Какая же задача считается нестандартной?
Нестандартные задачи - это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Однако понятие "нестандартная задача" является относительным. Одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, знаком ли решающий задачу со способом решения задач такого типа или нет. Например, задача " Представьте выражение в виде суммы двух квадратов" является для учащихся нестандартной до тех пор, пока они не познакомились со способами решения таких задач. Но если после решения этой задачи учащимся предложить несколько аналогичных задач, такие задачи становятся стандартными.
- 1 способ 2=(
- 2 способ 2=
Таким образом, нестандартная задача - это задача, алгоритм решения которой учащимся неизвестен, то есть учащиеся заранее не знают ни способа её решения, ни на какой учебный материал опирается решение. Универсального метода, позволяющего решить нестандартную задачу не существует, так как нестандартные задачи в какой-то степени неповторимы. Поэтому научить учащихся решать задачи такого вида , можно только в том случае, если задачи будут содержательными и интересными с точки зрения ученика.
Рекомендации для поиска решения нестандартных задач.
Вычленять из задачи или разбивать её на подзадачи стандартного вида (способ разбиения).
Пример №1. Решить уравнение
Это уравнение и не степенное и не показательное. Значит это уравнение неизвестного учащимся вида. Чтобы решить его, нужно свести к какому-то знакомому виду. Свести к показательному нельзя, а вот свести к степенному можно. Для этого обозначим (1), получим , из (1) х=, подставим в (2) =5 , возводим в пятую степень, , следует у=5, тогда х=.
Пример №2. Найти пары чисел х и у , удовлетворяющих уравнению
Так как в уравнение входят корни , то ОДЗ этого уравнения .
Все члены,стоящие в скобках , положительные, и вся левая часть уравнения должна быть равна 28. Может можно оценить левую часть? Вот это и есть идея решения. Пусть , тогда
=4(t+) = 4, ;; 4Пусть = t, тогда ;
Итак, левая часть уравнения а она должна быть точно равна 28. Это возможно лишь в том случае, когда Ответ : х=11 ; у=5.
Решить уравнения и неравенства:
1)=
2)
3)
4)
5)
6) 7) 3
8)
9) )+
2) Переформулировать задачу, свести к задачи стандартного вида(способ моделирования).
Этот метод заключается в том, что для исследования какого-либо явления и объекта выбирают или строят другой объект , в каком-то отношении подобный исследуемому. Построенный или выбранный объект изучают и с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результаты решения этих задач переносят на первоначальное явление или объект.
Рассмотрим 1-й пример.
Задача№1.Некоторая коллекция значков была размещена в коробках, каждая из которых имела 10 отделений. В некоторые отделения коробок были положены значки, по одному в отделение, другие отделения были ещё пустые. Любые две коробки этой коллекции отличались друг от друга хотя бы наличием или отсутствием значка в одном и том же отделении. Очевидно, что наибольшее число значков в коробке 10, а наименьшее 0. Сколько коробок в этой коллекции?
Переформулируем эту задачу.
Задача №2.В квартире 10 лампочек. Сколько существует различных способов освещения квартиры? Два способа освещения считаются различными, если они отличаются состоянием хотя бы одной лампочки. Каждая лампочка может гореть и не гореть. Случай, когда все лампочки не горят,- это тоже способ освещения.
Эта задача более реальна, но и её можно переформулировать.
Задача №3. Имеется прямоугольная таблица , содержащая 10 столбцов. В каждой клеточке этой таблицы поставлен знак "+" или "-". Любые две строки таблицы отличаются знаком в клеточках, стоящих хотя бы в одном и том же столбце. Какое наибольшее число строк имеет эта таблица?
Если решение и этой задачи неочевидно, то можно построить ещё более прозрачную задачу.
Задача №4. Сколько различных десятизначных чисел можно образовать из цифр 0 и 1? При этом числа, в записи которых стоят слева нули (0100001101 или 0000000001), так же рассматриваются.
Решение: так как имеются всего лишь две комбинации цифр на каждом месте и эти комбинации независимы друг от друга, поэтому общее число комбинаций =1024.
Задачи №2 , №3, №4 - являются моделями первой.
Рассмотрим 2-й пример.
Задача. Объём конуса в 2 раза больше вписанного в него шара. Найти угол между образующей и плоскостью основания конуса.
Решение: построим схематическую запись задачи - модель конуса. Получим модель задачи.
Дано: АМВ - осевое сечение конуса;
АМ=МВ; МК АВ; Vk:Vш=2
Найти:
Построенная наглядная модель задачи облегчает поиск и решение задачи.
Построить модель и решить следующие задачи.
1) Одно из оснований правильной треугольной призмы принадлежит большому кругу шара R=, а вершины другого основания принадлежат поверхности шара. Найти высоту призмы, при которой сумма длин всех её рёбер будет наибольшей.
2) Найти наибольший объём конуса, вписанного в шар R=.
3) Найти высоту правильной четырёхугольной призмы наибольшего объёма, вписанной в шар R=
4) В основании пирамиды - ромб с острым углом a =.Боковые грани наклонены к основанию под углом b =.Найти объём пирамиды, если радиус круга, вписанного в основание пирамиды равен 3.
5) В шар вписаны куб и тетраэдр. Во сколько раз объём куба больше объёма тетраэдра?
Итак, для того чтобы легче было осуществлять способы разбиения или моделирования, полезно предварительно построить наглядную вспомогательную модель задачи - схематическую её запись. Сведение нестандартной задачи к стандартным способами разбиения или моделирования есть искусство, которым можно овладеть лишь в результате глубокого постоянного самоанализа действий по решению задач и постоянной тренировки в решении разнообразных задач. И всё же решение нестандартной задачи - очень сложный процесс, для успешного осуществления которого учащийся должен уметь думать, догадываться. Необходимо так же хорошее знание фактического материала, владение общими подходами к решению задач, опыт в решении нестандартных задач. В процессе решения каждой задачи ученику и учителю необходимо различать четыре ступени:
1. Изучение условия задачи.
2. Поиск плана решения и его составление.
3. Осуществление плана, то есть оформление найденного решения.
4. Изучение полученного решения - критический анализ результата решения и отбор полезной информации.
Лучшее, что может сделать учитель для учащихся, состоит в том, чтобы путём неназойливой помощи подсказать ему блестящую идею:Хорошие идеи имеют своим источником прошлый опыт и ранее приобретённые знания. Часто оказывается уместным начать работу с вопроса: известна ли вам какая-нибудь родственная задача? Умело поставленные наводящие вопросы, вспомогательные задачи или система вспомогательных задач помогут найти идею решения.
Рассмотрим некоторые приёмы решения
1) Использование монотонности функций при решении уравнений и неравенств
Основная идея, на которой основываются решения:
а) если функция f(х) возрастает (убывает ) на множестве Х, то уравнение f(х)=b не может иметь на этом множестве более одного корня;
б) если f(х) монотонно возрастает, а k(х) - монотонно убывает, то уравнение f(х)= k(х) имеет не более одного решения, причём если х = - решение этого уравнения, то при х f(х) k(х), а при х будет f(х) k(х);
в) если f(х) - монотонная функция, то из равенства f(х)= f(у) следует, что х=у.
Пример 1-й. Решить уравнение:
Данное уравнение имеет одно решение х=1. Докажем , что других решений нет. Разделим обе части уравнения на , получим =1 .Функция f(х)=монотонно убывающая , значит каждое своё значение она принимает один раз, то есть данное уравнение имеет единственное решение . Ответ : х=1
Пример 2-й. Доказать, что . Рассмотрим функцию f(х)= . f(х)-чётная, ,,рассматриваемая на f(х) = -+х , f''(х)=1- . f'', следовательно f'(х)-неубывающая и f'(0)=0, f'(х)0, f(х) - неубывающая и f(0)=0, f(х)0, то есть ;
.Решить уравнения:
1.=
2.
3.
4.
5.
Решить неравенства:
1. +3
2.
3.
2) Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций. Оценки.
Основная идея этого пункта - нахождение наибольшего и наименьшего значения функций , расположенных в левой и правой частях уравнения.
Пример 1-й. Решить уравнение: 2. Рассмотрим функции f(х)= f(х);
Ш(х)=. Ш(х); значит равенство возможно лишь при условии, что левая и правая части равны 2 , то есть х=0.
Пример 2-й. Решить неравенство: . Так как , то ,а , следовательно , равенство возможно в случае, когда
а); х =, где n
б) ; х = ; где к .
Общие корни можно найти , составив уравнение =. Умножим обе части уравнения на , получим 1+4n=5 ; k-1=4(n-k) ; (k-1)4; k-1=4m , где m, k=4m+1, значит х =4m+1) = + ; m.
Решить уравнения: 1. 8-+ 2.=-4х+5 3.
Решить неравенства: 1. 2. 3.
3) Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями или неравенствами.
К данной категории, в частности относятся задачи, в которых требуется определить число корней заданного уравнения, доказать существование корня на определенном промежутке, решить уравнение или неравенство на заданном множестве.
Пример 1-й. Найти все целые х, удовлетворяющие неравенству . Область определения левой части неравенства 0достаточно рассмотреть три значения х: 1; 2; 3.
- если х=1, то
- если х=2 , то
- если х=3, то Ответ: х=1; х=2.
Пример 2-й. Найти все целые х, удовлетворяющие неравенству: х
Рассмотрим функцию f(х)= х, докажем, что начиная с некоторого х, f(х)-возрастает. Это можно сделать , оценивая производную, или доказать возрастание функции для целых х т.е. f(х+1)-f(х); f(х+1)-f(х)= 1;
; . Неравенство верно при всех хт. е. для всех допустимых х. Осталось найти наибольшее целое , для которого f(х)(или наименьшее , для которого f(х)).f(2)= Ответ: -1; 0; 1; 2.
Пример 3-й. Найти целые корни уравнения :))=1
х= ; х(3; ; т.к. х и целые, то - делитель 25, т.е. Перебирая найдём, что =-10; -2; 0. Сл. х= -31; х=-7; х=-5 . Подставляя в данное уравнение, получим, что ему удовлетворяют Ответ:
Решить задания.
1. Найти все целые корни уравнения.
2. Сколько корней на отрезке [0;1] имеет уравнение 8х(1)(8? (используется нестандартная замена
3. Найти все корни уравнения , расположенных в промежутке[].
4. Найти все решения неравенства
5. Найти все корни уравнения 1+х+, удовлетворяющие неравенству х+
6. Найти наименьший положительный корень уравнения: +2х+1)).
4) Задачи с параметром.
а) Использование монотонности и экстремальных свойств функции.
Пример 1-й. Найти все значения параметра , при которых существует единственная пара (х;у) , удовлетворяющая уравнению=. Решение:
1. имеет критические точки х=0 и х=, своё наибольшее значение функция принимает при х= и f()=
2.у+6 своё наименьшее значение принимает при у= и .
3. Для существования единственной пары (х;у) , удовлетворяющей данному уравнению , необходимо и достаточно , чтобы выполнялось равенство ; (т.к. слева функция возрастает, справа убывает) . Ответ: .
Пример 2-й. Найти все значения параметра , при которых существует единственное значение х , при котором выполняется неравенство Решение:1. Чтобы логарифмы имели смысл, по крайней мере , необходимо, чтобы
2 .Тогда, применяя формулы,
3. Получим неравенство
Будем рассматривать два промежутка: 0
а) если 0то , примем
уполучим +1). Функция +1) монотонно возрастает, т.к. каждый множитель монотонно возрастает и неотрицателен, причём
множество решений, значит при 0исходное неравенство имеет бесконечно много решений, т.е.среди этих нет чисел, удовлетворяющих условию задачи.
б) если , то.
Выполняя аналогичные рассуждения, получим или.
Если дискриминант второго неравенства D=то оно, а значит и система, не имеет решений, следовательно, искомые значения параметра находятся среди , удовлетворяющим неравенствамт.е. , но при данное неравенство имеет не менее двух решений, и только при данное неравенство имеет единственное решение х= -1. Ответ:
Решить задания.
1.Найти все значения параметра , при каждом из которых уравнение
имеет три решения.2. В зависимости от р укажите значения , для которых уравнение имеет три различных корня.
3. Найти все значения , при каждом из которых , наименьшее значение трехчлена
.4. Для каждого значения параметра найти все , удовлетворяющие условию
5. Найти все значения параметра , при каждом из которых неравенство +2выполняется для любого числа х.
б) Симметрия.
Используя особенности систем (четность по одному из переменных, переход друг в друга при перестановке неизвестных, а также иные виды симметрий) по одному решению мы конструируем другое, затем приравниваем их к друг другу, и в результате получаем тот вид, который должно иметь решение системы, если оно единственно.
Решение:
1.Если пара (Пример 1-й. Найти все значения , при которых система ,имеет только одно решение (х;у), х
является решением системы, то и пара тоже является решением, т.к.
а), сл.
б)
2. Т.к. решение единственное, то
3. Получим
если у=0, то х=, т.е. решение (
:
а) если , то ещё два решения (1; ) и (1; ) ;
б) если , то больше решений нет;
в) если , то получаем пару чисел х=1, у=1. Ответ: ,.
Пример 2-й. При каких значениях параметра система имеет единственное решение (х;у)?
Решение:
1. Если эта система имеет решение , то она имеет решение х=, у=. Следовательно, должно иметь место равенство или у=х.
2. Приходим к уравнению которое должно иметь единственное решение:
3. Если , то . Вычитая из (1) - (2) , получим (х-у)(х+у+4)=0
а) х-у=0 сл. х=у, решая уравнение, получим х=у=-1
б) х+у+4=0 сл. у=-х-4, тогда это уравнение не имеет корней.
Ответ:.
Решить задания.1.Найти все значения параметра , при которых система уравнений не имеет решений..
2. Решить системы уравнений: ; .
в) "Работа с квадратным трёхчленом."
Техника работы с квадратным трёхчленом ,основные идеи, связанные с квадратным трёхчленом, играют важную роль при решении всевозможных нестандартных задач, задач с параметром.
Пример 1-й. Найти все значения , при которых система имеет хотя бы одно решение.
Решение:
1. В первом уравнении есть .
2. Из (1) - (2), получим:.
3. Пусть (3х-у) = и , тогда ; получим
4. , Наименьшее значение,
Осталось выяснить, при каких уравнение имеет хотя бы одно решение ;
Ответ: