Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.
Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, т. к то, что не воспринято , не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.
В своей работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) я стараюсь соблюдать принцип дифференцированного подхода к обучению и воспитанию. Это обуславливает необходимость составления индивидуального плана коррекции для каждого ребенка. Прежде чем составить такой план работы провожу диагностику. Полученные сведения фиксирую в комплексной диагностической карте психического и физического развития ребенка. В содержании карты отражаются анамнестические данные, характеристика познавательной сферы - уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; показатели двигательного развития - общая и мелкая моторика, особенности социально-эмоциональной сферы.
На основе этих данных составляю индивидуальный коррекционно-развивающий план с каждым ребенком, в котором отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития” потенциальные возможности на предстоящий период (3–4 месяца).
Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.
Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно-потребностного плана деятельности.
В начале занятия по изодеятельности проводила индивидуально, чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому, я выполняю все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, показываю, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а я направляю руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.
Для изображения подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.
Следующей задачей обучения изодеятельности детей является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Например: дети старшей подгруппы лепят зайчика, а малыши морковку.
Обследование я провожу в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчиваю обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры использую реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие.
В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В ходе обучения я решаю также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.
В результате многолетних наблюдений я пришла к выводу, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.
Часто я предлагаю своим детям рисовать красками пальцем. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.
А ведь это уже открытие, и ребенок на радостях восклицает: “Я умею рисовать пальчиком!”
Видимо, не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. А пальцами ребенок обхватил уже большую кисть, и как рабочий – экскаваторщик зачерпывает ковшом грунт, так и ребенок зачерпнул из баночки краску и ищет площадку, куда “ высыпать ” краску: маленькая кисточка требует маленькой “площадки”, а большая кисть – большого листа бумаги.
И ребенок начинает орудовать кистью – разравнивает краску. Теперь самое время поговорить с ребенком:
– Что это у тебя будет?
– Море (или небо, или снежная поляна).
Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. Море – значит, работаем над волнами, если небо - работаем над облаками.
Мои дети овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской, но и свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями (“Осенний лес”, “Рябина”), штампами из картофеля, репы, моркови (“Ваза с фруктами”, “Поспели овощи в саду”), рисуют птичьим пером (“Морозные узоры”, “Дождь”) поролоном (“Цыплята на лугу”, “Красногрудые снегири”). Рисовать жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клейстера и манки (“Снег идет”, “Снеговик”, “Ветка вербы”, “Котенок”), опилок (“Вышла курочка-хохлатка с нею желтые цыплятки”), стружки, различных круп - горох , фасоль , овес , рис (“Ежик”, “Рыбки”, “Лисичка”, “Веселый снеговик”, “Петушок”). Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток (“Барашки”, “Мимоза”), умеют выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток (“Елочка”, “Зайчик”, “Снеговичок”).
В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.
Занятия по изодеятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.
Большой коррекционной эффективности в процессе обучения я добиваюсь в проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира.
Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией (“Солнышко”, “Листик”, “Облака”), создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.
Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы - листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно -образующую сферу.
Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с элементами трудовой деятельности.
В своей работе широко использую пальчиковые игры такие как:
– Упражнения на координацию движений пальцев рук : выставление одного, двух пальцев рук (“Зайка”, “Жук”, “Коза”), соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев (“Птички”, “Цепочка”, “Пальчики здороваются”, “Лесенка”);
– Построение фигурок из пальцев (“Очки”, “Лодочка”, “Домик”, “Цветок”, “Стол”, “Стул”);
– Народные игры – забавы, потешки (“Сорока-белобока”).
В дидактических играх “Мишка”, “Собери снеговика”, “Машина”, “Елочка” и другие учу детей расстегивать и застегивать большие, а затем маленькие пуговицы. Много времени уделяем шнуровкам, например: “Коврик”, “Сапожок”, “Варежки”.
Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.
По результатам коррекционно-развивающей работы я отмечаю динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
При оценке динамики продвижения ребенка я не сравниваю его с другими детьми, а сравниваю с самим собой на предыдущем этапе развития. Я определила один из главных принципов своей деятельности: педагогический прогноз выводить на основе углубленного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.
Литература
- Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. Л.П.Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др. – М. : Просвещение, 1993. – 224.
- Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Е.М. Мастюкова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
- Развитие с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планиование, конспекты занятий. Под редакцией Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2007. – 96 с.
- Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. Ю.В. Рузанова. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.
- Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии на занятиях по изобразительной деятельности и художественному конструированию “Солнечные зайчики”. М.Ю. Безделева, Г.И.Иванова, Н.Г. Черепанова. – Казань: РИЦ “Школа”, 2009. – 196 с.