Цель: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Задачи:
- Способствовать развитию навыка определения падежа имени прилагательного.
- Развивать умение написания безударных окончаний, пользуясь алгоритмом.
- Развивать умение распознавать данную орфограмму.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: дидактический материал – табл. “Падежи”, карточки с заданием, опорные слова алгоритма.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Введение в урок
2. Орфографическая работа
У каждого на столе карточка со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне.
Учитель: Вставьте вместо пропусков необходимую букву.
(Фронтальная работа)
Карточка с заданием
Н…чной, в…дяной, в…лнистый, з…л…той, к…лючий, м…довый, в…рёный, т…желый, зв…риный, л…сной, т…нистый, г…лодный, д…ждливый, в…твистый, цв…тной, в…сенний, з…мной, з…леный, м…рской, р…чной, х…лодный, н…бесный, м…лодой, в…здушный, р…дной.
II. Актуализация знаний
Учитель:
Какую орфограмму мы повторили?
Какое правило нам необходимо знать, чтобы
правильно вставить пропущенную букву?
К какой части речи относятся эти слова?
Что общего у всех данных имен прилагательных?
Вспомните, как изменяется имя прилагательное?
Докажите, что имя прилагательное можно изменять
по родам, используя словосочетание сущ. + прил.
III. Чистописание
Учитель: Какие окончания нам встречались при изменении имен прилагательных по родам? (-ой, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее). Теперь запишите эти сочетания букв в строчку.
IV. Сообщение темы и цели урока
Учитель: На с. 40 ознакомьтесь с названием раздела.
– Что мы уже знаем об имени прилагательном? Как мы умеем определять окончания прилагательных?
Физкультминутка
V. Обобщение и систематизация знаний.
Работа по вопросам на с.40, составление алгоритма по теме урока на доске появляются опорные слова.
Запомнить: в – прил. после мягкого согласного пишутся другие буквы.
VI. Работа в тетрадях
Упр. 216
Учитель: Выписать словосочетания сущ.+ прил.
из текста, выделить окончание в вопросе и у им.
прил., надписать падеж (один человек работает у
доски).
Учитель: Как определить падеж им. прил.?
Вспомните правило, которое мы с вами выучили на
прошлом уроке.
Упр. 217
– Работа по заданию в тетрадях с объяснением. (фронтальная работа)
Учитель: Вставьте пропущенные буквы в окончаниях прилагательных.
Упр. 219
Устная работа. Чтение текста о науке этимологии.
Учитель: Найдите в тексте имена прилагательные с орфограммой безударные падежные окончания имени прилагательного.
Физкультминутка
Упр. 220. Диктант с подготовкой.
Задания после написания текста.
Учитель: Выделите окончания у имен прилагательных и определите падеж.
Самопроверка по учебнику.
– Разобрать слово как часть речи слово грустную3
VII. Итог урока
Учитель: С какой частью речи мы работали на уроке? Что необходимо сделать, чтобы определить безударное окончание имени прилагательного. Как определить падеж имени прилагательного?
VIII. Инструктаж домашнего задания
Упр. 218.
IX. Рефлексия
Учитель: Что вам понравилось на уроке? Что удалось, а что нет?