“Колумб Америку открыл!
Великий был моряк!
Но заодно он научил
Весь мир курить табак.
От трубки мира у костра
раскуренной с вождем
Привычка вредная пошла
в масштабе мировом…”
К сожалению, в современном мире подростка привлекает все больше соблазнов, таких как наркотики, алкоголь и курение. Справится с ними без помощи самих же подростков и их старших товарищей просто невозможно. Наибольшее распространение получила вредная привычка курения. Возраст курящих подростков и употребляющих алкоголь молодеет, поэтому необходимо систематически распространять антиникотиновую информацию среди учеников младшего, среднего и старшего звена.
Сегодня курение подростков является серьезной социальной проблемой: не секрет, что учащиеся нашей школы тайком курят на переменах; возле разных учебных учреждений открыто толпами стоят и курят девушки и юноши, что подает отрицательный пример для подражания подростков; во многих семьях курят родители. Проблема курения в современном обществе стоит очень остро, и от нее страдают не только сами курильщики, но и некурящие люди. Для первых проблема состоит в том, чтобы бросить курить, для вторых – сохранить свое здоровье и не заразиться вредной привычкой, а также защититься от так называемого пассивного курения, поскольку вещества, входящие во выдыхаемый курильщиками дым, не намного безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую сигарету. По данным многочисленных социальных опросов с каждым годом увеличивается количество курящих школьников, все чаще в их ряды попадают дети младшего подросткового возраста.
- Курение приводит к снижению устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности, а также к болезни, вызванной никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего времени. По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний раком легких, 75% всех случаев хронических нефритов а также 25% сердечно-сосудистых заболеваний приходится на курильщиков. 40 % заядлых курильщиков умирают прежде, чем достигают 65-ти лет.
- Из 12 человек, умерших от рака легких, 11 были курильщиками.
- У человека, выкуривающего 20 сигарет в день, жизнь сокращается в среднем на 5 лет. На 8 лет – у тех, кто выкуривает 40 в день.
- У курильщика в 6 раз возрастает риск смерти от острых респираторных заболеваний, эмфиземы и хронического бронхита.
- Среди курящих смерть от сердечного приступа происходит в 3 раза чаще. А для тех, кто выкуривает больше одной пачки в день, риск увеличивается в 5 раз.
- Дети, рожденные от курящих родителей, чаще болеют пневмонией и бронхитом в первый год жизни. В дальнейшем чаще обращаются к врачу, чаще попадают в больницы и дольше там пребывают, чем дети некурящих родителей.
- За один час нахождения в накуренной комнате человек получает столько канцерогенов (вещества, вызывающие рак), сколько от выкуривания 15 сигарет с фильтром.
- Каждый год сотни людей умирают от болезней, связанных с курением.
Эту смерть можно было бы предотвратить, если бы курившие знали, как бороться с никотиновой зависимостью. Именно поэтому я считаю, что необходимо поднимать эту проблему как можно чаще.
Надо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению.
Мое отношение к табакокурению только отрицательное. Я считаю, что курение и школьник – это несовместимо. Школьные годы – это годы как физического, так и умственного развития. Организму нужно много сил, чтобы справится со всеми нагрузками. А во время курения уменьшается содержание кислорода в крови, и это очень тяжело переносит головной мозг. Постепенно слабеет память, внимание, снижается реакция, что отрицательно влияет на успеваемость школьника. Происходит гормональная и психическая перестройка организма. Именно сейчас, когда школьник приобретает знания, когда происходит социальное становление личности, он постепенно формирует свое будущее.
Мои методы работы с подростками просты и понятны, совместно с ребятами я буду проводить беседы в неформальной обстановке, антитабачную викторину, антиникотиновые акции, конкурсы рисунков и эмблемы некурящего класса, спортивное мероприятие, развлекательно-познавательные игры, направленные на антиникотиновую пропаганду и семейный вечер. Все это приведет подростков к осознанию проблемы вреда курения.
Реализация проекта будет осуществляться на базе МОУ Новоспасской СОШ.
Важным пунктом в работе является привлечение как можно больше ребят к совместному проведению мероприятий по реализации проекта.
В этом проекте рассматривается не просто вопрос о вредной привычке подростка и влияние на его здоровье, а поднимается глобальная проблема – здоровье будущего поколения.
Цель проекта:
- Сформировать в сознании школьников негативное отношение к курению, научить их сказать: “Нет вредным привычкам!!!”.
- Дать учащимся представление о последствиях курения для своего организма, общества и семьи.
Задачи проекта:
- Провести анкетирование среди учащихся 2-11-го класс с целью: выявления отношения к проблеме табакокурения, наличия пагубной привычки в семьях детей, возможности первичной пробы курения.
- Разработать мероприятия по антиникотиновой пропаганде;
- Предоставить учащимся (в разных формах) как можно больше информации о негативном влиянии курения на организм подростка.
Кадровое обеспечение:
- социальный педагог, зам. директора по ВР,
- вожатая, учитель информатики, учитель физкультуры.
Механизм реализации проекта:
Содержание проекта реализуется через проведение:
а) бесед;
б) развлекательно-познавательных игр;
в) антиникотиновой акции;
г) конкурса рисунков, направленных на
антиникотиновую пропаганду;
д) антитабачной викторины;
е) конкурса эмблемы некурящего класса;
ж) спортивного мероприятия;
з) семейного вечера;
к) родительский лекторий.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня знаний учащихся различных возрастов и их родителей о смысле здорового образа жизни и способах его воплощения.
- Повышение интереса учащихся младших классов к насыщенной, интересной, разнообразной жизни, в которой нет места курению.
- Получение конкретных знаний учащимися о причинах курения и способах отказа от него.
Оценка результатов проекта проводится после его завершения методом социологического опроса учащихся (младших и старших школьников) и родителей, принимавших участие в Проекте.
План реализации проекта
№ п/п |
Мероприятия |
сроки |
ответственные |
1. |
Тестирование учащихся по изучению отношения к проблеме табакокурения. 2-11-й кл. | октябрь |
Соц педагог Базан Т.А. |
2. |
Конкурс: эмблема некурящего класса “Мы за здоровый образ жизни” 1-11-й кл. | ноябрь |
Зам. директора по ВР Носова Л.Г. Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители |
3. |
Конкурс рисунков “Курить не только себе вредить” 1-11-й кл. | ноябрь |
Зам. директора по ВР Носова Л.Г. Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители вожатая |
4. |
Акция “Сигарета на конфету!” (день отказа от курения) 1-11-й кл. | ноябрь |
Зам. директора по ВР Носова Л.Г. Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители вожатая |
5. |
Выступление агитбригады 6-го класса “SOS” пропагандирующая здоровый образ жизни “Бой с врагами организма” для учащихся. 1-4-х классов | декабрь |
Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители |
6. |
Лекция для родителей “Профилактика вредных привычек у подростков” | январь |
Зам. директора по ВР Носова Л.Г. Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители |
7. |
Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек “Слабое звено”. 7-8-й кл. | февраль |
Зам. директора по ВР Носова Л.Г. Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители |
8. |
Беседа со старшеклассниками “Женское курение”. 10-11-й кл. | февраль |
Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители |
9. |
Спортивный праздник “Быть сильным – красиво”. 5-8-й кл. | март |
Зам. директора по ВР Носова Л.Г. Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители Учитель физкультуры |
10. |
Игровая программа “Путешествие в страну Здоровья”. 3-4-й кл. | март |
Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители |
11. |
Интеллектуальная игра: Кто хочет стать миллионером “Будьте здоровы”ю 8-й кл. Приложение 1, Презентация 2 | апрель |
Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители |
12. |
Разработка рекомендаций для родителей и памятки для детей (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6) | май |
Соц педагог Базан Т.А. |
13. |
Семейный праздник “Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни” | май |
Зам. директора по ВР Носова
Л.Г. Соц педагог Базан Т.А. Классные руководители |
14. |
Повторный опрос учащихся и родителей по отношения к проблеме табакокурения. 2-11-й кл. Оценка результатов проекта. | май |
Соц педагог Базан Т.А. |