Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

  • Способствовать развитию навыка определения падежа имени прилагательного.
  • Развивать умение написания безударных окончаний, пользуясь алгоритмом.
  • Развивать умение распознавать данную орфограмму.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: дидактический материал – табл. “Падежи”, карточки с заданием, опорные слова алгоритма.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Введение в урок

2. Орфографическая работа

У каждого на столе карточка со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне.

Учитель: Вставьте вместо пропусков необходимую букву.

(Фронтальная работа)

Карточка с заданием

Н…чной, в…дяной, в…лнистый, з…л…той, к…лючий, м…довый, в…рёный, т…желый, зв…риный, л…сной, т…нистый, г…лодный, д…ждливый, в…твистый, цв…тной, в…сенний, з…мной, з…леный, м…рской, р…чной, х…лодный, н…бесный, м…лодой, в…здушный, р…дной.

II. Актуализация знаний

Учитель:
Какую орфограмму мы повторили?
Какое правило нам необходимо знать, чтобы правильно вставить пропущенную букву?
К какой части речи относятся эти слова?
Что общего у всех данных имен прилагательных?
Вспомните, как изменяется имя прилагательное?
Докажите, что имя прилагательное можно изменять по родам, используя словосочетание сущ. + прил.

III. Чистописание

Учитель: Какие окончания нам встречались при изменении имен прилагательных по родам? (-ой, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее). Теперь запишите эти сочетания букв в строчку.

IV. Сообщение темы и цели урока

Учитель: На с. 40 ознакомьтесь с названием раздела.

– Что мы уже знаем об имени прилагательном? Как мы умеем определять окончания прилагательных?

Физкультминутка

V. Обобщение и систематизация знаний.

Работа по вопросам на с.40, составление алгоритма по теме урока на доске появляются опорные слова.

img1.gif (1331 bytes)

Запомнить: в – прил. после мягкого согласного пишутся другие буквы.

VI. Работа в тетрадях

Упр. 216

Учитель: Выписать словосочетания сущ.+ прил. из текста, выделить окончание в вопросе и у им. прил., надписать падеж (один человек работает у доски).
Учитель: Как определить падеж им. прил.? Вспомните правило, которое мы с вами выучили на прошлом уроке.

Упр. 217

– Работа по заданию в тетрадях с объяснением. (фронтальная работа)

Учитель: Вставьте пропущенные буквы в окончаниях прилагательных.

Упр. 219

Устная работа. Чтение текста о науке этимологии.

Учитель: Найдите в тексте имена прилагательные с орфограммой безударные падежные окончания имени прилагательного.

Физкультминутка

Упр. 220. Диктант с подготовкой.

Задания после написания текста.

Учитель: Выделите окончания у имен прилагательных и определите падеж.

Самопроверка по учебнику.

– Разобрать слово как часть речи слово грустную3

VII. Итог урока

Учитель: С какой частью речи мы работали на уроке? Что необходимо сделать, чтобы определить безударное окончание имени прилагательного. Как определить падеж имени прилагательного?

VIII. Инструктаж домашнего задания

Упр. 218.

IX. Рефлексия

Учитель: Что вам понравилось на уроке? Что удалось, а что нет?