Психолого-педагогические особенности работы с детьми из материнских семей

Разделы: Классное руководство


Работать над этой темой взялась не случайно. 1 сентября 2008 года набрала 1-й класс. И с первого же дня появились проблемы. В классе есть 1 ученик, требующий много внимания со стороны учителя. Проблемы поведенческого характера. Мальчик воспитывается в неполной семье. Саша всегда чисто одет, ухожен. Мама ежедневно (она в данное время не работает) приходит в школу, интересуется успехами сына, всегда посещает родительские собрания.

За время обучения выяснилось, что к учебе Саша относится положительно, стремится к лидерству. В этом ему помогает мама. Но очень быстро утомляется и интерес к учебе пропадает. Отрицательная сторона: поведение мальчика на перемене. Саша много внимания уделяет одноклассникам. Он хочет общаться с ними, но у него не получается. Общение происходит таким образом: берет чужую вещь без разрешения и бегает, дразнит, прячет чужие вещи, либо просто подойдет и толкнет более слабых физически детей, либо поднимет кого-то из сверстников и бросит на пол и т.п. Причем, во время беседы выясняется, что так он играл. На мой взгляд, ребенок не понимает что такое “хорошо”, а что такое “плохо”. Он просто так может подойти и ударить любого из учеников. Проходя мимо, поставить “подножку”. Мои наблюдения показали, что чаще обижает детей, которые имеют результаты учебы лучше, чем у него. В последнее время Саша стал обижать детей так, чтобы я не видела. Родители одноклассников жалуются на его поведение, требуют, чтобы мама была в школе во время перемены. Но, к сожалению, и при маме Саша ведет себя неадекватно. На уроках физкультуры, прослушав инструкцию выполнения упражнения, выполняет с точностью до “наоборот”. На критику реагирует не всегда так, как хотелось бы: может обозвать учителя или просто не обращать внимания. Очень подвижный на переменах. Остановить невозможно: он просто убегает от учителей, а потом снова выбегает и так продолжается пока не прозвенит звонок. В ответ на все происходящее, мама ищет разные доводы, чтобы оправдать ребенка, обвиняя всех, только не сына.

Саша с удовольствием принимает участие в общественных делах класса. Активно помогает в этом мама и Саше и учителю. Во внеучебное время посещают футбольную секцию, школу искусств. В классе не пользуется авторитетом, скорее дети боятся его.

Маме я советовала обратиться к психологу. Они посещают в данное время занятия у психолога. В 1-м классе были проведены занятия по адаптации первоклассников к школе по программе “Адаптация ребенка к школе” социальным педагогом социально-реабилитационного центра “Лада” Затем были проведены индивидуальные занятия с Сашей тем же социальным педагогом центра “Лада”, отделение психолого-педагогической помощи, направленные на коррекцию взаимоотношений с окружающими. Педагог рекомендовал обратиться к психологу.

А как же мне с таким ребенком общаться? Как вести себя? Как же маме помочь увидеть проблемы сына, которые она пока не видит и не хочет видеть? Я обратилась к психологу в Центр “Лада”, чтобы определить тип личности ребенка и стиль семейного воспитания. И что меня удивило: моя характеристика совпала с характеристикой психолога: вспыльчивый, властолюбивый, горделивый, высокомерный, активный, ответственный, может нарушать этические нормы, завышает свои возможности, требователен к другим, не самокритичен, к критике относится отрицательно, желает быть выше других, злорадствует по поводу чужих неудач, настойчив в достижении цели, инициативен. Мама стимулирует к состязанию с другими, требует формального соблюдения нравственных норм, потакает всему, чем бы ни занимался, лишь бы выделился. Это доминирующий тип личности ребёнка и состязательный стиль семейного воспитания. Я понимаю одно, что я должна корректировать личность своего воспитанника. Но что для этого необходимо сделать? Кто и как может помочь в этой работе на различных этапах перевоспитания? Прежде всего, я попросила маму помочь мне:

– оказаться от сотворения из ребенка кумира публики, ожидания от него чего-то необыкновенного;
– исключить все формы состязания с окружающими;
– во всех конфликтных ситуациях ребенка с окружающими не вставать слепо на защиту ребенка, доказывая его правоту. Необходимо детальное рассмотрение конфликта.
– необходимо очень осторожно, предельно корректно обращаться с ребенком. Не следует вступать с ним в конфликт, т.к. Саша уязвим в своем самолюбии.
– надо помочь ребенку учиться, но ничего не делать за него, как это часто бывает!

В перевоспитании своего ученика, я руководствуюсь 2 принципами: личностный подход; единство воспитательных воздействий с семьей.

В связи со структурой воспитательного процесса педагог должен в совершенстве владеть четырьмя группами методов:

– связанным с подготовкой педагога к решению воспитательных задач: диагностики, целевой ориентации, планирования и организации воспитательной работы;
– педагогического воздействия: убеждением, организацией жизнедеятельности учащихся, созданием воспитательных ситуаций, стимулирования процесса воспитания;
– координационно-корректирующими: выработка единых требований, контрольными, аналитическими и оценочными методами;
– совершенствования процесса воспитания и перевоспитания: методами повышения педагогического мастерства, совершенствования воспитательной работы.[3]

Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, выявление реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать поведение детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка. Основными средствами педагогической коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.[3]

Я применяю такие методы и приемы для коррекции:

а) ликвидация пробелов в учебной работе (мама приходит на консультации постоянно)
б) укрепление интересов ребенка к процессу учения, уверенности в своих силах и возможностях
в) вовлекаю в различные виды деятельности с учетом его интересов в условиях школы или внешкольных учреждений. (с удовольствием принимают участие вместе с мамой в классных, школьных, городских мероприятиях. В феврале этого года приняли участие в областном конкурсе, приуроченном 65-летию Победы)
г) поощрение и стимулирование участия во внеклассной деятельности
д) изменение характера межличностных отношений педагогически запущенного ученика с одноклассниками и учителями, создание в классе воспитывающих ситуаций
е) поручение ответственного задания
ж) проведение индивидуальных бесед с учеником и педагогами, работающими в классе
з) иногда применяю метод “взрыва”– при сильном возбуждении “игнорируем” его, не замечаем.(между прочим, помогает, он старается вести себя так, чтобы захотели с ним снова общаться)
и) периодически проводится работа с психологами (кроме социально-реабилитационного центра “Лада”, я обращалась и в ПМПК. Рекомендовано было сходить на прием в детский психиатрический центр, но мама игнорирует все советы и рекомендации)

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях, как это и в семье моего ученика — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери (в нашей семье этого не происходит). В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни. Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. Очень часто мать акцентирует внимание на ребенке, чтобы избавиться от бессмысленности в своей жизни. Она строит отношения с ним по принципу “хозяин-раб” или как с “любовником”, готовая исполнять все его желания и прихоти. В обоих случаях она не даёт ему проявлять самостоятельность, подавляет инициативу и формирует в нём безответственность и беспомощность. Поскольку она всё старается сделать за ребёнка, формируется взаимная зависимость: ребенок становится зависимым от капризов матери, а мать — от капризов ребёнка.

“Психические роды – это процесс выхода человека из-под психологической опеки родителей и становление его как самостоятельной, самодостаточной личности. У разных людей этот процесс происходит в разное время. Нерождённый психически человек в любом возрасте остаётся неадекватным. Ему трудно принять верное решение, так как он находится в психической утробе матери, в так называемой психической плаценте и воспринимает окружающий мир через её чувства и менталитет. А это зачастую входит в противоречие с его собственными представлениями о мире, И в нём происходят сложные процессы, приводящие к психическим расстройствам, алкоголизму, наркомании или просто делает сложным взаимодействие человека с другими людьми.” [2]

Как родить мужчину? Проявлять рядом с мужчиной больше чисто женских качеств. Постоянно обращать внимание на его мужские качества, укреплять их, развивать в себе уважение к мужчинам вообще. Быть мудрой и женственной — вот необходимые ключи для женщины, желающей иметь рядом с собой зрелого мужчину!

Что же делать матери, обнаружившей у себя избыточное материнское чувство к ребенку?

Первый ключ. Честно признаться себе, что на самом деле любви в этих чувствах к ребёнку мало. Есть эгоизм, желание обеспечить свою старость, стремление реализовать свои несбывшиеся мечты, потребность сделать ребёнка счастливым и огромное чувство собственности. Честно и искренне сказать о своих материнских чувствах — это уже как минимум половина успеха, а иногда и полный!

Часто необходимо сказать об этом и ребёнку.[2]

Второй ключ. Постараться объективно увидеть те проблемы, которые уже возникли на основе этого материнского чувства или понять, какие могут быть проблемы в будущем. Осознать, что настоящая любовь никогда и никому не приносит проблем и страданий. Истинная любовь даёт свободу, а не клетку, пусть и золотую. Она приносит только радость, а если в ней есть боль, горечь, беспокойство, болезни, проблемы, то значит что-то не то в такой любви. [2]

Третий ключ. Осознать, что дети — самостоятельные души, которые пришли в эту жизнь решать свои, а не родительские, задачи. И что они ничем не обязаны родителям! Ведь это родители сами пригласили их в свою жизнь для своей радости, для продолжения рода, для обеспечения своей старости. Вспомните их детство, ведь дети подарили вам много радости, а если была не только радость, то её создали не дети, а родители. Это они не создали нужного Пространства Любви и тем самым породили много проблем.

Исходя из такой осознанности, отпустите сына или дочь в жизнь, к любимому человеку, позвольте им самим решать свои задачи, не мешайте им жить! Будьте мудры, дайте полную свободу, а если дети живут отдельно, старайтесь, как можно реже, им напоминать о себе![2]

Библиографический список

  1. Волкова Е.С. Трудные дети или трудные родители. – М.: Профиздат., 1992.
  2. Некрасов А. Материнская любовь/ Анатолий Некрасов. – 9-е издание – М.:Амрита-Русь,2009. – 208с. – (Серия “Мир во мне”)