Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка, методика организации развивающих и подвижных игр "Ярмарка подвижных игр"

Разделы: Внеклассная работа


Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями психики, ставят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей". Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия . Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребенка

Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.

В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка. При этом руководящая роль воспитателя сохраняется. Он должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство либо прекратить игру, если она вредно действует. К игре непосредственно примыкают и внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование и т.п. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра - работа, которую он выполняет с удовольствием, так что "может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы".

Известно, что у ребят усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме имеет то преимущество, что в игре ребенку понятна сама необходимость новых знаний и способов действия.

Если на занятиях дети выполняют задания взрослого, то в игре они решают собственную задачу.

Методика организации развивающих игр

Развивающие игры мы проводим чаще всего в помещении, в условиях класса, школы. Этих игр существуем много. Например, "Чьи это слова?":

- Кто, в какой книге, и о ком сказал: "Он с детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле жил человек своим трудом и не был в кабале?"

- Кем и о ком написаны эти стихи: "Любимых детских книг творец и верный друг ребят, он жил, как должен жить боец и умер, как солдат?"

  • различные задачи на смекалку.
  • отгадывание полученных чисел.
  • отгадывание задуманных чисел (х·3+6):3=?

Чтобы получить задуманное, надо от полученного вычесть два.

  • всевозможные викторины

Методика проведения познавательных игр всем известна.

Если в подвижных играх командное соревнование, то тут чаще всего на лучшего и сообразительного ученика, на личное первенство.

"Конкурс смекалки"- это комплексная игра-соревнование, охватывающая самые различные виды деятельности детского коллектива. Продолжается она весь учебный год.

Условия конкурса краткие, четкие, ясные:

ответы на задачи-задания сдаются в письменном виде (вопрос переписывать не надо). Надо указать имя, фамилию, класс, номер задачи и решение;

б) за правильный ответ, решение присуждается один балл;

в) тот, кто решит любую задачу первым, получит три балла, кто сдаст решение вторым - два, а остальные - по одному;

г) зачет в игре лично- командный: балл получит не только участник, но и его класс;

д) участники и коллективы, набравшие число баллов, по окончании игры награждаются призами.

Главное - это широкое разнообразие вопросов-заданий из самых разных областей знаний, разнообразных по степени серьезности и глубины. Сочетаются сложные и легкие задачи, требующие именно смекалки.

Второе условие - учет возраста. Хотя игра общешкольная и большинство вопросов доступны всем, все же для уравнения шансов нужно подготовить, например, серию "Только для учащихся 1-10 классов", куда включить загадки, шарады, ребусы, скороговорки и пр.

Третья отличительная черта конкурса - совместное участие детей и взрослых. Присутствие педагогов в игре повышает интерес детей. Успехи в конкурсе помогают детям по-новому себя проявить, занять в коллективе совершенно новые позиции.

Литературные игры

В наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги неизмеримо возрастает. А читают современные дети все меньше и меньше, т.к. существует жесткая конкуренция телевизора, компьютера и т.п.

Основная задача литературных игр - приохотить ребят к чтению, а также к придумыванию сказок, дать информацию о книгах, пользующихся устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературных игр - приохотить ребят к чтению, а также к придумывание сказок, дать информацию о книгах, пользующих устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературной викторины, дети обязательно должны сказать, кто автор данного литературного произведения, как оно точно называется. За верный ответ на каждый вопрос - одно очко, за знание фамилии автора и названия книги- по одному очку, т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка.

Решая литературные кроссворды, также желательно указывать автора литературного произведения и его название, даже если они не фигурируют в вопросах.

Подвижные игры

Активный отдых - наиболее эффективный способ восстановления работоспособности организма.

Произведенные специалистами исследования показали, что весьма важным фактором в решении задачи по обеспечению работоспособности детей является целенаправленное использование перемен и послеурочного времени в виде игр и спортивных развлечений. Это обеспечивает правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работоспособности.

Приступая к проведению игры, воспитатель располагает учащихся таким образом, чтобы все участники хорошо его видели и слышали, объясняет содержание и правила игры. Основные движения игроков воспитатель показывает сам, а взаимодействие между несколькими игроками с помощью играющих. Он указывает назначение линий, проводимых на площадке. Обязательно надо предупредить о сигналах, которые будут даваться для начала и остановки игры.

Надо четко ограничить пределы игровой площадки, чтобы не возникали споры, связанные с переходом через линии.

При проведении игры на местности очень важно выбрать точные правила или, если сделать это затруднительно, назначить в каждой команде посредников, которые на месте разрешают возникающие споры. К проведению игр желательно привлекать старшеклассников.

При проведении игр на новом месте обязательно осмотреть состояние площадки или помещения и устранить все, что может быть причиной травм.

Подвижных игр существует очень много. Классификация их сложная; буду говорить о тех играх, которые нам приходится проводить в процессе работы с детьми. Это:

а) подвижные игры,

б) спортивные игры и состязания,

г) "Ярмарка подвижных игр".

Подвижные игры разделяются на игры малой, средней и большой интенсивности.

Игра малой интенсивности.

Все участники игры могут стоять или сидеть, водящий отходит на некоторое расстояние. В это время выбирают "заводилу", который показывает любые движения, принимает различные позы, а все повторяют. Водящий должен узнать, кто "заводила". Угадывает - выбирают нового "заводилу" и нового водящего. Игра продолжается. Дети эту игру принимают и охотно в неё играют.

2) Игра средней интенсивности с бегом отдельных ребят.

Играющие делятся на две равные по числу игроков команды и становятся в шеренги на противоположных сторонах площадки. Перед носками игроков каждой шеренги проводится черта. По указанию капитана одной из команд начинается "вызов". С правого фланга этой команды выходит игрок. Он подбегает к противоположной шеренги. Навстречу ему все игроки этой команды вытягивают правую руку. Он три раза касается рукой то одного, то другого игрока и громко произносит: "Раз, два, три!" - быстро убегает к себе за черту. Вызванный игрок должен догнать убегающего раньше, чем тот успеет перебежать черту. А если догнал, то возвращается в свою команду с пойманным игроком. Он становится и стоит позади этого игрока. После этого другая команда направляет своего игрока.

Длительность игры устанавливается по усмотрению руководителя. Побеждает команда, которая к концу игры будет иметь больше пленников.

3) Игры большей интенсивности. Сюда можно отнести всевозможные салочки или пятнашки. Например, салочки с ленточками. У каждого из играющих за воротничком ленточка длиной 35-40 см, а водящий этой ленточки не имеет. Он бегает за играющими, стараясь выхватить у них ленточку. У кого он выхватит ленточку, тот становится водящим. Игра продолжается.

Салочки - пересекалочки уже без ленточек. Один игрок может спасти товарища, преследующего "салкой". Для этого надо пробежать между ними. Теперь "салка" должен гнаться за тем, кто пересек его путь.

Салки по-турецки. Для спасения от преследующего "пятнашки" надо присесть по-турецки, т. е. скрестить ноги.

Салочки с домиками на одного, двоих и т. д. В этих играх все дети бегают. Эти игры большой интенсивности. Длительность игры устанавливает руководитель.

Методика организации и проведения подвижных игр

Организовать игру могут взрослые, а могут сами дети, а руководить игрой должны взрослые.

Из чего же складывается руководство?

  1. Теоретическая подготовка и планирование.
  2. Организация игры.
  3. Оценка игры и поведения играющих, рекомендации на будущее.

Теоретическая подготовка и планирование в свою очередь состоят из:

а) знание живых игр,

б) изучение теории из сборника игр,

в) планирование в соответствии с общим планом работы и индивидуальными особенностями воспитанников и воспитателя.

Организация игры подразделяется на следующие разделы:

а) объяснение игры или показ игры,

б) обеспечение времени, места и инвентаря,

в) организация играющих, выборы ведущего, водящих, команд и др.

г) контроль за ходом игры, поведением играющих,

д) регулирование интенсивности и длительности игры. Завершение игры.

е) место педагога в игре; наблюдатель, участник, ведущий, судья и т. д. - любая игровая роль.

Оценка игры и поведения играющих, рекомендации на будущее.

Прежде всего надо говорить о хорошем, подчеркнуть удачи ребят. Сделать это надо кол-лективно.

Дифференцированный подход к учащимся требуют учета возраста, пола, состояние здоровья, уровня физической подготовленности, психологических черт характера каждого ученика. Для этого надо постоянно наблюдать за каждым играющим, беседовать, иметь объективные сведения о его здоровье от врача.

Дети с ослабленным здоровьем требуют особенно тщательного индивидуального подхода. Их надо удерживать от больших напряжений, но в то же время постоянно увеличивать нагрузку за счет большей продолжительности участия в игре.

"Ярмарка подвижных игр" (из опыта работы)

Описание

Подобрать 10-12 игр: "Заяц и морковка", "Переход через болото", "Танец с картошкой", "Витязи", "Проворные мотальщики", "Петушиный бой", "Перетягивание каната", "Бег в мешках", "Узнай номер" и др.

Приготовить реквизит для каждой игры (канат, мешки, морковку, рисунок с изображением зайца, листочки с двузначными номерами, булавки, повязки на глаза и т.д. )

За 5-6 дней до праздника педагогу надо провести все эти игры со своим классом (2-3 игры в день). Потом выбрать из числа детей по 2 игровика на каждую игру и предложить им провести эти игры самостоятельно со своими товарищами.

Выдать игровикам судейские свистки, по сигналу которых начинается или заканчивается игра.

Из плотной бумаги вырезать кружочки и написать на них свою фамилию. Это будут жетоны, которые игровики выдают победителям ( по одному за каждый выигрыш).

Выбрать 2-3 девочек ( по желанию ) - это продавцы. Одеть их в русские костюмы. Помочь им изготовить ценники на призы (таблички с указанием жетонов за каждую покупку).

Ярмарку лучше всего проводить на улице, где легко рассредоточить детей, избегая большого скопления в одном месте.

Накануне повесить объявление с сообщением о проведении "Ярмарки подвижных игр".

В назначенный день и час дети всей школы (лагеря) выходят на улицу. Игровики приглашают их поиграть, объясняют им правила игры и проводят эти игры.

Победители получают жетончики и, набрав нужное количество для покупки, бегут "в магазин" и получают призы. Ими могут быть игрушки, конфеты, надувные шарики, поделки кружка "Умелые руки" или "Мягкая игрушка".

Игровики (а их на каждой игре по два) во время праздника чередуются. Это дает возмож-ность им самим быть участниками.

Во время проведения игр включить веселую музыку, иногда можно объявить снижение "цен".

В конце праздника поблагодарить и наградить игровиков, убрать территорию.

В празднике игр принимает участие с большим интересом все дети. Игры дарят им массу положительных эмоций. Каждая победа, каждый приз сопровождается детской радостью.

Этот праздник можно рекомендовать для проведения в любой школе (лагере).

Описание некоторых подвижных игр и методика их организации.

Салочки

У этой игры несколько названий: "салки" , "пятнашки" , "ляпки", "догонялки":Но как играть понимают все. Стоит одному крикнуть: "Давайте в салочки!" "Чур, не я" - и сразу все заторопятся, закричат: "Чур, не я! Чур, не я!" Кто крикнул последним, тот- водит: гонится за разбегающими во все стороны игроками и старается "осалить", "за-пятнать" кого-нибудь, т.е. коснуться его рукой. Тогда водит уже "осаленный". Он гониться за остальными игроками (только что водившего салить нельзя), а они не должны убегать за установленные границы площадки.

В салки можно играть на коньках, на лыжах, на велосипеде, плавая, ныряя, перекидываясь мячом. Есть салочки с "домиками" (начерченные на земле кружки), когда нельзя салить преследуемого, если он встал в свободный домик. Бывают салки с "домиками на двоих", когда нельзя салить игроков, схватившихся за руки, с "домиками в ряд", когда нельзя салить ребят вставших в ряд из четырех человек. Еще легче спасаться от салки в игре "салочки- приседалочки", где нельзя салить присевшего, в "пятнашках по-турецки", где нельзя салить присевшего по-турецки, т.е скрестив ноги.

Веселая эстафета

Когда хочется не просто состязаться, но и просто повеселиться, в таком случае надо предложить веселую эстафету.

Например, каждая пара игроков из одной команды прежде чем бежать, встает спиной друг к другу и сцепляется сзади согнутыми в локтях руками, продев их под локти напарника. Таким образом, после старта один торопится бежать лицом вперед, другой поспевает как может спиной вперед.

Вот где проверятся характеры - умение не теряться в самых непривычных условиях!

Эстафета-ромашка

Эта игра популярна была в "Артеке" и "Орленке". Участники разбиваются на несколько равных команд, в которых по 5-10 человек, выбирают капитанов, придумывают для своей команды шутливое название. Организаторы заранее изготавливают ромашку - желтый картонный круг и лепестки из плотной белой бумаги, прикалываемые булавкой. Команды получают одинаковое количество лепестков (1-2) и уединяются, чтобы придумать интересные неожиданные задания друг другу и записать их по одному на каждом лепестке. Лепестки прикрепляют к середине ромашки в произвольном порядке надписями вниз. Каждая команда отрывает для себя лепесток и уходит готовить задание:

1. Разыграть мимическую сценку "У зубного врача", "На рыбалке", "У фотографа".

2. Сочинить маленький рассказ по началу, например: "До полета осталось 5 минут:"

3. Изобразить известную картину "Охотники на привале" Перова, "Опять двойка" Решетникова и др. и оживить её (показать дальнейшее развитие событий).

4. Составить сюиту из танцев разных народов.

5. Произнести с разной интонацией одно и то же слово, фразу, например: "Неплохо!", "Ну и ну!", "Пустите, пожалуйста" (на подготовку 10-15 минут.) Команды собира- ются и начинают свои выступления.

Оценку выполнения заданий может вести специально выбранное жюри.

Конкурс барона Мюнхгаузена

Кому не известен этот неутомимый фантазер, выдумщик веселых небылиц. Ну, а кто не любит весело фантазировать? Проводится конкурс: чья история окажется самой неправдоподобной и смешной - тот получит приз "самого барона Мюнхгаузена".

Кухня

Приглашаются те, кто любит посмеяться и не обижается, попав в комическое положение. Каждый играющий должен выбрать себе название какой-нибудь кухонной вещи: сковороды, мясорубки и т.д. Водящий спрашивает одного из игроков, а тот должен отвечать только названием выбранной им вещи. Например, водящий спрашивает: "Что у вас на носу?" - "Сковорода", "На чем вы сидите?" - "На сковороде". Если спрашиваемый рассмеется или собьется в ответе, он сменяет водящего или платит фант- смотря по уговору. В этой игре можно нахохотаться до слез, особенно весело зрителям, которые даже прощают несколько излишний шум.

Литература

  1. "Русские народные подвижные игры", М.Литвинова, "Просвещение",1986 г.
  2. "Игры-шутки, игры-минутки", С. Шмаков, "Новая школа", 1993г.
  3. "Играйте с нами -играйте сами", Москва, "Русский язык", 1991г.
  4. В.Л. Заворотов "Группа, где всем интересно", Москва, "Просвещение", 1989г.
  5. Минкин "Игры и развлечения в группе продленного дня".
  6. Былеев, Коротков, Яковлев "Подвижные игры" , "Физкультура и спорт", 1977г.