Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
Образовательные:
– закрепление понятия “природный
комплекс”,
– ознакомление учащихся с лесными ярусами,
видами леса, особенностями леса;
– раскрытие понятия значения леса для людей;
– обобщение знания детей о взаимосвязях живых
организмов в экосистеме.
Воспитательные:
– воспитание бережного,
ответственного отношения к природе,
– понимание экологических проблем своего края,
– воспитание любви к родному краю.
Развивающие:
– развитие познавательных
интересов, внимания, любознательности.
– развитие критического мышления,
монологической речи.
Задачи:
– повторить, какие организмы
составляют сообщество “лес”,
– раскрыть взаимосвязи организмов.
Оборудование:
Для учителя: Учебник “Мир вокруг нас”” для 4 класса (часть 1), диск “Экология в начальной школе”, картины И.Шишкин “Корабельная роща”, В. Остроухов “Золотая осень”, И. Левитан “Весна”, И.Шишкин “Зима”, интерактивная доска, магнитофон, иллюстрации с изображением леса, цветов, насекомых, грибов, птиц.
Для учащихся: Учебник “Мир вокруг нас”” для 4 класса (часть 1), карточки с “Правилами вежливости”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Погружение в путешествие
У. – Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он не похож ни на один из предыдущих уроков, это урок – путешествие и начать его я предлагаю по-особенному. Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами начнём наше путешествие, а куда вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откроете глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения.
(Учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).
У. – Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?
Учащиеся:
– В лесу, возле ручья…
– А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?
Учащиеся:
– Щебет птиц, журчание ручья.
У. – Итак, мы сегодня совершим нашу экскурсию в лес (чтение учеником записи на доске).
Здравствуй, вольная природа
Лес – великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена.
2. Актуализация опорных знаний.
У. – Ребята, как понять слова “природный комплекс”?
Учащиеся приводят свои объяснения:
– В природном комплексе все организмы живут совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.
У. – Как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”?
Учащиеся:
– Сообща что–то, вместе…
– Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.
СООБЩЕСТВО – Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (толковый словарь Ожегова).
У. – А так ли это нам предстоит с вами доказать. Мы попробуем приоткрыть тайны леса, понять, как он живёт. Ну, так чего же мы ждём. Начнём наше путешествие. Сегодня мы отправимся на прогулку в лес, чтобы узнать, какие деревья, кустарники растут в лесу. Но сначала послушайте одну историю.
Инсценировка.
Автор: Как-то на лесной опушке встретил старичок – лесовичок девочку Марину.
Старичок-лесовичок: Что ты тут делаешь, девочка?
Марина: Смотрю на деревья. Одни высокие, другие ниже.
Старичок-лесовичок: Деревья в лесу растут этажами – ярусами. Лес, как многоэтажный дом.
Марина: А разве в лесу есть этажи? Это же не дом?
У. – Сейчас мы узнаем, о каких этажах – ярусах говорил старичок – лесовичок.
3. Формирование новых понятий.
Что растёт в лесу? (Выступление помощников учителя)
1. Мы – деревья главные лесные жители. От нас зависит облик леса, его особенности. В лесу мы образуем верхние этажи или ярусы.
(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением деревьев).
2. Мы – кустарники расположены этажом ниже.
(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением кустарника).
3. Мы – маленькие кустарнички и травы растём этажом ниже кустарников. Нам хорошо в тени и яркий свет не нужен.
(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением травы).
4. Мы – мхи, зелёным мягким ковром покрываем почву.
(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением мхов).
У. – Давайте всех этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?
Учащиеся: – Растения
У. – Что ещё растёт в лесу?
5. Мы – особая группа живых организмов.
Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы – отдельное царство грибов. В лесу мы занимаем нижние этажи.
У. – Давайте и этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?
Учащиеся:
– Грибы.
У. – Итак всё, что в лесу растёт, занимает свой этаж. А к какому из этажей относятся молодые деревца?
Учащиеся:
– Деревья – Это будущий лес, ни к какому этажу они не относятся.
У. – Продолжим знакомство.
Кто живёт в лесу?
6. Так как в лесу много растений, то много и нас насекомых. Мы – самая большая группа.
(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением насекомого).
У. – Ребята, перечислите насекомых которых вы видели в лесу?
7. Мы – звери, очень разные. Среди нас есть травоядные, хищники, грызуны, всеядные.
(На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением травоядных, хищников.).
У. – Ребята, перечислите травоядных лесных обитателей, хищников, грызунов.которых вы видели в лесу?
Учащиеся:
– Лисы, волки..
8.Нас – птиц, хоть и меньше чем насекомых, но тоже много в лесу. Перечисли нас!
(На ватман, закреплённый на доске, клеятся картинки с изображением птиц).
У. – Мы прошли полпути, устали и сделаем привал!
(Дети встают и выполняют упражнения, в это время звучит файл (звуки леса)
У. – Продолжим наше путешествие.
Кто ещё живёт в лесу ?
Загадки.
Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах ! –
Удрала, а хвост в руках. “Ящерица.”Скачет зверушка, не рот – а ловушка,
Попадут в ловушку и комар и мушка. “Лягушка.”
(Вклеиваются рисунки)
У. – А кто живёт в лесной почве?
Учащиеся:
– Черви. (вклеивается рисунок)
У. Обратите внимание, что у нас с вами получилось в ходе сообщений. Это модель леса. А как вы понимаете слово “МОДЕЛЬ”?
Учащиеся: – Это изображение, иллюстрация, аппликация, макет леса.
4. Обобщающая беседа.
У. Какие деревья занимают верхний этаж, 1 ярус?
(Ель, сосна, пихта, дуб и др.)
У. Какие деревья занимают 2 ярус?
(Рябина, клен, черемуха и др.)
У. 3 ярус? (Орешник, шиповник, лещина и др.)
У. Какие растения занимают 4 ярус?
(Травы).
У. Что растет на пятом этаже?
(Ягода).
У. 6 ярус? (Мох, грибы).
(Закрепление на интерактивной доске)
Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, смешанные)
У. – Какие деревья растут в хвойном лесу?
– Какие деревья растут в лиственном лесу?
– Почему лес называют смешанным?
У. – Молодцы ребята! Вы очень много знаете. Выйдите пожалуйста все к доске. Соедините стрелкой тех жителей леса, которые друг другу необходимы. Объясняя свой выбор.
Учащиеся:
– Бабочка нужна птице, так как те питаются насекомыми…
5. Создание живой психологической цепочки.
(Учитель предлагает ребятам встать в круг и взяться всем за руки, образуя цепь природы. Затем просит кому – нибудь разжать руки и выйти из цепи.) – Что произошло с нашей цепочкой?
Учащиеся:
– Она распалась:– отвечают дети
Вывод: Все его обитатели тесно связаны друг с другом, живут сообща, все нужны друг другу.
6. Работа по учебнику – стр. 178-181.
1. Чтение рассказа вслух по цепочке
2. Работа по вопросам.
У. – Ребята, если мы идем в лес, то должны соблюдать правила поведения в лесу. Предлагаю поработать в парах. У вас на столах есть такие “Правила вежливости”. Прочитайте их и выберите только верные. Подчеркните. Докажите свой выбор.
1. а) Ветки не ломайте, деревья не
калечьте. Ни травинки, ни листочка зря не рвите,
костры не разводите.
б) В лесу можно поиграть: листьями пробросаться,
венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много
зелени – еще вырастет!
2. а) Наконец-то можно пошуметь,
покричать, постучать и главное, никому ты не
мешаешь!
б) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается,
затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
3. а) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа,
неповоротливую жабу, противных гусениц можно
прогнать, а лучше бы их совсем не было!
б) Животные всякие важны – животные всякие нужны.
Каждый из них делает в природе свое полезное
дело.
У. – Природа мудра. Она научилась восстанавливаться, даже если кто-то нарушил эти “Правила вежливости”.
7. Поход в картинную галерею.
(Картины И.Шишкин “Корабельная роща”, В. Остроухов “Золотая осень”, И. Левитан “Весна”, И.Шишкин “Зима”) .
(Интерактивная доска)
У. – Во все времена года лес привлекал художников своей красотой. Мы отправляемся в картинную галерею. (Работа по вопросам: Как выглядит лес в разные времена года? ….)
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение
С. Маршака “Праздник леса”.
8. Закрепление материала и подведение итогов урока.
У. – Объясните пословицу: “Лес – богатство народа”.
Ответы учащихся.
У. – Лес дает нам кислород, защищает нас от вредных микробов; это строительный материал, сырьё для изготовления бумаги; лес кормит: собираем орехи, грибы, ягоды; в лесу растёт много лекарственных растений; из древесины разных деревьев делают много нужных в хозяйстве вещей.
(Вывешивается плакат на доску).
У. – Давайте ребята подведём итог урока.
Можно ли назвать “ Лес – природным сообществом?” Почему?
9. Рефлексия.
У. – Какое задание понравилось больше всего?
– Какое задание вызвало затруднение?
– С каким настроением уходите с урока?
У. – Я всех благодарю за работу на уроке. Оценить я вас всех смогу, после того как увижу выполненное вами домашнее задание.
10. Домашнее задание.
1. Выполнить задание № 3 стр. 182. Подберите и запишите сведения об одном из животных (распределение животных). Это предлагаю выполнить, для составления “Красной книги” о животных Бакчарского района, Томской области.