Системы счисления

Разделы: Информатика


Тема: Системы счисления.

Цель: развитие активности и алгоритмичности мышления.

Задачи:

  • совершенствовать навыки перевода чисел в позиционных системах счисления и выполнения арифметических действий (сложение, вычитание, умножение);
  • формировать умение учащихся работать самостоятельно и в парах;
  • формировать системно-информационный подход к анализу информации, общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.

Оборудование: презентация Приложение 1, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

– Приветствие.

– Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы, целей урока

– Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача – показать свои знания и умения.

– Для начала я предлагаю вам разгадать кроссворд

  1. Понятное и точное указание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи (Алгоритм).
  2. Это наука, которая изучает структуру и общие свойства информации, а также информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике (Информатика).
  3. Некоторая величина (Число).
  4. Символы, участвующие в записи числа и составляющие некоторый алфавит (Цифры).
  5. Единица измерения количества информации (Бит).
  6. В этой системе счисления от положения знака в записи числа не зависит величина, которую он обозначает (Непозиционная).
  7. Предназначен для отображения символьной и графической информации (Монитор).

– Ключевое слово – афоризм.

– Что такое “афоризм”? (Краткое и выразительное изречение. Толковый словарь русского языка Ушакова).

– Приведите свои примеры афоризмов.

– Афоризмы будут сегодня путеводителями и будут определять суть нашей деятельности.

– План сегодняшнего урока составлен в виде афоризмов:

  1. “Мы столько может, сколько знаем” (Ф. Бэкон)
  2. “Скорость нужна, а поспешка вредна” (русская народная пословица)
  3. “Каждый воин должен понимать свой маневр” (А.В. Суворов)
  4. “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать” (И. Гёте)
  5. “Знание есть сила, сила есть знание” (Ф. Бэкон)

– Сегодня вы будете сами оценивать свою работу и свои знания. Для этого у вас есть оценочные листы. Приложение 2.

III. Проверка домашнего задания

1) “Мы столько может, сколько знаем” (Ф. Бэкон)

– Как вы его понимаете?

– Насколько вы знаете, настолько вы можете себя показать. Приложение 3.

1. 53(10)= 110101(2)
2. 43(10)= 28(16)
3. 10(10)=12(8)
4. 1001(2)=9(10)
5. 123(8)=83(10)
6. 1A(16)=26(10)
7. 1110101(2)+1111(2)=10000100
8. 1110101(2)+1001(2)=1111110
9. 1110101(2)-1111(2)=1100110
10. 1101(2)*1111(2)=11000011

– За каждый – 1 балл. Мах – 10 б.

IV. Повторение изученного материала

2) “Скорость нужна, а поспешка вредна” (русская народная пословица)

– Поясните данное высказывание?

– Необходимо перевести числа в лабиринте из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. В таблице найдите букву, соответствующую получившемуся числу, и составьте слово в порядке движения по лабиринту [3]. Приложение 4.

– Напомните алгоритм перевода в десятичную систему счисления (представить число в развернутой форме и найти сумму ряда)

– У вас получилось слово – быстрота (27, 52, 15, 11, 17, 5, 11, 4)

– Хорошая быстрота – это качество, которое воспитывается упорным трудом и рациональным умом.

– За каждый – 1 балл. Мах – 8 б.

3) “Каждый воин должен понимать свой маневр” (А.В. Суворов)

– Как вы его понимаете?

– На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки в десятичной системе счисления, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ. Приложение 5.

– Отметьте точки в десятичной системе счисления:

1(18,12), 2(116,1002), 3(1112,1002), 4(1112,1102), 5(B16,1102), 6(138,12), 7(1112,18), 8(1112,112), 9(112,38), 10(38,28), 11(216,216), 12(102,12), 13(816,58), 14(A16,58), 15(A16,102), 16(108,102).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.

13 – 14 – 15 – 16 – 13.

Ответ: 

– За каждый – 1 балл. Мах – 16 б.

4) “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать” (И. Гёте)

– Как вы его понимаете?

– Правила необходимо не только знать, но и уметь применять.

– Сейчас нам необходимо вспомнить египетскую систему счисления.

–  5436

– римскую систему счисления

– За каждый – 1 балл. Мах – 6 б.

– Второе задание: необходимо выполнить арифметические операции.

– Что для этого нам необходимо знать? Уметь?

  1. 11001012 + 101010111012=10111000010
  2. 100111111,0112 + 1011101,12=110011100,111
  3. 101112 * 111112=1011001001
  4. 1001112 – 111012=1010

– За 1, 3, 4 – 1 балл, за 2 – 2 б. Мах – 5 б.

– Появились ли у вас вопросы после решения? (как работать с дробными числами)

  1. 100001,12 * 1,12=110010,01
  2. 11101,12 – 10,12=11011

V. Закрепление

5) “Знание есть сила, сила есть знание” (Ф. Бэкон)

– Как вы его понимаете?

– Мы вспомнили материал, потренировались в решении заданий, следовательно, нам необходимо закрепить материал.

– Проверочная работа (тест на 2 варианта). Приложение 6.

– Проверка

– За каждое верно выполненное задание – 2 балла (либо 1 – если есть ошибки). Мах – 20 б.

– Каждый ответьте себе на вопрос: Что мне еще необходимо повторить? (раздел рекомендации в бланке)

VI. Итог урока

– Подсчитайте количество баллов и оцените свою сегодняшнюю работу.

– Какова была сегодня цель урока?

– Как вы считаете, достигли ли мы ее?

– Что далось легко, было понятно?

– В чем возникли затруднения?

VII. Домашнее задание

  1. повторить теоретический материал
  2. *карточка “Перевод чисел” Приложение 7.
  3. *карточка “Арифметические действия” Приложение 8.

VIII. Рефлексия

– Продолжите фразу: Мне на уроке…

– Спасибо за работу. Урок окончен.

Список литературы

  1. Анеликова Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6 – 11 классы / Л.А. Анеликова. – М.: Дрофа, 2007. – 251 с.
  2. Беленький П.П. Информатика для ссузов: учебное пособие / П.П. Беленький и др. – М.: КНОРУС, 2005. – 448 с.
  3. Журнал “Информатика и образование” № 3, 5 / 2009
  4. Зорин М.В., Зорина Е.М. Информатика. Тестирование в формате ЕГЭ: варианты контрольно-тренировочных тестов и заданий с ответами. Рекомендации по решению заданий / авт.-сост. М.В. Зорин, Е.М. Зорина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 223 с.
  5. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс для 7-9 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999 г. – 384 с.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 511 с.