Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление представлений о зиме и её приметах;
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима”;
- Совершенствование грамматического строя речи: закрепление составлять рассказ о времени года по картинке;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие длительного, плавного выдоха;
- Зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- Координация речи с движением, творческого воображения;
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
- Воспитание любви и бережного отношения к природе;
Оборудование: телевизор, DWD, DWD-диск, музыкальный диск – “снеговика”; картинки – зимние забавы, природа зимой, рыбки, прорубь.
Приложение 1
(Видеофильм можно посмотреть, связавшись с
автором статьи.)
Ход занятия
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться:
“Доброе утро!”
– Доброе утро дети и гости!
2. Введение в тему
– Послушайте загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
(Что за царица?) (Что за тройка?)
(время года – зима;
тройка – это зимние месяцы:
декабрь, январь, февраль).
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче.
Всех ночей длиннее ночи.
На полях и на лугах
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт.
Мы встречаем Новый год.
(месяц – декабрь)
Какой по счёту зимний месяц – декабрь?
И сегодня мы узнаем, кто из первоклассников лучше
знает это время года, её приметы.
Проведём занятия в форме – соревнования “Зимние
забавы.
В гости к нам пришёл Дед Мороз и принёс этот диск
и картину, а что на ней нарисовано мы будем
отгадывать во время занятия.
3. Знакомство с командами
– Давайте познакомимся:
Команда 1 “б” класса: “Ледышки”
Девиз:
“Мы весёлые ледышки, на макушках у нас шишки,
Мы ледышки смелые, ловкие, умелые”.
Команда 1 “в” класса: “Снежок”
Девиз:
“Я катаю свой снежок, чтобы крепким стал комок”.
– Нашими судьями будут – гости и вы.
– За правильные ответы будут вручать – снежинки.
4. Дыхательная гимнастика
– Перед тем, как начать соревнования надо размяться и выполнить дыхательные упражнения.
“Глоток воздуха”
– Вдохнём свежего морозного воздуха: глубокий
вдох, выдох.
– Изобразите сильный ветер – дуем в пузырьки;
– Изобразите – таинственный звук, он будет
являться началом соревнования.
5. Начало игры
Задание 1. “Разведчики”
– Составить слова по первым буквам картинок. (Зима,
санки, ….)
– Выложите звуковую схему данного слова.
– Найдите слова, которые спрятались. (Мороз,
град, …..)
Задание 2. “Игра в слова”
– Мы составили слова, давайте в них поиграем.
– Назовите слова, которые относятся к холоду. (Снег,
мороженое, град, сосулька, мороз, наст, град,
снегопад, стужа).)
Задание 3. “Говорушки”
– Многие великие поэты написали стихи о зиме.
– Вы учили их в садике, в школе, дома. Расскажите
понравившиеся стихотворения.
Команда “Снежок”:
Одуванчик из снежинок
Поднесёт к губам Зима,
Только дунет – и пушинок
Разлетятся семена!
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звёздочкам ладонь.
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днём с детьми на коньках всё катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается…
В окнах пишет узор льдом – иголочкой
И стучится к нам во двор со свежей ёлочкой.
Команда “Ледышки”:
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину.
Метёт и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом.
Застыли недвижимы.
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаёте зиму?
Мы принесём густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?
Задание 4. “Загадки”
– Этому чудесному времени года посвящено много
не только стихов, но и загадок, пословиц,
поговорок.
– Друг другу команды будут загадывать загадки.
Команда “Ледышки”:
Чист и ясен как алмаз
Дорог не бывает
Он от матери рождён
И мать рождает. (Лёд)Без рук, без глаз,
А рисовать умеет. (Мороз)Ёжик на меня похож
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица стройна,
А на Новый год – важна! (Ёлка)
Команда “Снежок”:
а) И не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
б) Одеяло белое не цветами сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
в) Меня не растили – из снега слепили,
И вставили ловко мне в носик морковку. (Снеговик)
Физкультминутка
(Под музыку.)
Снег пушистый нагребаем,
Лепим, лепим ком большой,
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком второй.
Лепим, лепим третий ком.
Будешь ты, снеговиком!
Глазки, глазки, нос – морковкой!
Рот большой, наверх ведёрка.
Задание 6. “Зоркий глаз”
– Наши команды слепили снеговиков.
– Давайте, сейчас их сравним.
– Кто больше назовёт различий? (Шарфы, глаза, …)
Задание 7. “Доскажи словечко”
– Чтобы снова в добрый путь,
Стих потёк как речка,
Помоги ему чуть-чуть подскажи
словечко.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…снег.С неба всё скользят пушинки –
Серебристые…снежинки.На посёлки, на лужок
Всё снижается …снежок.Вот веселья для ребят –
Всё сильнее…снегопад.Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …снежки.Словно в белый пуховик
Нарядился ….снеговик.Рядом снежная фигурка –
Эта девочка… Снегурка.На снегу-то, посмотри
С красной грудкой … снегири.
– Мы слепили снеговика. Какие это слова? (Однокоренные,
родственные.)
– Какие зимние забавы вы знаете? (Катание с горы
на лыжах, санках; катание на коньках; игры в
снежки; рыбалка.)
Задание 8. “Зимняя рыбалка”
– Вот две коробки – это проруби с рыбками.
– Вот две удочки. Поймайте рыбок. Прочитайте
слова и назовите противоположные к ним слова.
Снег – дождь; зима – лето; холод – тепло; радость – грусть; белый – чёрный; лёд – вода.
– Наши пальчики замёрзли после рыбалки.
– Давайте их погреем.
Задание 9. “Пальчиковая гимнастика
– Каждая команда покажет свою пальчиковую гимнастику.
Команда “Снежок”:
Раз, два, три, четыре, –
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
Команда “Ледышки”:
Выпал беленький снежок,
Соберёмся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег, хлопок в ладоши!
Задание 10. “Очумелые ручки”
– Вы так хорошо подготовили свои пальчики.
– Давайте попробуем собрать картинку.
Задание 11. “Красивая речь”
– Красивые получились картинки.
– Постарайтесь составить рассказ по вашей
картинке.
Итог занятия
– Дети вы справились со всеми заданиями.
– Открываем картину – зимние забавы.
– Посмотрите фильм о зиме.
– Посчитаем у кого больше снежинок. Лепим
снеговика на панно.
– Спасибо за работу. Молодцы, победила дружба.
Занятие заканчивается поздравлением и вручением грамот.