Типы почв в России и закономерности распространения их

Разделы: География


Цели урока: познакомить учащихся с типами почв России, с закономерностями их распространения, с природоохранными мерами, научить сравнивать почвенные разрезы.

Оборудование: почвенная карта России; таблицы: "Типы почв", "Мелиоративные работы"; индивидуальные карточки для учащихся.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся представление о типах почв России и с закономерностями их распространения, с природоохранными мерами.

Развивающие: формирование у учащихся навыков работы с учебником, с картами. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

Воспитательные: воспитание чувства интереса к открытиям на уроке, самоконтроля и дисциплины, привлечение учащихся к активной познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Активизация знаний учащихся по изученной теме.

- Какие понятия необходимо знать по теме "Почвы России"?

Текущая проверка знаний учащихся.

Использование дифференцированных заданий по карточкам:

Задание I уровня - Подпишите почвенные горизонты на почвенном профиле и ответьте на вопрос "От чего зависит плодородие почв. Назовите самые плодородные почвы России и где они распространены.

Задание II уровня - найдите ошибки в тексте "Более четко выраженные почвенные горизонты имеют молодые почвы. Самым верхним горизонтом почвы является горизонт вмывания. Чем ниже содержание гумуса в почве, тем она менее плодородна. Почва, содержащая 60 % песка и 40 % глины, по механическому составу является супесчаной".

Задание III уровня - составьте вопросы по теме.

Работа с классом по вопросам, составленным учащимися III уровня.

Например: Что такое почва, гумус, плодородие, почвенный профиль? Назовите известные вам условия почвообразования. Чем обусловлено плодородие почв? Какое значение имеет перегной? Как различаются почвы по механическому составу? Какое влияние механический состав почвы оказывает на содержание в почве влаги и почвенного воздуха?

Активизация знаний учащихся для изучения нового материала.

Вопрос учителя - "Верно ли утверждение, что размещение основных типов почв на поверхности Земли подчинено закону зональности и важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик - режима увлажнения и температурного режима? Свой ответ обоснуйте"

Цель нашего урока - познакомиться с главными типами почв России и закономерностями их распространения; с основными мерами по улучшению почв.

Изучение нового материала.

В России зональность выражена ярче, чем в других странах мира и это связано с преобладание равнинного рельефа.

- Как вы думаете, с какими ещё причинами?

- Проследите по карте, какие основные типы почв сменяют друг друга.

Учитель рассказывает о том, что существуют определённые закономерности в размещении основных типов почв. Для этого уместно сравнить карту климатических поясов и карту типов почв России, где чётко прослеживается закономерность изменения типов почв в зависимости от изменения климата (сравнивают ученики, учитель только обобщает, что размещение по поверхности Земли типов почв подчиняется закону зональности, важнейшей причиной которой является климат: режим увлажнения и температурный режим). В горах проявляется высотная зональность.

На следующем этапе работы учащиеся рассматривают типы почв на рисунках и выполняют самостоятельную работу по составлению таблицы.

Типы почв Особенности почв Районы распространения
тундрово-глеевые    
подзолистые    
дерново-подзолистые    
чернозёмы    
каштановые, бурые полупустынь и серо-бурые    

Изучение мер по улучшению состояния почв.

Почва легко разрушается и является практически невозобновимым ресурсом. Для образования почвы мощностью от 0,5 до 2 см требуется 100 лет. Особенно уязвимы почвы тундры, где все природные процессы протекают медленнее.

Главные враги почвы:

  • водная эрозия
  • ветровая эрозия
  • хозяйственная деятельность людей

Мелиорация - это совокупность мероприятий, направленных на улучшение почв, повышение их продуктивности.

Основные мелиоративные мероприятия (рассказ учителя о них):

  • орошение
  • осушение
  • борьба с эрозиями
  • химическая мелиорация

Активизация знаний учащихся по пройденной теме.

С чем вы познакомились на уроке?

Что вы должны знать?

Какое новое понятие изучили?

Домашнее задание.