Цель урока: учить различать звуки [с] – [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи урока:
- закреплять навыки правильного звукопроизношения;
- уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];
- учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];
- учить правильному, осознанному чтению;
- учить дифференцировать буквы С-З в письменной речи;
- развивать навыки согласования и управления слов;
- развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать логическое мышление и память;
- развивать общую моторику;
- воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
- карточки с буквами С и З (на каждого ребёнка);
- индивидуальные зеркала;
- загадки, стихотворения;
- мяч;
- рабочие тетради, ручки, простые карандаши;
- ИКТ: экран, проектор, ноутбук.
Здоровьеразвивающий компонент:
- создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
- снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подведение к теме занятия.
– Послушайте загадки и отгадайте их.
1. Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит. (Собака) (Слайд 1.1)2.Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц) (Слайд 1.2)
– Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])
– Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])
– Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])
– Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)
III. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).
– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:
- “Улыбка”
- “Заборчик”
- “Горочка”
- “Часики”
- “Вкусное варенье”
- “Почистим нижние зубки”
2.Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).
– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].
– В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?
– Давайте дадим характеристику звуку [с].
(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)
– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].
– В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?
– Давайте дадим характеристику звуку [з].
(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)
3. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.
– Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)
– В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.) (Слайд 2.)
4. Работа по развитию фонематического восприятия.
– Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [с] или звук [з], хлопните в ладоши.
Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т ,з ,щ, с, п, з.
5.Развитие слухового внимания.
– Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.
1. На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (О букве З.)
– Поднимите карточку с буквой З.
2. Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
– Поднимите карточку с буквой С.
6.Физкультминутка.
Игра “Наоборот”.
– Я вам буду бросать мяч, и называть слог со звуком [с], а вы, возвращая мяч обратно, должны заменить звук [с] на звук [з] и наоборот.
Слоги: са – за, зо – со, зу – су, зы – сы , ос – оз ,за – са, ус – уз ,аз – ас.
7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.
Различение звуков [с] – [з] в словах.
– Я вам буду называть различные слова. Когда вы услышите слово со звуком [c], поднимите карточку с буквой С, а когда услышите слово со звуком [з], поднимите карточку с буквой З. Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].
Слова: забор, крыса, стол, глаза, капуста, телевизор, лист, заколка.
– Какие слова вы запомнили?
8. Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.
– Составьте слова, переставив буквы. Если вы составите слово правильно, то появится картинка.
Слова: зонт, стул, мост, замок, слива, змея, часы, роза. (Слайд 3.)
– Запишите получившиеся слова.
– Подчеркните букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.
Взаимопроверка.
9. Развитие зрительного внимания на уровне предложения.
– Прочитайте предложения, заменяя картинку соответствующим словом. (Слайд 4.)
Предложения:
1) Лиза налила в стакан ананасовый сок.
2) Бабушка связала внучке носки и шарф.
3) На огороде спеют арбузы и дыни.
4) В зоопарке Саша видел слона и медведя.
5) Соня катает зайку на санках.
– Подчеркните букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.
(Каждый ребёнок записывает по одному предложению, и определяет в нём наличие слов со звуками [с] – [з], а также место этих звуков в словах.)
Проверка.
IV. Итог занятия.
– Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?
(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)
– Что у них общего? Чем они отличаются?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Все были молодцы. (Слайд 5.)