Цели урока:
Образовательная: начать формировать представление о строении вещества (о частицах-молекулах, их движении расположении в твёрдых, жидких и газообразных состояниях вещества);
Развивающая: развивать воображение, логическое мышление; продолжить формирование умения моделировать, делать выводы по результатам наблюдений; Воспитывающая: воспитывать интерес к опытно-экспериментальной исследовательской деятельности.
Оборудование: стаканы с водой , кусочки сахара, большой демонстрационный цилиндр с водой, кристаллы марганцево-кислого калия, объёмная модель молекулы воды , схема “Строение вещества”,конверты с заданиями, сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4; цветная сигнальная карточка(1сторона-красная –сигнал “нет” ,2 сторона– зелёная– сигнал“да”), компьютер, проектор, компьютерная презентация к уроку. Тип урока-урок изучения новых знаний.
Ход урока
1. Мотивация и целеполагание.
– Долгожданный дан звонок, начинается урок. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в мир веществ. (Приложение 1.Слайд №1) Узнаем из чего состоят вещества, узнаем, почему кусочек сахара в чае становится невидимым, поставим несколько опытов, поработаем с моделями. По ходу урока мы будем составлять схему “Строение вещества”, которая поможет вам лучше разобраться в изучаемых понятиях. Схема с закрытыми окошечками закреплена на доске. (Приложение 2). А для того, чтобы справиться с задачами урока , вы должны быть активными, внимательными, должны помогать друг другу. Итак, ребята, вы готовы к путешествию?
2. Актуализация опорных знаний.
– Так как мы отправляемся в мир веществ, то нам необходимо вспомнить материал прошлого урока, что такое тела и вещества. (На доске в схеме “Строение вещества” открывается 1 окно с надписью “Тела” (Приложение 2) А для этого давайте выберем верные утверждения. (Приложение 1.Слайд №2)
- Тела – это вещества.
- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом
- Вещества – это то, из чего состоят тела.
- Только искусственные предметы можно назвать телами.
– Под какими номерами находятся верные утверждения? Просигнальте с помощью цифр.
– Проверьте себя (Приложение 1. Слайд №3.) У кого так же? (Дети сигналят цветной карточкой: “да”– зелёный цвет, “нет”– красный цвет)
– Итак, любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела состоят из веществ. (Открывается в схеме “Строение вещества” 2 окно с надписью “Вещества”)(Приложение 2) Перед вами в конвертах лежат карточки, на которых перечислены тела и вещества. Найдите среди них вещества и подчеркните.
Карточка№1: Подкова, стакан, соль, кирпич, глина, железо, гвоздь, кислород, вода, арбуз, сахар, пар.
– Прочитайте вещества, которые вы подчеркнули. Проверьте себя. (Приложение 1. Слайд №4) Просигнальте цветной карточкой у кого так же?
– На какие группы можно разделить все перечисленные вещества?
– Перечислите, пожалуйста, твёрдые вещества. Жидкие? Газообразные?
Мы достраиваем схему. Вещества могут быть жидкими, твёрдыми, газообразными. В схеме “Строение вещества” открываются 3,4,5 окна (Приложение 2)
3. Изучение нового материала.
– С глубокой древности учёных интересовал вопрос: “Из чего состоят вещества?” Ответить нам на этот вопрос помогут несложные опыты.
Опыт №1 (демонстрирует учитель)
– В прозрачный цилиндр с водой положим кристаллики марганцево-кислого калия (марганцовки). Что вы наблюдаете? (Марганцовка струйками опускается на дно.)
-Вода окрашивается во всех направлениях?
– Как вы думаете, почему это происходит? (Дети высказывают свои предположения)
– Чтобы разобраться в этом явлении лучше и ответить на поставленный вопрос, проведём следующий опыт вместе.
Опыт №2. Возьмите кусочек сахара и опустите его в стакан с водой. (У каждого ученика на парте стакан с чистой водой, сахар, ложечка, салфетка) Хорошо размешайте раствор. Сахар исчез? Как доказать, что сахар остался в стакане?
– Попробуем воду. (Пробуют) Дети делают вывод: “Вода сладкая, значит, сахар не исчез, а остался в стакане”.
– Почему же мы его не видим?
Дети делают вывод, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял, и эти частицы перемешались с частицами воды.
– Так почему окрасилась вода в цилиндре?
Дети делают вывод, что частицы марганцовки перемешались с частицами воды.
– Эти опыты доказывают, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые учёные назвали молекулами. В схеме “Строение вещества” открывается 6 окно-“Молекулы” (Приложение 2) Молекулы так малы, что если увеличить молекулу в 1000 000 раз, то она будет выглядеть, как обычная точка. Каждое вещество состоит из особых молекул, которые по форме и размерам отличаются от молекул других веществ. Молекулы постоянно движутся (Приложение 1. Слайд №5, №6) Вспомним опыт с сахаром. Мы сахар опустили в стакан с водой, и молекулы сахара перемешались с молекулами воды. А что произойдёт, если положить кусочек сахара на кусочек льда? Перемешаются ли молекулы сахара, так же как в первом опыте?
Дети высказывают свои предположения
– Чтобы разрешить противоречия, давайте посмотрим опыт, который я сняла с помощью видеокамеры. (Приложение 1. Слайд №7) Что произошло с сахаром?
– А что произойдёт, если кусочек сахара подержать над горячим паром? Давайте посмотрим этот опыт, также снятый мной на видеокамеру. (Слайд №8.Приложение 1)
Дети делают вывод, что пока лёд не начал таять, с сахаром ничего не произошло, а вот с паром молекулы сахара перемешались даже быстрее, чем в опыте с водой.
– Как вам кажется, от чего это зависит? Дети высказывают свои предположения
– Учёные установили, что быстрота перемешивания зависит от расстояния между молекулами. Вспомним воду и пар.
– Где быстрее перемешались молекулы воды и сахара? Где больше будет расстояние между молекулами в паре или воде?
– Вспомним опыт со льдом. Вы сказали, что ничего не заметили. Значит, каким должно быть расстояние между молекулами?
– Проверим свои выводы. Откройте учебники на странице 61. Прочитайте 3 абзац:
“Учёные установили, что между молекулами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких – побольше, в газах– ещё больше. В любом веществе все молекулы постоянно движутся” (Приложение 1. Слайд №9, №10, №11)
4. Физминутка.
Звучит музыка.
– Представьте, что вы молекулы воды. Изобразите воду в газообразном состоянии. Изобразите воду в жидком состоянии. Изобразите воду в твёрдом состоянии. (Дети изменяют расстояния, группируются, стараясь представить разные состояния вещества.)
5. Первичное закрепление
– Проверим наши знания. Возьмите из конверта карточку №2 (Приложение 3) Отметьте цветными кружками состояния вещества, которые изображены на рисунках. Дети по расстоянию между молекулами определяют газообразное или твёрдое вещество представлено в схеме. Один из учеников выполняет эту работу на обратной стороне доски.
– Обменяйтесь карточками. (Взаимопроверка). Проверьте работу соседа по парте. Сравните с доской. Просигнальте, у кого также.
6. Углубление знаний
– Рассмотрим ещё раз нашу схему “Строение вещества”.Осталось не раскрытым последнее окно.
Посмотрите на модель молекулы воды.(Дети рассматривают объёмную модель воды)
– Что про неё можно сказать? Дети делают вывод, что молекула воды состоит из ещё более мелких частиц.
– А как называются эти частицы, вы узнаете в учебнике на странице 62,прочитав 2 абзац.
Дети читают: “ Каждая молекула – невидимка состоит из ещё более мелких частиц– атомов”
Открывается последнее окно в схеме “Строение вещества”– “Атомы”
На экране слайд. (Приложение 1. Слайд№12.)
– Молекулы состоят из атомов. Грифель карандаша состоит из атомов углерода. Молекула соли состоит из атома натрия и атома хлора. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного кислорода.
7. Вторичное закрепление.
– Возьмите карточку №3. (Работа в группах). Соберите модели разных молекул. С помощью цветной бумаги, клея и ножниц дети моделируют молекулы воды, поваренной соли, углекислого газа, муравьиной кислоты.(Приложение 4. Карточка №3.) Каждая группа собирает все модели, но представляет только одну, по заданию учителя.
Выступления от групп.
1группа – представляет модель молекулы воды.
2 группа – модель молекулы поваренной соли.
3 группа – модель молекулы углекислого газа.
4 группа – модель молекулы муравьиной кислоты.
Учащиеся в группах проверяют свои модели. Сигналят о согласии или несогласии.
8. Итог урока
– С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?
Перед вами карточка №4.На время этой работы схема “Строение вещества” (Приложение 2) закрывается. Дети работают самостоятельно.
Карточка №4. Восстановите текст.
Предметы, которые нас окружают, учёные называют _______.
Тела состоят из ________. Вещества могут быть _______, ______ ,________. Вещества состоят из ______. Каждая молекула-невидимка состоит из ещё более мелких частиц– _______.
– Проверьте себя. Открывается схема “Строение вещества” (Приложение 2)
– У кого всё правильно? Просигнальте.
9. Рефлексия.
– Понравилось ли вам путешествие в мир веществ? С помощью сигнальных карточек с цифрами выразите своё отношение к уроку/ (Приложение 1. Слайд №13, №14)
Урок – ?
1. Захватывающий. 2. Хороший. 3. Обычный . 4. Скучный.
Оцени свою работу на уроке.
Я работал(а) – ?
- Отлично.
- Хорошо..
- Удовлетворительно.
10. Домашнее задание
Учебник с 60-63.(1,2,3.вопросы).