Координатная плоскость. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

Образовательная: продолжить отработку навыков построения точек на координатной плоскости и умения находить координаты точек, построенных на плоскости; закрепить понятие “оси симметрии” и симметричных фигур.

Воспитательная: формировать позитивное отношения к совместной учебной деятельности; стремление к активному участию в работе на уроке; положительное эмоционально-целостного отношения к математике как науке.

Развивающая: развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, конструкторские и творческие способности; эстетический вкус.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Методы: частично – поисковый, словесно-наглядный.

Приемы: блиц-опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся с использованием раздаточного материала, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа, работа у доски.

Оборудование:

  1. Доска
  2. Цветные карандаши
  3. 26 карточек с изображением системы координат, на которой отмечены 33 точки (алфавит)
  4. Карточки разных цветов с текстом (Майкл, Мурка, Мария, ларёк, лейка, лодка)
  5. Портрет Декарта
  6. Комплект №1 (карточка с координатами, для получения рисунка и лист, с изображенной на нем системой координат)
  7. Комплект №2 (карточки для групповой работы)
  8. Комплект №3(карточки для дополнительной работы)
  9. Комплект №4(рефлексия деятельности)
  10. Демонстрационный вариант творческой работы

Структура урока (40 мин):

  1. Организационный этап (1мин)
  2. Проверка домашнего задания (3 мин)
  3. Сообщение темы, цели и задач урока (1 мин)
  4. Подготовительный этап (8 мин)
  5. Физкультминутка (2 мин)
  6. Выполнение заданий (20 мин)
  7. Этап постановки домашнего задания (3мин)
  8. Подведение итогов урока (1 мин)
  9. Рефлексия деятельности (1 мин)

Ход урока

I. Организационный этап

– Друзья мои, приветствую я вас. Звенит звонок, мы вместе начинаем наш урок.

Садитесь, ребята.

II. Проверка домашнего задания

Выполним проверку домашнего задания, по образцу. (На перемене 1 ученик записывает решение домашнего задания на доске). Откройте тетради и сверьте все задания.

  • №422 (в) Найти площадь полученного прямоугольника. Длина стороны АВ |5-(-5)|=10см. Длина стороны АD=|-4-(-8)| =4 см. (1 единичный отрезок взят за 2 клетки). S=40 см2.
  • №423(б) Определить координаты четвертой вершины. D(5;6), так как ВС=АD и АВ=CD.
  • №438(в) (0,48:0,6 – 0,34:0,017) + (-16,8)•0,4=-25,92.

1) 0,48:0,6=0,8 2) 0,34:0,017=20 3)0,8-20=-19,2 4) (-16,8)•0,4= -6,72 5) -19,2-6,72= -25,92.

Ребята поднимите руки у кого получились другие ответы? Я внимательно посмотрю ваши работы и выясню, где вы допустили ошибки. А дополнительное задание у тех ребят, которые его выполнили, я проверю. Сейчас передали тетради с последней парты на первую.

  • №424(б) Найдите площадь треугольника. АВ=5см, ВС=2 см, S=ab=•5•2=5 см2

III. Сообщение темы, цели и задач урока.

Сегодня на уроке продолжим работу с координатной плоскостью.

  1. Проведем устную работу.
  2. Прослушаем доклад.
  3. Выполним индивидуальную работу на оценку.
  4. Запишем домашнее задание.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Любой рисунок можно поместить в координатную плоскость, а также по координатам построить понравившийся вам рисунок. Для того чтобы сохранить форму рисунка необходимо правильно знать, определять и задавать координаты.

IV. Подготовительный этап.

Повторим основные понятия, которые вам помогут правильно выполнять задания.

  • Фронтальный опрос – актуализация знаний, необходимых для работы на уроке:

– система координат (две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета для каждой из них);

– координатные оси (прямые, образующие систему координат);

– ось абсцисс (горизонтальная ось –х);

– ось ординат (вертикальная ось –у);

– координатная плоскость (плоскость, на которой выбрана система координат);

– координаты точки на плоскости (пара чисел, в которой на первом месте стоит абсцисса, а на втором – ордината этой точки).

Проводится в форме блиц – опроса (1ряд > 2 ряду, 3 ряд проверяют. 2 ряд > 3 ряду, 1 ряд проверяет. 3 ряд > 1 ряду, 2 ряд проверяет).

– Игра “Алфавит” <Рисунок 1>.

Правило игры: на доске записаны задания для каждого ряда. На парту раздается карточка с системой координат и отмечены на ней 33 точки (алфавит). Необходимо, работая в парах, восстановить слова по данным координатам точек. Предлагается по 2 задания для каждого ряда и 6 вариантов ответов (слова). После выполнения нужно поднять карточку с полученным ответом (получается флаг РФ).

1 ряд (-2;-2), (-4;1), (-5;-1), (-4;-2), (-3;-2) Майкл
(-3;-2), (-4;1), (3;-2),(4;1), (-4;-2) Ларёк
2 ряд (-2;-2), (-5;3), (3;-2), (-4;-2), (-4;1) Мурка
(-3;-2), (3;1), (-5;-1), (-4;-2), (-4;1) Лейка
3 ряд (-2;-2), (-4;1), (3;-2), (1;0), (0;-2) Мария
(-3;-2), (0;0), (2;1), (-4;-2), (-4;1) Лодка
  • Используя “Алфавит”, расшифруйте имя известного математика. Первый, поднявший руку, выходит и записывает ответ.
Буква Д Е К А Р Т
Координата (2;1) (3;1) (-4;-2) (-4;1) (3;-2) (-6;3)

Показать портрет Декарта. <Приложение 1>

Ребята, а кто-нибудь слышал об этом математике? Что вам о нем известно? Как вы думаете, почему именно этого математика мы вспомнили сегодня на уроке?

Сейчас нам (ученик) ответит на все эти вопросы.

Идея задавать положение точки на плоскости с помощью чисел зародилась в древности – прежде всего у астрономов и географов при составлении звездных и географических карт, календаря. Уже во II веке древнегреческий астроном Клавдий Птолимей пользовался широтой и долготой в качестве координат. В XVII веке французский математики Рене Декарт и Пьер Ферма впервые открыли значение использования координат в математике. Описание применения координат дал в книге “Геометрия” в 1637 году Рене Декарт, поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой.

У кого появилось желание узнать больше о жизни Декарта и его достижениях могут обратиться к математической энциклопедии.

V. Физкульт минутка.

Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили.
Приседаем мы по счету,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа-
Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз – рывок и два рывок.
Продолжаем наш урок.

VI. Выполнение творческих заданий.

Сейчас предлагаю выполнить следующие задания.

  • Задание 1: Проверь себя.
  • .

Постройте рисунок на координатной плоскости, последовательно соединив точки:

А ( 0; 3 ), В ( -1; 1), С (-3; 1), D (-1; 0), Е ( -2; -2), F (0; -1), G (2; -2), К ( 1;0 ), L (3; 1), М (1; 1 ), А ( 0; 3).

Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях, 1 ученик выполняет это задание у доски (на обратной стороне).


А как ещё можно было построить эту фигуру?

На ватмане изобразить часть фигуры и предложить 1 ученику получить симметричные точки, для того чтобы достроить звезду. После этого отогнуть 1 часть по оси симметрии и показать, что точки совпадут. Назовите ось симметрии (ось ординат).

Вывод: чтобы построить симметричные фигуры, достаточно построить часть фигуры и отобразить ее относительно оси симметрии.

  • Задание 2: “Путешествие в зоопарк”.

Индивидуальная работа по карточкам. Каждый получил комплект №1 <Приложение 2>, <Приложение 3>.

Инструкция по выполнению:

  1. Подпишите Ф.И.
  2. Дополните систему координат недостающими записями.
  3. Постройте рисунок на координатной плоскости, последовательно соединив точки.
  4. Прикрепите полученный рисунок, с помощью магнитов, на доску.

На выполнение работы вам дается 8 минут.

Ребята у всех рисунки разные, поэтому чтобы увидеть, как можно поместить рисунок в систему координат, необходимо очень аккуратно отмечать координаты заданных точек и самое главное правило – последовательно их соединять. Иначе рисунок получится не верный.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1

Утка

Медведь Слон
2

Заяц

Ёжик Белка
3

Заяц

Кошечка Верблюд
4

Дельфин 1

Жираф Орёл
5 Голубь Заяц Страус
6 Воробей Лось Лошадка
7 Дельфин 2 Лиса  
8 Собака    
9 Ласточка    

4 человека работают в группе – комплект №2. <Приложение 4>

(Строят симметричные фигуры)

Кто выполнит задание, получают дополнительные карточки (Комплект №3). <Приложение 5>

Посмотреть получившиеся рисунки.

Вывод: в координатную плоскость можно поместить любой рисунок.

Сравнить все рисунки с теми, которые выполняли ребята в группе.

Вывод: их рисунки симметричны.

Таким способом построения фигур будем заниматься на следующем уроке.

VII. Этап постановки домашнего задания.

Задания на “4” Задания на “5”
№ 431(а) № 431(а,б)
– построить отрезок, симметричный отрезку MN относительно оси абсцисс, и запишите координаты его концов.

Алгоритм выполнения:

  1. Постройте систему координат.
  2. Отметьте координаты данных точек.
  3. Соедините точки – отрезок MN.
  4. Найдите точки симметричные точкам M и N, соедините их и запишите координаты концов полученного отрезка.
№ 442 (а,в) № 442 (а,в,д)
– упростить выражение.

Алгоритм выполнения:

  1. Подчеркните коэффициенты – числовые множители.
  2. Найдите их произведение, обращая внимание на знаки.
  3. Запишите произведение буквенного множителя и полученного произведения, вспомнив, что на первое место записывается коэффициент.
  № 439 – наугад выбирают число из интервала и промежутка:

Алгоритм выполнения:

  1. Выпишите все целые числа, входящие в данный числовой промежуток, учитывая концы промежутка.
  2. Подсчитайте количество выписанных чисел.
Выполните рисунок на координатной плоскости, на понравившуюся вам тему. Запишите координаты для построения рисунка. Сделайте сообщение об изображенном герое.

Показать пример оформления творческого задания. <Приложение 6>

VIII. Подведение итогов урока.

    • Какую тему вы сегодня изучали на уроке?
    • Что нового вы узнали?
    • Какие трудности возникли?
    • Какие задания вызвали интерес?
    • Выставление оценок. (Оценка за работу у доски, за индивидуальную работу оценки каждый узнает на следующем уроке.)

IX. Рефлексия деятельности.

Сегодня на уроке вы поработали очень хорошо, молодцы!

Оцените свои знания полученные на уроке. Уходя, положите в соответствующий конверт смайл.

Спасибо за урок!