Цель: развитие интереса к изучению математики, формирование навыков, усвоенных учащимися на уроках.
Оформление: Импровизированный ринг (толстая верёвка, 4 стула), по противоположным углам ринга - синий и красный столы для команд, по 4 сторонам "ринга" - 4 стола для судей (каждый судья за одним столом), по центру - стол для главного судьи.
Условия боя: мальчишеские команды по 5 чел, у капитана - боксёрские перчатки.
Домашнее задание:
а) знать формулы по теме "Квадратные уравнения", уметь решать уравнения по этой теме; исторические сведения (в учебнике)
б) акробатический этюд под девизом "Сила есть!"
(можно из болельщиков)
в) придумать "вызов к бою" для команды-соперницы
Условия судейства: Главный судья - счётчик, а угловые судьи - снимают балы
За некорректность борьбы, ставят баллы за этюд.
Сценарий соревнования
1 раунд: Разминка. Конкурс лидеров команд. История квадратных уравнений. Сначала задают вопрос одному лидеру, затем другому. Правильный ответ - 1 балл.
1-я команда
- Европейский учёный, который не признавал отрицательных корней при решении квадратных уравнений. (Ф. Виет)
- В связи с чем появилась необходимость решать квадратные уравнения? (нахождение площадей земельных участков и с земляными работами военного характера).
- Как назывался трактат по алгебре узбекского учёного 9 века ал-Хорезми? (Краткая книга о восполнении и противопоставлении)
- В клинописных текстах этого древнего народа приводятся задачи с решениями квадратных уравнений, но непонятно каким образом они были найдены. (вавилоняне)
- Способ решения полных квадратных уравнений он изложил в книгах "Арифметика", которые не сохранились до наших дней. (Диофант)
2-я команда
- Как давно люди умеют решать квадратные уравнения? (около 2000 лет до н.э.)
- Француз, по образованию юрист, был советником короля Георга III и Георга IV. Ещё его называют основоположником алгебры. ( Ф.Виет)
- Индийский учёный, изложивший правило решения квадратных уравнений, по существу совпадающее с современным.(Брахмагупта).
- В какой стране найти неизвестное в уравнении означало построить искомый отрезок? (Древняя Греция)
- Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми были впервые изложены в "Книге абака", написанной в 12 веке итальянским математиком. (Л.Фибоначчи)
2 раунд: Решение уравнений по теореме Виета.
Ведущий показывает таблички с уравнениями командам, они отвечают на листочках, которые затем отдаются на стол главного судьи . 1 балл - правильный ответ.
2x2 + 3x - 5 = 0 1; -2,5 x2 + 17x - 18 = 0 1; -18 х2 - х - 2 = 0 2; -1 х2 - 1 = 0 -1; 1 х2 + 14х - 120 = 0 6; - 20 х2 + 10х - 600 = 0 20 ; - 30 13х2 - 18х + 5 = 0 1; х2 - 9х + 20 = 0 5;4 6х2 + х = 0 0; - х2 + 16х +63 = 0 -7; - 9
3 раунд. Решение квадратных уравнений по D. Ведущий просит команды выбрать самим двух сильнейших участников. Одному из них завязыват глаза, другому - завязывают руки (одевают перчатки) и возвращают в таком состоянии в команду. 1 балл - за правильный ответ.
5х2 - 11х + 2 = 0 2;0,5 35х2 + 2х - 1 = 0 -0,2; 3х2 + 3 = 10х 5х2 = 9х + 2 2; - 0,5 0,7х2 = 1,3х + 2 -1;
4 раунд: Акробатический этюд. "Математика - это гимнастика ума" М.И.Калинин. Оценивают все судьи. Макс.балл - 2 балла.
5 раунд: Командам показывают текст задачи, который они должны запомнить, восстановить по памяти и решить задачу.
Задача: Огородный участок, имеющий форму прямоугольника,одна сторона которого на 10 м больше другой, требуется обнести изгородью. Определите длину изгороди, если известно, что площадь участка равна 1200м2.
Ответ: 140м.
В зто время блиц- опрос с болельщиками. Они хором должны отвечать "Да" или "Нет". Прав. ответ : 0,1балл. Макс. - 0,5б.
1-я команда
1. Полное квадратное уравнение имеет два корня, если D = 0. Нет!
2. Если в квадратном уравнении ax2 + bx + c = 0 хотя бы один из коэффициентов b или c равен 0, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением. Да!
3. Евгений Онегин обожал Ольгу. Нет!
4. 52 - 4 2 = 1 Нет !
5. Если х1 и х2 - корни уравнения ax2 + bx + c = 0, то х1 х2 =
Да!
2-я команда
1. Полное квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен 1, называют приведённым квадратным урвнением. Да!
2. - 9 = 2 Нет!
3. Все подвиги Дон Кихота были посвящены Офелии. Нет!
4. Для квадратных уравнений, у которых второй коэффициент чётным числом, D вычисляется по формуле k2 - ac Да!
5. Если х1 + х2 = - p , а х1 х2 = с , то х1 и х2 - корни приведённого квадратного уравнения. Да!
Жюри подводит итоги, награждение команд.
Список используемой литературы.
- Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей.-М.:Просвещение,1982.
- Алгебра: учеб.для 8 кл.образоват учреждений/под ред. С.А. Теляковского.-М.:Просвещение, 2005.