Цели урока:
- показать развитие революционного движения в России в первой четверти ХIХ века, раскрыть историческое значение восстания декабристов на Сенатской площади;
- развивать творческое мышление учащихся;
- воспитывать интерес к истории Отечества, чувство патриотизма, гражданственности, самостоятельность мышления.
Оборудование: учебник § 8-9 (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России ХIХ век. Москва “Просвещение” 2008), портреты декабристов, картина “Восстание декабристов на Сенатской площади”
Ход урока
I. Организационный период.В начале урока учитель называет тему семинара, цель. Объясняет ход урока: перечисляет вопросы в той последовательности, как будут рассматриваться учащимися (вопросы желательно написать на доске).
II. Изложение материала.
Вопросы:
- Возникновение Северного и Южного обществ. “Конституция” Н.М.Муравьева.
- “Русская правда” П.И.Пестеля.
- Смерть Александра I. Междуцарствие.
- Декабристы на Сенатской площади.
- Историческое значение движения декабристов. А.С.Пушкин о восстании на Сенатской площади.
Помним, что когда учащиеся отвечают на вопрос “Декабристы на Сенатской площади”, они пользуются поисковым материалом (который подготовили) о декабристах, чьи биографии связаны с тем краем, где проводится урок. С Камчаткой связано имя Владимира Ивановича Штейнгеля. В.И.Штейнгеля (1783-1862) привезли на Камчатку полугодовалым ребенком. Отец его был назначен капитан-исправником Нижне-Камчатского острога. Отец, прямой и честный человек “встал на сторону камчадал”. На всю жизнь запомнил Штейнгель общение с обыкновенными камчатскими жителями-мореходами, охотниками, промышленниками. Позднее он писал о них: “…смелые, предприимчивые промышленники на таких судах и с такими кормчими, говоря словами Ломоносова, более дерзостью, нежели счастьем предводимые, вступали в обладание океана и ярких ветров. Оставляя за собой туманное море Охотское, они пробирались по грядам Курильских и Алеутских и производили промыслы”. Вновь Владимир Иванович очутился на Камчатке уже в 1805 году. За его плечами к тому времени были Морской кадетский корпус, где он учился с будущем первооткрывателем Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузеном, плавания по Балтийскому и Северному морям, посещения Голландии и Англии. На Камчатку из Охотска Штейнгель доставил провиант для экспедиции И.Ф.Крузенштерна. В письме в 1811 году Крузенштерн поддержал его мысли о Камчатке и заверил, “что участь местных жителей будет облегчена”. Штейнгель участвовал в Отечественной войне 1812 года, за боевые подвиги был награжден орденами, участвовал в восстановлении сожженной Москвы. Владимир Ивановия горячо протестовал против крепостного права, писал “о возможности уничтожить в нашем Отечестве гнусную продажу людей, не негров - россиян”. Знакомство с декабристами, а особенно с К.Ф.Рылеевым, побудило Штейнгеля вступить в Северное общество. По просьбе Рылеева он составил “Манифест к русскому народу”. Штейнгель – активный участник подготовки восстания. Приговоренный к 20 годам каторги, Штейнгель разделил судьбу товарищей по тайному обществу, отправленных “во глубину сибирских руд”. Возвратился Владимир Иванович из Сибири в 1856 году. Живя в Петербурге, опубликовал ряд работ по исследованию и освоению Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Русской Америки.
По ходу рассмотрения темы, учитель задает учащимся вопросы, чтобы помочь проанализировать события.
- Почему М.Муравьев-Апостол говорил: “Мы были дети 1812 года”
- Что общего было в программах Северного и Южного обществ? Чем отличалось содержание документов?
Учитель подчеркивает, что общества декабристов выдвигали сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, но почему восстание 14 декабря 1825 года потерпело поражение?
После выступления учащихся по вопросу “Декабристы на Сенатской площади”, учитель предлагает провести разбор причин поражения. Учащиеся называют и записывают в тетрадь.
- Срыв первоначального плана восстания
- Оторванность от народа, боязнь обратиться к народу на площади
- Поведение Трубецкого и Якубовича в момент восстания
- Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск
- Недостатки в подготовке восстания
- Выжидательная тактика, нерешительность восставших.
Выслушав рассказ учащихся о расправе царизма с декабристами, можно задать вопрос: “Почему Николай I так жестоко поступил с представителями дворянства?”
Говоря об историческом значении, учащиеся отмечают широкую популярность политических стихов А.С.Пушкина, его отношение к друзьям-декабристам. Читают стихи А.С.Пушкина “Арион, “Во глубине сибирских руд…”, воспоминания о П.И.Пестеле “…Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю”, о сходах у “умного и пылкого” Никиты Муравьева, строки из писем К.Рылеева и И.Пущина Александру Сергеевичу.
На вопрос учителя “Что связывало А.С.Пушкина (и от чего он не отказался) со многими декабристами, несмотря на то, что политические взгляды поэта и членов тайных обществ нередко разнились?”, учащиеся, как правило, приходят к мысли, что крепкая дружба связывала Александра Сергеевича с декабристами.
Обобщая выступления, учащиеся записывают в тетради основные положения значения движения декабристов.
- Движение декабристов было первым революционным выступлением против самодержавия
- Движение декабристов было исторически закономерным и глубоко прогрессивным
- Движение декабристов было глубоко патриотичным
- Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа
- Движение декабристов оказало огромное влияние на освободительную борьбу в России. По словам Герцена “пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение”, которое прямо осознало свою связь с декабристами.
Александр I
Н.М.Муравьёв
Николай I
П.И. Пестель
III. Закрепление материала.
Задание: составить тест к теме “Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади” (6 заданий).
IV. Домашнее задание.
Повторить: учебник § 8-9.
Литература:
- Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в ХVIII-ХIХ века. М., 1994
- Киянская П.И. Пестель. М., 2006.
- Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.
- Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 1992.