Цель: показать значимость здорового образа жизни.
Задачи:
- формировать убеждение в необходимости укреплять и беречь своё здоровье через физические упражнения, закаливание, правильное питание, соблюдение режима дня, хорошее настроение;
- воспитание ответственного отношения каждого к своему здоровью.
Оборудование: презентация слайдов (Приложение 1), листья с названием витаминов и названием продуктов, в которых находятся эти витамины; письма – пожелания (трафареты цветов, бабочек и т. д.), лист ватмана, герои – Доктор Градусник, Мистер Гантелькин, Коля Веснушкин, профессор Ложкин- Поварёшкин, рисунки лица с разной мимикой.
Ход занятия
1. Вступительная часть
Задача: актуализация имеющихся у учащихся знаний о здоровом образе жизни.
Учитель: Здравствуйте! Какое хорошее и доброе слово. “Здравствуйте!”- говорим мы друг другу, желая здоровья. Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Болезни. Мы их не зовём, они приходят сами, подкарауливая, прежде всего тех, кто неосторожен или небрежен в обращении с собственным здоровьем.
– А сейчас посмотрите на экран и задумайтесь. (Показ слайда с рисунками лиц разной мимики.)
– Сравните их. О чём они? Что они изображают?
– За нас говорит выражение лица – мимика. Иногда стоит посмотреть на человека, и сразу видно, какое у него ….
– Как сказать одним словом? (Наше внутреннее спокойствие – настроение.)
– От чего оно зависит? (От самочувствия, от окружающего нас мира, от погоды и т.д.)
– Поднимите карточку, показывающую какое у вас настроение.
– Чтобы быть бодрым каждый день, что надо для этого делать? (утреннюю зарядку, закаливание, правильно питаться, соблюдать режим дня, правил личной гигиены, отказ от вредных привычек)
– Всё что вы сказали верно.
– Так что входит в понятие здоровый образ жизни? Я изобразила всё это в виде математического выражения:
ЗОЖ = Н + Ф\К + З + П\П + Р\Д + ПЛГ + ООВП (читают на экране)
Вывод: Это те доктора, которые нам необходимы, чтобы быть здоровыми. Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека. (сообщение темы нашего занятия)
2. Основная часть
Задача: формировать убеждение в необходимости беречь и укреплять своё здоровье.
А) Работа с пословицами.
– Начнём с пословиц, ведь народная мудрость гласит истину. Я начну пословицы, а вы их продолжите.
Двигайся больше – проживёшь … (дольше).
Смолоду закалиться – на век … (пригодится).
Забота о здоровье – лучшее …(лекарство).
Б) Появляются герои (с помощью героев, выяснить, как правильно закаливаться, потребность в утренней зарядке, в правильном питании).
Доктор Градусник: Здравствуйте, ребята! Я услышал, о чём вы говорите, и решил заглянуть к вам. Здоровье очень важно, ведь если человек часто болеет, он не может нормально учиться и работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Но во многом здоровье зависит от самого человека, от того, как он о нём заботится, от образа жизни.
Коля Веснушкин: Почему?
Доктор Градусник: Доказано, что более половины всех болезней приобретаются в детском возрасте. Причём наиболее опасный возраст – от рождения до 16 лет. Задумайтесь, как часто, когда, что и сколько вы едите, сколько времени бываете на свежем воздухе, занимаетесь физкультурой и спортом, проводите время у телевизора.
Коля Веснушкин: Я никогда об этом не задумывался.
Доктор Градусник: Ребята, давайте подумаем вместе, и станет ясно, что большинство из вас ведёт неправильный, нездоровый образ жизни.
Коля Веснушкин: А что надо делать, чтобы быть здоровым?
Доктор Градусник: Чтобы быть здоровыми, мы с вами должны быть физически активными, большую часть времени находиться на свежем воздухе, умеренно и правильно питаться, отказаться от вредных привычек.
В) Обсуждение стих – я (выявление вредных привычек; помочь отказаться от сигареты, формирование привычки избегать вдыхания табачного дыма)
(на доске: Курение – это…(вредная) привычка)
– Какие вредные привычки знаете?
В школе медвежьей тревогу забили,
В тайне, от всех медвежата курили.
Сразу к урокам пропал интерес,
Слушают плохо – скорее бы в лес.
Память ослабла – не помнят, о чём
В школе сегодня вели разговор.
Да табак плохой им друг – кашель слышится вокруг,
Он мешает им читать и науки постигать,
Папиросы и табак для всего живого – враг!
Для людей и для зверей – нет коварней и вредней.
– Каковы последствия курения? (Читают на экране.)
– Что происходит, если кто- то курит, а вы находитесь рядом? (Вдыхаете часть дыма, тем самым наносите вред своему здоровью.)
– Что можно сделать в таком случае? (Отойти или совсем уйти.)
Об этом подробнее мы ещё будем говорить чуть позднее.
(Появляется Мистер Гантелькин.)
Мистер Гантелькин:
Давно уже бесспорно:
Без спорта жить нельзя.
Ну что за жизнь без спорта,
Скажите мне, друзья?!
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мистер
Гантелькин.
– С чего вы начинаете доброе утро?
– Поднимите руку, кто делает зарядку.
Доктор Градусник: Кто- то считает, что тратить утром драгоценные минуты на зарядку, когда того и гляди опоздаешь в школу,- непростительная роскошь. И совершенно напрасно. Доказано, что именно зарядка помогает проснуться и заставить организм работать. Чтобы была польза, зарядку нужно делать не меньше 15 минут.
Мистер Гантелькин: Физкультминутка.
А теперь мы без оглядки
Начинаем физзарядку.
Доктор Градусник: А после утренней зарядки необходимо проводить водные процедуры – закаляться водой.
Коля Веснушкин: Я увидел по телевизору, как в морозный день в расчищенной полынье плавают люди. Этих людей называют “моржами”. Им не холодно, потому что у них закалённый организм. Люди ещё в древности понимали, что необходимо закаляться. На Руси ещё в 9 веке купались зимой в проруби.
Доктор Градусник: Есть такая притча: в древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика скифа. На старике была только одна набедренная повязка. “Как ты, старик, не мёрзнешь в такой холод?” – спросил юноша. – “Но ты же не закрываешь лицо?” – вместо ответа заметил старик. “Но то же лицо, оно привыкло!” – воскликнул юноша. – “Так представь себе, что я весь – лицо,- ответил старик. – Лицо привыкает к холоду. Также должно привыкнуть и всё тело”.
Мистер Гантелькин: Из истории известно, каким закалённым был русский полководец Александр Васильевич Суворов. А ведь от рождения он был слабым и хилым ребёнком.
Мистер Гантелькин: Но сразу, лезть в холодную воду нельзя, а то просто заболеешь. Прежде чем начать закаливание, необходимо запомнить несколько правил.
– Попробуйте назвать эти правила. (Затем читают правила на экране.)
Мистер Гантелькин:
Мы зарядку делали,
Прыгали и бегали,
Стали загорелыми,
Сильными и смелыми!Вы зимой катайтесь с горки,
Летом плавайте в реке,
Чтоб потом у вас пятёрки
Запестрели в дневнике.
Доктор Градусник:
А сейчас я дам совет:
Вовремя пейте, вовремя ешьте –
Будете до старости крепки и свежи.
Физическая культура – это не только физические упражнения, закаливание, но и правильное питание.
Коля Веснушкин: А я знаю, ну это как обычно – сунул в рот бутерброд и пошёл играть в футбол.
Мистер Гантелькин: Караул! Ребёнок не умеет правильно питаться.
Доктор Градусник: Безобразие! Срочно сюда пригласить профессора Ложкина- Поварёшкина. (Входит профессор Ложкин-Поварёшкин.)
Профессор: Здравствуйте, ребята! Будем с вами мы учиться, Как здоровыми всем быть, Фрукты, овощи любить, Как витамины принимать и здоровье сохранять.
Человек с пищей получает все вещества, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Основную энергию для организма дают углеводы, белки и жиры. А для роста молодого организма нужны витамины и минеральные вещества. Так как во время приготовления пищи многие витамины разрушаются, рекомендуется есть больше фруктов, овощей и ягод в сыром виде, не забывая хорошо помыть их перед едой..
Учитель: Что обозначает слово “витамин”?
Сейчас уже сложно представить, что немногим больше двухсот лет назад в языке не существовало слова “витамин”. Понятие “витамин” происходит от латинского слова “жизнь”. Нашему организму требуется не так уж много витаминов – всего несколько сотых граммов в день. Но если эту маленькую дозу организм не дополучает, человек начинает часто болеть и быстро уставать. В таком случае говорят, что у него авитаминоз.
Особенно велика потребность в витаминах у растущего организма. Чем больше нагрузка на организм, тем больше ему нужно витаминов. В настоящее время
Учёные вывели несколько основных витаминов. Назовите их.
Профессор: Мы расскажем вам коротко о каждом витамине, а вы запоминайте. (О витаминах читают на экране, а на доску прикрепляются картинки продуктов, где имеются эти витамины.)
Профессор: Об остальных витаминах поговорим чуть позднее.
Организму для роста и развития нужна разнообразная пища. Однако для того, чтобы она хорошо усваивалась, надо соблюдать некоторые правила. Назовите их. (Читают на экране.)
Коля Веснушкин: Что же мне делать? Сегодня, завтра мне предстоит сделать столько дел и многому научиться. Мне надо приготовить уроки, помочь маме по дому, погулять и поиграть с друзьями. И как же я это всё успею сделать?
Доктор Градусник: Надо научиться правильно распределять время, т. е. соблюдать режим дня. Прежде всего надо приучить себя просыпаться и вставать каждый день в одно и то же время. Не залёживаться в постели, иначе время на всё не хватит! Обязательно чередуйте занятия с отдыхом. Помните, что только спокойный глубокий сон (не менее 9 часов)в хорошо проветренном помещении поможет восстановить силы. Соблюдайте чёткий режим дня, и вы не только успеете сделать намеченные на день дела, но и станете более волевым, организованным, настойчивым и умным.
Профессор: Правильный режим – это путь к успеху, одна из разгадок долголетия. Чтобы быть здоровым, нужно также соблюдать правила гигиены.
– Какие вы знаете правила гигиены? (Читаем на экране.)
3. Итог. Рефлексия
Задача: обобщение и осмысление личного опыта формирования здорового образа жизни.
– Как вы думаете, важно или нет для человека вести здоровый образ жизни?
– Что нужно изменить в собственном образе жизни, чтобы вас можно было бы назвать здоровыми?
– А сейчас возьмите, выбранные вами трафареты, и напишите коротенькое письмо с пожеланиями для своих друзей – одноклассников.
Затем наклейте своё письмо на лист ватмана (вверху листа написано “Будьте всегда здоровы!”)
Самостоятельная работа: посмотрите на нашу газету. Какой цвет преобладает на газете?
Исходя из этого, можно сделать вывод, что у вас хорошее настроение сохранилось.
4. Домашнее задание
Надеюсь, что вы приложите все усилия для того, чтобы тело и дух были здоровыми. Здоровье – это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано природой и что является главным богатством человека”!
Попробуйте дома изучить внимательно своё питание, пересмотреть режим дня и постарайтесь его соблюдать, расскажите всем дома о вреде курения.