Окружающий мир. Тема: "Как помочь птицам зимой?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;
  • учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;
  • дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой;
  • развивать умение работать с учебником;
  • развивать познавательную активность детей;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица “Зимующие птицы”, видеофильм с участием Л.Л. Семаго о зиме и зимующих птицах, карточки с текстом для чтения, изображение тройки лошадей, кормушки, энциклопедия “Я познаю мир”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Учитель загадывает загадку:

Запорошу все дорожки,
Разукрашу все окошки,
Радость детям подарю
И на санках прокачу.

– О каком времени года идёт речь? (О зиме).

– Ребята, а вы хотите побывать в зимнем лесу? (Да)

– Но сначала давайте вспомним, какие зимние месяцы вы знаете (Декабрь, январь, февраль).

2. Дети читают стихотворения С.Я. Маршака “Декабрь”, “Январь”.

– А сейчас какой месяц? (Февраль)

3. Ученик читает стихотворение “Февраль”.

– Как в старину называли февраль? (Бокогрей, снежень, лютый, вьюговей).

– Итак, мы отправляемся на экскурсию в зимний лес на чудо-тройке и узнаем, что такое зима. (На доске появляется изображение тройки лошадей).

– Садитесь в сани. В добрый путь!

4. Показ отрывка из видеофильма с участием Л.Л. Семаго “Что такое зима?”.

5. Беседа с детьми.

– Есть ли сейчас на деревьях и кустарниках плоды (Есть, но очень мало).

– Можно ли встретить в зимнем лесу насекомых? (Нет).

– А птиц? (Да).

– Как называют этих птиц? (Зимующие птицы).

– Достаточно ли им корма? (Нет. Птицы голодают и гибнут).

III. Постановка темы урока.

– Как помочь птицам зимой? Это и есть тема нашего урока.

IV. Ознакомление с новым материалом.

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно побольше о них узнать.

1. Просмотр отрывка из видеофильма о зимующих птицах.

2. Игра “Узнай птицу” (Дети загадывают загадки)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не больше он простуды –

С первым снегом тут как тут? (Снегирь)

(Дети угадывают птицу по описанию и показывают её изображение на плакате “Зимующие птицы”).

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но не калечит,
А только лечит. (Дятел).

– Как называют дятла? (Санитар леса, лесной доктор)

– Какую птицу описал Г. Скребицкий?

“Головка у этой птички в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка – ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась.

Летом она питается жучками, червячками, а зимой в бескормицу есть всё: и разные зернышки, и крошки хлеба, и свежие овощи. Но больше всего она охотница до свежего сала”.

(Показ синицы на таблице)

– О себе эта птица говорит так:
Хоть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда! (Синичка)

3. Работа по учебнику (с.57)

–Давайте рассмотрим иллюстрацию на с.57

– Как называют этих птиц? (дрозды-рябинники).

– Почему?

4. Чтение стихотворения учащимися.

Голубая спинка,
Ржавенький бочок,
По стволу осинки,
За скачком скачок.
Поползень вертлявый
Лазит вверх и вниз:
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.

– Чем ещё примечательна эта птица?

Давайте послушаем небольшое сообщение (Ребёнок зачитывает из энциклопедии): “Поползень отличается высокоразвитым строительным инстинктом. Он гнездится в дуплах деревьев, но выход из своего жилища подгоняет по своим размерам, замазывая его глиной, смешанной со смолой. Делает он это для того, чтобы никто другого не мог протиснуться сквозь отверстие”.

5. Чтение слов на доске:

Забияка, задира, драчун.

– Какой птице они подойдут? (воробью)

V. Физкультминутка.

В сторону руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.

VI. Закрепление материала.

– Давайте проверим, как вы запомнили зимующих птиц.

1. Самостоятельная работа.

В печатной тетради “Мир вокруг нас” (с.24).

– Соедините линиями рисунки и названия.

2. Работа по таблице.

– Сильные ветры, морозы, недостаток корма заставляют птиц приближаться к домам. Это воробьи, синицы, галки, вороны.

– Покажите этих птиц на таблице.

3. Чтение рассказа В. Корабельникова “Птицы-соседи” по карточкам:

“Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Нашел один корм, сразу всех оповестил: Все сыты будут. Опасность вовремя заметить легче – всегда кто-нибудь на страже, пока другие кормятся или дремлют.

Даже те птицы, которые обычно в одиночку живут и то на зиму к какой-нибудь стае прибиваются”.

– Почему птицы собираются в стаи? (Чтобы быть сытыми, вовремя заметить опасность).

4. Вывод.

– Как же помочь птицам перезимовать? (Сделать и развесить кормушки; устроить столовые для птиц).

5. Давайте посмотрим, какие бывают кормушки (см. учебник на стр. 57).

– А какие изготовили вы вместе с родителями? (рассказы детей о своих кормушках).

– Чем можно подкармливать птиц? (семенами, хлебными крошками, кусочками сала).

6. Практическая работа на закрепление материала.

(На партах у детей конверты. В конвертах картинки с изображением птиц и кормушки.)

– Посадите на кормушку только зимующих птиц. (Дети выбирают картинки с изображением только зимующих птиц.)

7. Чтение учащимся стихотворения “Покормите птиц зимой” наизусть.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать –
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну.

VII. Итог урока.

– Какую тему изучали сегодня на уроке?

– Какие задания понравилось выполнять?