Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цель урока: Осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства.
Задачи урока:
- Познакомить с особенностями вокально-инструментального жанра “романс” в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова.
- Формировать потребности и способности через искусство приобщаться к духовной культуре.
- Развивать культуру художественного восприятия.
Оборудование урока:
Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: презентация.
Дидактические материалы:
- С. Рахманинов, Е. Бекетова “Сирень”, текст романса – раздаточный материал (приложение 3).
Литературный ряд:
- Ю. Нагибин рассказ “Сирень”, фрагмент.
Музыкальный ряд:
- С.В. Рахманинов, Е. Бекетова романс “Сирень” в исполнении солистки и оркестра (приложение 1).
- С.В. Рахманинов транскрипция романса “Сирень” в исполнении автора (приложение 2).
Ход урока
СЛАЙД 2
Учитель: Сегодняшний урок мы начнем с необычного вопроса: следите ли вы за модой?
Учащиеся: Ответы различные (чаще мальчики отвечают отрицательно, девочки положительно).
Учитель: Наверное, вы обращаете внимание, как одеты ваши сверстники, что они носят, какими мобильными телефонами пользуются, какую музыку слушают. Наверное, у каждого из вас есть любимое произведение, которое мы слушаем или исполняем на уроке музыки. А смогли бы вы предложить своим друзьям послушать ваше любимое классическое произведение?
Учащиеся: Чаще отвечают отрицательно.
Учитель: Почему?
Учащиеся: Она не модная, но она все равно нравится.
Учитель: Тогда почему вы предпочитаете слушать эту музыку в одиночестве? Что необходимо иметь человеку, чтобы отстаивать свои приоритеты, демонстрировать их окружающим?
Учащиеся: Знания, смелость, потому что стремление выглядеть “как все” заставляет человека держать свое мнение при себе.
Учитель: Как бы вы отнеслись к человеку, который сумел отстоять свое мнение и доказать, что определенная музыка занимает одно из главных мест в его жизни?
Учащиеся: С большим уважением.
Учитель: За что вы его уважаете?
Учащиеся: Он сильный человек, индивидуальность, Личность.
СЛАЙД 3
Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством именно такого человека, который жил и творил на рубеже XIX-XX веков. Это русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Обратите внимание на годы его жизни, ему не было еще и тридцати лет, а наступил XX век, время переломное для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию. Как вы думаете, как должны были повести себя композиторы, художники, поэты, почувствовав влияние нового времени?
Учащиеся: Идти в ногу со временем, искать новые пути воплощения своего творчества, искать новые средства выразительности.
СЛАЙД 4
Учитель: Вы правы, многие так и поступили, сливаясь с новыми идеями преобразования общества. И многие упрекали С.В. Рахманинова в старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. А он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”. Как вы понимаете его слова?
Учащиеся: Он стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение, ему не хотелось изменять своему тону, который звучал вместе с ним.
Учитель: Вы абсолютно правы, ведь у каждого человека на душе бывает и радостно и печально, и об этом можно рассказать музыкой.
СЛАЙД 5
Учитель: С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему?
Учащиеся: Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок.
СЛАЙД 6
Учитель: Вы правы, родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному”. И даже в своей музыке он использовал образ сирени.
СЛАЙД 7
Послушайте романс С.В. Рахманинова “Сирень” и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?
Прослушивание романса (приложение 1)
Примечание: для детального анализа можно использовать гиперссылку с нотным изображением первой фразы романса, а также распечатанным текстом романса (раздаточный материал, приложение 3).
Учащиеся: Романс рассказывает о любви, нежности, в музыке чувствуется прозрачность, хрустальность воздуха, легкое дыхание душистых ветвей.
Учитель: И вы правы, мечтательные, задумчивые интонации вырастают в распевную мелодию. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса “Сирень”. Это не случайно. Как вы считаете, что могло стать вдохновением для написания этого романса?
Учащиеся: Возможно, композитор был счастлив, от того, что почувствовал аромат сирени, увидел красоту природы, ему было просто хорошо, а, возможно, к композитору пришла любовь…
СЛАЙД 8
Учитель: Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора, ведь каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. В одном из своих писем впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось”. Эти воспоминания композитора легли в основу фрагмента рассказа Ю. Нагибина “Сирень”.
Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина “Сирень”, слушание романса “Сирень” (приложение 1)
“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке.
И когда Верочка Скалон выбежала утром в сад,.. она ахнула,… пораженная дивным великолепием сиреневого буйства.
Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”
СЛАЙД 9
Учитель: Как вы думаете, почему Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус? Разве не достаточно было аромата, которым был пропитан воздух в саду?
Учащиеся: Разный цвет сирени вызвал у него желание сравнить не только аромат, но вкусовые качества.
Учитель: Заметили ли вы в мелодии романса различные интонации или он был насыщен одним цветом?
Учащиеся: В мелодии было развитие, которое наполнило его целой цветовой палитрой. Например, во второй части романса звучат более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.
Учитель: Тогда какими красками вы бы изобразили этот романс и почему?
Учащиеся: Нужно взять прозрачные, светлые, нежные акварельные краски (розовые, сиреневые, голубые, зеленые), потому что музыка воздушная, нежная, прозрачная, утонченная, наполненная ароматом запаха сирени.
СЛАЙД 10
Учитель: Послушайте два варианта романса Рахманинова “Сирень” и ответьте на вопросы:
- В чем отличие двух исполнений этого романса? Какой образ создает каждый из исполнителей?
- Найдите созвучия между музыкальными и предлагаемыми зрительными образами (картины: Э. Панов “Сирень в кувшине”, И. Левитан “Весна. Белая сирень”, Л. Скрипченко “Сирень”, С. Нестерчук “Сирень”, Борисов-Мусатов “Весна”).
СЛАЙД 11 (оба произведения Рахманинова звучат без перерыва на одном слайде в сопровождении репродукций картин)
Слушание романса С. В. Рахманинова “Сирень” в исполнении женского голоса
и транскрипции романса в исполнении Сергея Рахманинова
СЛАЙД 12
Учащиеся: Оба варианта одинаковы по мелодии, ритму, темпу, но разные по образному ряду. Ведь один из вариантов прозвучал в исполнении сопрано, второй – в исполнении пианиста.
Учитель: Вы совершенно правы, вы услышали вокальный и инструментальный варианты романса “Сирень”, при этом обратите внимание, что партию фортепиано во втором варианте исполнял сам автор, Сергей Рахманинов! Значит, каждый исполнитель, особенно автор, вкладывал в музыку свои образы, чувства, ощущения, эмоции. В чем вы видите различие музыкальных образов, какой образ создает каждый из исполнителей?
Учащиеся: В первом произведении (вокальное исполнение) можно увидеть яркие образы оживающей природы, услышать шум ветра, дыхание весны. Второе произведение (фортепианное исполнение) рисует, скорее, образ человека, его чувства, размышления, волнение, переживания. Это происходит потому, что сам автор исполняет романс.
Учитель: Выяснив, в чем отличие музыкальных образов, определим, с какими зрительными образами они будут сочетаться.
Примечание: Для детального анализа можно воспользоваться гиперссылками на репродукции картин.
Учащиеся: Вокальное исполнение – больше прозрачности, насыщенности благоухающего воздуха, образ покоя, безмятежности, созерцания. Фортепианное исполнение – взволнованность, импровизационность, ощущение счастья. В процессе анализа учащиеся предлагают свои варианты созвучия музыкальных и зрительных образов.
СЛАЙД 13
Учитель: Подводя итог нашего урока, мы можем сделать следующие выводы:
- Композитор, художник, писатель, а также исполнитель создают каждый свой образ, выражая свое внутреннее состояние.
- Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают оригинальный музыкальный образ более разнообразным, насыщенным.