Групповое занятие с учащимися 2-го класса на тему "Дифференциация звуков [с] – [з]"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: учить различать звуки [с] – [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи урока:

  • закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];
  • учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];
  • учить правильному, осознанному чтению;
  • учить дифференцировать буквы С-З в письменной речи;
  • развивать навыки согласования и управления слов;
  • развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать логическое мышление и память;
  • развивать общую моторику;
  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • карточки с буквами С и З (на каждого ребёнка);
  • индивидуальные зеркала;
  • загадки, стихотворения;
  • мяч;
  • рабочие тетради, ручки, простые карандаши;
  • ИКТ: экран, проектор, ноутбук.

Здоровьеразвивающий компонент:

  • создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подведение к теме занятия.

– Послушайте загадки и отгадайте их.

1. Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит. (Собака) (Слайд 1.1)

2.Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц) (Слайд 1.2)

– Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])

– Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

– Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])

– Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)

III. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).

– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:

  • “Улыбка”
  • “Заборчик”
  • “Горочка”
  • “Часики”
  • “Вкусное варенье”
  • “Почистим нижние зубки”

2.Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].

– В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

– Давайте дадим характеристику звуку [с].

(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].

– В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

– Давайте дадим характеристику звуку [з].

(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

3. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

– Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

– В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.) (Слайд 2.)

4. Работа по развитию фонематического восприятия.

– Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [с] или звук [з], хлопните в ладоши.

Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т ,з ,щ, с, п, з.

5.Развитие слухового внимания.

– Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (О букве З.)

– Поднимите карточку с буквой З.

2. Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

– Поднимите карточку с буквой С.

6.Физкультминутка.

Игра “Наоборот”.

– Я вам буду бросать мяч, и называть слог со звуком [с], а вы, возвращая мяч обратно, должны заменить звук [с] на звук [з] и наоборот.

Слоги: са – за, зо – со, зу – су, зы – сы , ос – оз ,за – са, ус – уз ,аз – ас.

7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

Различение звуков [с] – [з] в словах.

– Я вам буду называть различные слова. Когда вы услышите слово со звуком [c], поднимите карточку с буквой С, а когда услышите слово со звуком [з], поднимите карточку с буквой З. Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].

Слова: забор, крыса, стол, глаза, капуста, телевизор, лист, заколка.

– Какие слова вы запомнили?

8. Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.

– Составьте слова, переставив буквы. Если вы составите слово правильно, то появится картинка.

Слова: зонт, стул, мост, замок, слива, змея, часы, роза. (Слайд 3.)

– Запишите получившиеся слова.

– Подчеркните букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.

Взаимопроверка.

9. Развитие зрительного внимания на уровне предложения.

– Прочитайте предложения, заменяя картинку соответствующим словом. (Слайд 4.)

Предложения:

1) Лиза налила в стакан ананасовый сок.
2) Бабушка связала внучке носки и шарф.
3) На огороде спеют арбузы и дыни.
4) В зоопарке Саша видел слона и медведя.
5) Соня катает зайку на санках.

– Подчеркните букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.

(Каждый ребёнок записывает по одному предложению, и определяет в нём наличие слов со звуками [с] – [з], а также место этих звуков в словах.)

Проверка.

IV. Итог занятия.

– Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

– Что у них общего? Чем они отличаются?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Все были молодцы. (Слайд 5.)