Цели урока:
Образовательная: продолжить отработку навыков построения точек на координатной плоскости и умения находить координаты точек, построенных на плоскости; закрепить понятие “оси симметрии” и симметричных фигур.
Воспитательная: формировать позитивное отношения к совместной учебной деятельности; стремление к активному участию в работе на уроке; положительное эмоционально-целостного отношения к математике как науке.
Развивающая: развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, конструкторские и творческие способности; эстетический вкус.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Методы: частично – поисковый, словесно-наглядный.
Приемы: блиц-опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся с использованием раздаточного материала, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа, работа у доски.
Оборудование:
- Доска
- Цветные карандаши
- 26 карточек с изображением системы координат, на которой отмечены 33 точки (алфавит)
- Карточки разных цветов с текстом (Майкл, Мурка, Мария, ларёк, лейка, лодка)
- Портрет Декарта
- Комплект №1 (карточка с координатами, для получения рисунка и лист, с изображенной на нем системой координат)
- Комплект №2 (карточки для групповой работы)
- Комплект №3(карточки для дополнительной работы)
- Комплект №4(рефлексия деятельности)
- Демонстрационный вариант творческой работы
Структура урока (40 мин):
- Организационный этап (1мин)
- Проверка домашнего задания (3 мин)
- Сообщение темы, цели и задач урока (1 мин)
- Подготовительный этап (8 мин)
- Физкультминутка (2 мин)
- Выполнение заданий (20 мин)
- Этап постановки домашнего задания (3мин)
- Подведение итогов урока (1 мин)
- Рефлексия деятельности (1 мин)
Ход урока
I. Организационный этап
– Друзья мои, приветствую я вас. Звенит звонок, мы вместе начинаем наш урок.
Садитесь, ребята.
II. Проверка домашнего задания
Выполним проверку домашнего задания, по образцу. (На перемене 1 ученик записывает решение домашнего задания на доске). Откройте тетради и сверьте все задания.
- №422 (в) Найти площадь полученного прямоугольника. Длина стороны АВ |5-(-5)|=10см. Длина стороны АD=|-4-(-8)| =4 см. (1 единичный отрезок взят за 2 клетки). S=40 см2.
- №423(б) Определить координаты четвертой вершины. D(5;6), так как ВС=АD и АВ=CD.
- №438(в) (0,48:0,6 – 0,34:0,017) + (-16,8)•0,4=-25,92.
1) 0,48:0,6=0,8 2) 0,34:0,017=20 3)0,8-20=-19,2 4) (-16,8)•0,4= -6,72 5) -19,2-6,72= -25,92.
Ребята поднимите руки у кого получились другие ответы? Я внимательно посмотрю ваши работы и выясню, где вы допустили ошибки. А дополнительное задание у тех ребят, которые его выполнили, я проверю. Сейчас передали тетради с последней парты на первую.
- №424(б) Найдите площадь треугольника. АВ=5см, ВС=2 см, S=ab=•5•2=5 см2
III. Сообщение темы, цели и задач урока.
Сегодня на уроке продолжим работу с координатной плоскостью.
- Проведем устную работу.
- Прослушаем доклад.
- Выполним индивидуальную работу на оценку.
- Запишем домашнее задание.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Любой рисунок можно поместить в координатную плоскость, а также по координатам построить понравившийся вам рисунок. Для того чтобы сохранить форму рисунка необходимо правильно знать, определять и задавать координаты.
IV. Подготовительный этап.
Повторим основные понятия, которые вам помогут правильно выполнять задания.
- Фронтальный опрос – актуализация знаний, необходимых для работы на уроке:
– система координат (две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета для каждой из них);
– координатные оси (прямые, образующие систему координат);
– ось абсцисс (горизонтальная ось –х);
– ось ординат (вертикальная ось –у);
– координатная плоскость (плоскость, на которой выбрана система координат);
– координаты точки на плоскости (пара чисел, в которой на первом месте стоит абсцисса, а на втором – ордината этой точки).
Проводится в форме блиц – опроса (1ряд > 2 ряду, 3 ряд проверяют. 2 ряд > 3 ряду, 1 ряд проверяет. 3 ряд > 1 ряду, 2 ряд проверяет).
– Игра “Алфавит” <Рисунок 1>.
Правило игры: на доске записаны задания для каждого ряда. На парту раздается карточка с системой координат и отмечены на ней 33 точки (алфавит). Необходимо, работая в парах, восстановить слова по данным координатам точек. Предлагается по 2 задания для каждого ряда и 6 вариантов ответов (слова). После выполнения нужно поднять карточку с полученным ответом (получается флаг РФ).
1 ряд | (-2;-2), (-4;1), (-5;-1), (-4;-2), (-3;-2) | Майкл |
(-3;-2), (-4;1), (3;-2),(4;1), (-4;-2) | Ларёк | |
2 ряд | (-2;-2), (-5;3), (3;-2), (-4;-2), (-4;1) | Мурка |
(-3;-2), (3;1), (-5;-1), (-4;-2), (-4;1) | Лейка | |
3 ряд | (-2;-2), (-4;1), (3;-2), (1;0), (0;-2) | Мария |
(-3;-2), (0;0), (2;1), (-4;-2), (-4;1) | Лодка |
- Используя “Алфавит”, расшифруйте имя известного математика. Первый, поднявший руку, выходит и записывает ответ.
Буква | Д | Е | К | А | Р | Т |
Координата | (2;1) | (3;1) | (-4;-2) | (-4;1) | (3;-2) | (-6;3) |
Показать портрет Декарта. <Приложение 1>
Ребята, а кто-нибудь слышал об этом математике? Что вам о нем известно? Как вы думаете, почему именно этого математика мы вспомнили сегодня на уроке?
Сейчас нам (ученик) ответит на все эти вопросы.
Идея задавать положение точки на плоскости с помощью чисел зародилась в древности – прежде всего у астрономов и географов при составлении звездных и географических карт, календаря. Уже во II веке древнегреческий астроном Клавдий Птолимей пользовался широтой и долготой в качестве координат. В XVII веке французский математики Рене Декарт и Пьер Ферма впервые открыли значение использования координат в математике. Описание применения координат дал в книге “Геометрия” в 1637 году Рене Декарт, поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой. |
У кого появилось желание узнать больше о жизни Декарта и его достижениях могут обратиться к математической энциклопедии.
V. Физкульт минутка.
Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились И ещё раз повторили. |
Приседаем мы по счету, Раз-два-три-четыре-пять. Это нужная работа- Мышцы ног тренировать. |
А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами. Раз – рывок и два рывок. Продолжаем наш урок. |
VI. Выполнение творческих заданий.
Сейчас предлагаю выполнить следующие задания.
- Задание 1: Проверь себя. .
Постройте рисунок на координатной плоскости, последовательно соединив точки:
А ( 0; 3 ), В ( -1; 1), С (-3; 1), D (-1; 0), Е ( -2; -2), F (0; -1), G (2; -2), К ( 1;0 ), L (3; 1), М (1; 1 ), А ( 0; 3).
Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях, 1 ученик выполняет это задание у доски (на обратной стороне).
А как ещё можно было построить эту фигуру?
На ватмане изобразить часть фигуры и предложить 1 ученику получить симметричные точки, для того чтобы достроить звезду. После этого отогнуть 1 часть по оси симметрии и показать, что точки совпадут. Назовите ось симметрии (ось ординат).
Вывод: чтобы построить симметричные фигуры, достаточно построить часть фигуры и отобразить ее относительно оси симметрии.
- Задание 2: “Путешествие в зоопарк”.
Индивидуальная работа по карточкам. Каждый получил комплект №1 <Приложение 2>, <Приложение 3>.
Инструкция по выполнению:
- Подпишите Ф.И.
- Дополните систему координат недостающими записями.
- Постройте рисунок на координатной плоскости, последовательно соединив точки.
- Прикрепите полученный рисунок, с помощью магнитов, на доску.
На выполнение работы вам дается 8 минут.
Ребята у всех рисунки разные, поэтому чтобы увидеть, как можно поместить рисунок в систему координат, необходимо очень аккуратно отмечать координаты заданных точек и самое главное правило – последовательно их соединять. Иначе рисунок получится не верный.
№ |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
1 | Утка |
Медведь | Слон |
2 | Заяц |
Ёжик | Белка |
3 | Заяц |
Кошечка | Верблюд |
4 | Дельфин 1 |
Жираф | Орёл |
5 | Голубь | Заяц | Страус |
6 | Воробей | Лось | Лошадка |
7 | Дельфин 2 | Лиса | |
8 | Собака | ||
9 | Ласточка |
4 человека работают в группе – комплект №2. <Приложение 4>
(Строят симметричные фигуры)
Кто выполнит задание, получают дополнительные карточки (Комплект №3). <Приложение 5>
Посмотреть получившиеся рисунки.
Вывод: в координатную плоскость можно поместить любой рисунок.
Сравнить все рисунки с теми, которые выполняли ребята в группе.
Вывод: их рисунки симметричны.
Таким способом построения фигур будем заниматься на следующем уроке.
VII. Этап постановки домашнего задания.
Задания на “4” | Задания на “5” | |
№ 431(а) | № 431(а,б) | |
– построить отрезок,
симметричный отрезку MN относительно оси абсцисс,
и запишите координаты его концов. Алгоритм выполнения:
|
||
№ 442 (а,в) | № 442 (а,в,д) | |
– упростить выражение. Алгоритм выполнения:
|
||
№ 439 – наугад выбирают число из
интервала и промежутка: Алгоритм выполнения:
|
||
Выполните рисунок на координатной плоскости, на понравившуюся вам тему. Запишите координаты для построения рисунка. Сделайте сообщение об изображенном герое. |
Показать пример оформления творческого задания. <Приложение 6>
VIII. Подведение итогов урока.
- Какую тему вы сегодня изучали на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Какие трудности возникли?
- Какие задания вызвали интерес?
- Выставление оценок. (Оценка за работу у доски, за индивидуальную работу оценки каждый узнает на следующем уроке.)
IX. Рефлексия деятельности.
Сегодня на уроке вы поработали очень хорошо, молодцы!
Оцените свои знания полученные на уроке. Уходя, положите в соответствующий конверт смайл.
Спасибо за урок!