Цели:
- Образовательные: проверить у учащихся 7 класса уровень усвоения основных понятий по химии (знания понятий ; знание химических знаков; знание практической части.).
- Развивающие: развивать умение работать с лабораторным оборудованием; развивать умение работать с источниками информации, обобщать изученный материал, делать выводы; развивать мыслительную активность, творческие способности.
- Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к любому мнению, любой точки зрения. Воспитание коммуникативных , толерантных качеств личности. Воспитывать культуру умственного труда, рефлексивные качества личности.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, метод диалога и полилога.
Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Используются элементы педагогической технологии личностного ориентирования.
Тип занятия: обобщение по теме “ Первоначальные химические понятия”
Форма занятия: урок-путешествие.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует класс. Проверяет готовность к уроку.
2. Активизация познавательного процесса
А) Учитель ведёт беседу по слайду 1 (см. Приложение 1); объявляет тему урока; обращает внимание учеников на эпиграф к уроку, ведёт беседу по содержанию эпиграфа урока: единственный путь, ведущий к знанию это деятельность . Б. Шоу (слайд 3)
Б) Проверка владения основными понятиями Химии. Используется метод
“Чистой доски”: на доске цветным мелом записываются основные понятия темы-“простое вещество”, “сложное вещество”, “атом”, “молекула”, “элемент”, “валентность”, ученики сами выбирают понятие, дают его определение, если оно верно, то стирают его с доски и приглашают сами ,по выбору товарища . Т.О. доска остаётся чистой. (слайд 4).
В) Проверка умения работать с периодической системой химических элементов.: Отгадать загадку о химическом элементе.
3. Записать химический знак угаданного элемента.
4. Определить атомную массу элемента.
5. Порядковый номер элемента.
6. Период, в котором находится элемент.
7. Группу, в которой находится элемент
Сликодор – без этого элемента не
проживёте и пяти минут.
Мникрей – этот элемент ищите среди
камней.
Орребес – блестит , а не золото.
Задания слайдов 5–12.
Г) Проверка знаний химических формул простых и
сложных веществ; валентности элементов; слайд 13–15;
Распределить формулы веществ на две
группы: простые вещества; сложные вещества:
CuSO4, Na, H2SO4, CO2, ZnO, H2S, C, SO2, N2, S, H2.
Определить валентность элементов в веществах:
Al2S3, Na2S, MgS, Ag2S, ZnCl2, CrCl3, H2SO4 , SiCl4
Д) Проверка умения расставлять коэффициенты в химических уравнениях и определять тип химической реакции. слайды 16–17:
Расставить коэффициенты в уравнениях. Определить тип химической реакции:
A) Na + S = Na2S
Б) Al + S = AL2S3
B) HgO = Hg + O2
Е) Проверка умения работать с лабораторным оборудованием.
Собрать штатив. Закрепить пробирку в штативе; запишите правила нагревания пробирки.
3. Подведение итогов урока
4. Домашнее задание
Дана химическая формула: KMnO4. Это вещество называется перманганат калия. Найти: а) бытовое название этого вещества; б) молекулярную массу этого вещества; в) определить валентность элементов, входящих в состав этого вещества; г) определить массовую долю кислорода в этом веществе.
5. Рефлексия урока
Литература:
- Леенсон И. Занимательная химия. – М.: Росмэн, 1999.
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия холдинг, 2000.
- Штемплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1998.