного из лучших в мире собраний живописи. В последние недели войны фашисты спрятали картины в старых заброшенных штольнях и шахтах, где им угрожала неминуемая гибель. Многие произведения получили серьёзные повреждения. Бесценные полотна нашли и спасли воины Советской Армии, и вывезли в СССР и реставрировали. Несколько лет трудились советские реставраторы, чтобы вернуть картинам жизнь. И вот они снова засияли красками. 1240 произведений были переданы в ГДР в 1955 году, а с 1956года они вновь экспонируются в восстановленном здании галереи.
Ученик 2: Мастера разных эпох и разных стран часто обращались к образу Девы Марии, божественному символу доброты, милосердия и любви. Среди огромного количества живописных полотен и скульптур, посвященных Богоматери, есть произведения уникальные, всемирно известные, овеянные легендами. (На экране - " Сикстинская мадонна")
"Сикстинская мадонна" когда-то украшала церковь святого Сикста в итальянском городе Пьяченце. Папа Юлий II в 1511 году заказал ее Рафаэлю. Но когда монахам понадобились деньги, они продали "мадонну" и с разрешения Папы полотно отправилось в Дрезден. В 1945 году, после окончания второй мировой войны, картина оказалась в Москве. Через несколько лет после реставрационных работ "Сикстинская мадонна" вернулась в Дрезденскую картинную галерею.
(На фоне произведения Каччини "Аве Мария" звучит рассказ учащегося)
Ученик 3: Внимательно вглядитесь в картину "Сикстинская мадонна". Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына- маленького Христа на страдания и муки. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.
Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка - отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы не смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читается вопрос: "Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?"
Ученик 4. Стихотворение А. Маркова "Сикстинская мадонна"
Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза:
Не от них ли, бездонных,
Даже чёрствые души светлели,
Не сводил с нее взгляда,
Покуда дымку облак, накинув на плечи
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна навстречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят,
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям
Я не скрыл
Всё как есть, я ответил
К диким скалам его приковали
Но огонь отвоёванный светит,
Прорезая, полночные дали.
О смешные! Наивные твари,
Что ему учинили расправу
Смерть такая - бессмертие дарит:
Благодарны вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына.
Ведущий: Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.
Ну а мы с Вами переносимся в самый центр Парижа. Здесь, вдоль правого берега Сены раскинулся комплекс старинных зданий.
Ученик 5: Когда-то здесь был средневековый замок, затем королевский дворец. Сейчас здесь хранится одна из художественных величайших коллекций мира. Как называется этот музей? Лувр. Основу художественной коллекции Лувра составили королевские собрания картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. В 1791 году декретом Национального собрания Лувр был объявлен художественным национальным музеем и в 1793 году открыт для широкой публики. В эти годы он значительно пополнился коллекциями, национализированными у некоторых монастырей, церквей, аристократических семейств.
Невозможно представить Лувр без знаменитой "Джоконды" Леонардо да Винчи.
(На экране - "Джоконда", на фоне музыки Сен-Санса "Умирающий лебедь" ученица рассказывает о истории создания картины)
Ученик 6: " Мне удалось создать картину действительно божественную". Так отзывался сам Леонардо о женском портрете, который считается увенчанием его творчества. Над этим сравнительно небольших размеров портретом он проработал 4 года. Т.к Мона Лиза была очень красива, Леонардо прибёг к следующему приёму: во время писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на лире и пели, и шутов, которые постоянно поддерживали в ней весёлое настроение. Всё это для того, чтобы меланхолия не исказила её черты.
В начале прошлого века полоумный итальянец похитил из знаменитого Квадратного зала парижского Лувра это сокровище, чтобы вернуть его в Италию, и там каждый день одному любоваться им - и эта пропажа была воспринята как подлинная трагедия для искусства. И в Лувр потянулись толпы парижан, прежде далёких от искусства, лишь с тем, чтобы увидеть гвоздь, на котором висела божественная картина. А какое ликование вызвало затем обратное водворение "Джоконды" в Лувр!
"Джоконда"- одна из главных достопримечательностей французской столицы, и потому каждый иностранный турист считает своим долгом поглядеть на неё. Улыбка Джоконды - столь приятная, что, глядя на этот портрет, испытываешь божественное, чем человеческое, удовольствие. Те ухищрения, к которым прибегал Леонардо, чтобы добиться на лице модели нужного ему выражения, очень показательно для творческого метода великого художника, который говорил, что "хороший живописец должен писать две главные вещи- человека и представление его души".
Ведущий: А наше путешествие продолжается. Мы находимся в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. (Диск "Эрмитаж" Искусство западной Европы, введение, об Эрмитаже- 2 мин)
Ученик 7: Когда молодому художнику Тициану Вечеллио (1476\77-1576) сообщили о смерти учителя, 33-летнего Джорджоне, Тициан был потрясён тем, какая короткая жизнь дана человеку и как мало можно успеть! Тогда он не мог даже и предположить, что проживёт трижды по33:
Дата рождения Тициана неизвестна. Зато сохранилось его письмо испанскому королю Филиппу II, написанное в 1571 году. В этом письме художник жалуется, что ему уже 95 лет, силы покидают его. Если это так, то родился Тициан в 1476 году и прожил почти 100 лет. Родился он в маленьком местечке Кадоре, расположенном у подножия Альп. Некоторые историки утверждают, что происходил он из очень богатой и знатной семьи, другие убеждены, что отец его всего-навсего командовал сотней в кадорском гарнизоне. Учился Тициан у самого знаменитого художника Венеции- Джорджоне. Тициан писал кардиналов, пап, герцогов, адмиралов, поэтов, друзей, жён друзей и их детей:Его кисть буквально летала над холстом, краски ложились сочными свободными мазками. Мерцающие, неровные контуры словно пульсировали, и живопись становилась воистину "живой". Такой техникой живописи до Тициана не владел никто.
Ученик 8: Портреты, портреты, портреты.: Если все портреты Тициана собрать вместе, получилась бы блестящая галерея героев той далёкой эпохи. Говорят, написал он их более 500. Он умел передать внутреннее состояние человека, его переживания и настроение. Неподражаемо легко делал он это и в 30 лет и в 40, и в 60, и в 80. За всю свою жизнь он не знал ни творческих кризисов, ни спадов, ни падений, ни неуверенности, ни разочарований. Свой талант он считал даром небес и никогда не хвастался мастерством, которого достиг. Представьте: вековой старец приходит в мастерскую и распахивает шторы. Но света он практически не видит - вот уже 20 лет, как Тициан потерял зрение. Больными слабыми руками, буквально на ощупь готовит он палитру, берёт кисти и подходит к мольберту. И происходит чудо: великая сила искусства побеждает старость, и рождаются бессмертные полотна:
(Диск "Эрмитаж" - Индекс-Мастера-Италия - "Т" - Тициан - "Кающаяся Мария Магдалина")
Наша следующая остановка - Национальная галерея в Лондоне.
(На экране - Лондонская национальная галерея).
Ученик 9: Лондонская национальная галерея - одна из главных достопримечательностей английской столицы была основана в 1824 году. В отличие от других европейских музеев она сложилась не как дворцовое королевское собрание: в её основе лежат несколько частных коллекций подаренных, завещанных или же купленных для галереи государством. В настоящее время в галереи представлены шедевры европейской живописи за 6 столетий. Главное место в галереи занимают произведения итальянской школы, которая представлена настолько полно, как нигде за пределами Италии. Экспозиция занимает 17 залов. Произведения мастеров Раннего Возрождения попали в галерею в основном в середине ХIХ века, когда сотрудники галереи объезжали старые европейские дворцы, монастыри, церкви, посещали аукционы картин, оттискивая интересные произведения.
(На фоне музыки Боккерини "Менуэт" ученица рассказывает о картине).
Картина Караваджо "Гадалка" относится к последним годам XVI века и датируется 1594 годом.
На фоне светло - коричневой стены развёртывается практически уличная сцена. Молодая, одетая в национальный костюм цыганка предсказывает судьбу богатому юноше в роскошной шляпе, а в это время снимает с его руки дорогое кольцо. Мастерски выписана одежда щёголя: набивной бархат камзола песочного цвета с черными вставками, тончайшее кружево рубашки, выступающей у шеи и из-под манжет, шёлковый серо - жемчужный отворот плаща, на фоне которого блестит эфес стальной шпаги. Цыганский наряд тоже достоин описания: белоснежная, залихватски завязанная чалма и рубашка с орнаментально вышитой стойкой воротника контрастирует с плащом цвета морской волны.
Самоуверенное выражение лица молодого человека говорит о том, что он даже не может предположить, что его обманывают. В то время как полуулыбка и жест цыганки, снимающей кольцо, красноречиво свидетельствуют о ее тайном намерении.
Ведущий: Караваджо открывает новую эпоху в искусстве. В XVII веке живописные произведения будут строиться по другим формальным законам, во многом отличным от тех, которым следовали мастера Возрождения. К картинам на исторические и мифологические сюжеты и портретам добавятся выделявшиеся в отдельные жанры пейзаж и натюрморт. Возникнет обширный художественный рынок. Но это уже другая страница в истории искусства.
Вопросы учащимся:
1. Что интересного и нового вы услышали о художниках эпохи Возрождения?
2. Какие портреты мастеров этой эпохи вам понравились больше всего и почему?
3. Понравился ли вам наш классный час?
Ведущий: Спасибо, ребята. Наша виртуальная экскурсия по художественным галереям мира подошла к концу. Благодарим Вас за внимание! До новых встреч!