Цели:
- продолжить работу по подготовке к ознакомлению с действием умножения;
- формировать вычислительные навыки;
- закреплять письменные приемы сложения и вычитания, умение решать задачи;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным, как к части живой природы, воспитывать умение слушать ответы одноклассников, умение работать в коллективе;
- развивать абстрактно-логическое мышление(умение анализировать, делать вывод, выделять главное и второстепенное, сравнивать и обобщать); развивать любознательность, наблюдательность, самостоятельность, интерес к предмету.
Оборудование: изображения синицы, лисы, карточки с примерами, карточки-ключи, тесты.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке мы будем закреплять пройденное решать задачи и примеры, и еще много интересного.
Беритесь ребята
Скорей за работу
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету!
1) Посчитаем устно. Я буду читать утверждения, а вы если согласны хлопните в ладоши, а если нет – поднимите руки вверх.
- Если число 14 увеличить на 7, то получится 21. (Да.)
- Разность чисел 87 и 3 равна 90. (Нет.)
- Число 34 больше числа 40 на 6. (Нет.)
- Если число 97 уменьшить на 8, то получится 89. (Да.)
- Сумма чисел 56 и 2 равна 76. (Нет.)
- Число 68 меньше числа 100 на 32. (Да.)
- Все двузначные числа меньше числа 100. (Да.)
- Если уменьшаемое равно 24, а вычитаемое – 4, то разность равна 28. (Нет.)
- В числе 37 содержится 7 десятков и 3 единицы. (Нет.)
- Если число 62 уменьшить на 1 десяток , то получится 61. (Нет.)
2) Самая любимая забава детей зимой это игра в снежки. Несмотря на то, что мы в классе, давайте поиграем в эту замечательную игру. Вспомним правила. Игроки делятся на 2 команды и стараются забить как можно больше снежков команде соперников. Но у нас и снежки необычные с примерами. Решите пример и соедините его с ответом. В чью крепость попадет больше снежков, тот и проиграл.
На доске прикреплены “снежки” с примерами, справа и слева от них “крепости” с ответами. Дети выходят к доске и выбрав “снежок ” соединяют мелом с ответом.
– Посмотрите, в каждую крепость попало одинаковое количество снежков. Значит, победила дружба!
3)
А теперь внимание!
Заслушав, все запоминайте,
Ответы быстро называйте!
В зоопарке я стоял,
Обезьянок все считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А 12 спинки грели.
Сосчитать вы всех успели? (17)
Запасая орешки на зиму, белочка в понедельник принесла 2 ореха, а следующие 2 дня она приносила на 1 орех больше, чем в предыдущий. Сколько орехов белочка принесла за 3 дня?
(2 + 3 + 4 = 9)
Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной?
– Хорошо, детки вы считали. Что мы повторили во время устного счета?
3. Подготовка к изучению действия умножения
На доске иллюстрация с изображением синицы, закрытое листом так, что видны только лапки.
– Как вы думаете, какое животное здесь спряталось?
Это синичка. А кто из вас скажет, как нужно помогать птицам зимой? А какое самое любимое лакомство синицы?
– А как вы догадались, что синичка одна?
– А сейчас сколько их ?(прикрепляются еще 4 картинки с закрытыми птицами)
А теперь их сколько?
После ответов детей, учитель пишет на доске: 2 2 2 2 2.
А как сосчитать, сколько всего лапок у всех
синичек?
Как называются компоненты сложения?
(Учитель дописывает + между 2.)
– Сколько всего лапок получилось?
– Что вы можете сказать об этих слагаемых?
Аналогично проводится работа по иллюстрации с изображением 3 лисиц.
– Итак, чтобы узнать, сколько всего лап, надо выполнить действие сложение, число 2 взять 5 раз(число 4 взять 3раза)
4. Работа учебником
– Откройте учебники на с.26.Выполним задание№5.
– Прочитайте задание. Рассмотрите образец. Число
6 представили в виде суммы одинаковых
слагаемых.Сколько раз это возможно?
Аналогично выполняется работа с числом 8.
– Откройте тетради. Запишем:
8 = 4 + 4
8 = 2 + 2 + 2 + 2
Далее номер выполняют ученики на доске и в тетради.
12 = 6 + 6
12 = 4 + 4 + 416 = 8 + 8
16 = 4 + 4 + 4 + 4
– Посмотрите, правильно ли ребята записали
суммы одинаковых слагаемых?
– А можно ли еще суммой одинаковыми слагаемыми
записать эти числа? Кто догадался? Но это будет
очень длинная запись и мы не будем ее записывать.
(Отвечающим у доски задается дополнительный вопрос.)
– Чему мы сейчас учились?
– А кто может заменить суммой одинаковых
слагаемых число15? (Это сделать нельзя.)
– К одинаковым слагаемым мы еще вернемся, а
сейчас пришло время решать задачу№3.
– Прочитайте ее про себя. Из каких частей состоит
задача?
Для решения задачи к доске вызывается ученик.
Он читает задачу вслух.
Проводится разбор и составление краткой
записи задач.
– О чем эта задача?
– Как называется шкаф для книг?
– Какие слова мы выберем для краткой записи?
(На доске кр. запись.)
Было
Кн. – 30 шк.
Од. – 10 шк.Осталось
12 шк.Продали
? шк.
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– А почему не можем?
– А сколько осталось знаем?
– Запишем решение и ответ полностью.
5. Физкультминутка
6. Самостоятельная работа учащихся. Тест
7. Работа с учебником
Задание из учебника № 4.
– Как найти первую сумму? (Надо число 5 взять 4
раза.)
– Какое число получилось при сложении 4
одинаковых слагаемых?
– Как найти вторую сумму?
– Какое число получили при сложении трех
одинаковых слагаемых?
8. Решение примеров. Закрепление письменного сложения и вычитания
Вызываются 2 ученика к доске.
– Решим примеры с проверкой.
– Что мы сейчас повторили? Каким действием
проверяется вычитание? Сложение?
– А теперь самостоятельно решите примеры№1.
Вариант 1 – первую строку;
Вариант 2 – вторую строку.
Проверка.
– Прочитайте пример, в котором записана
разность двух чисел (сумма двух чисел)
– Прочитайте пример, в ответе которого число
предыдущее по отношению к числу 7. (48–42)
– Прочитайте пример, в ответе которого число на 5
единиц меньше 50. (82–37)
– А теперь вы узнаете, как вы сегодня работали.
Для этого нужно карточки расположить в
соответствии с ответами примеров.
Дети размещают карточки на доске и читают: МОЛОДЦЫ!
– Совершенно верно! Вы сегодня славно, много потрудились.
9. Итог
– Что мы узнали на уроке?
– Что повторили?
– А что вам понравилось?
10. Домашнее задание
с.27 №6, №8.