Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе и его достопримечательностях.
- Познакомить детей с именами героев-подводников, в честь которых назван город и улицы нашего города.
- Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Расширить и активизировать словарь по теме.
- Расширить кругозор детей.
Развивающие:
- Развивать связную речь и диалогическую форму речи.
- Активизировать мыслительные процессы.
- Развивать логическое мышление и сообразительность.
- Развивать зрительное восприятие и внимание.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Формировать уважительное отношение к символике города.
- Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, близким.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к малой родине.
- Воспитывать духовно-нравственную, гуманную личность.
- Воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Крайнем Севере.
Тип занятия: развитие речи.
Вид занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Методы обучения: репродуктивный, эвристический.
Формы обучения: игра, дискуссия, ТРИЗ.
Материалы и оборудование: выставка книг, альбомов и фотографий, посвящённых нашему городу.
Предварительная работа:
Цикл бесед о родном городе, знакомство с гербом и достопримечательностями города, заучивание гимна города Гаджиево, чтение книги Ирины Ядринцевой “Мы – гаджиевцы с тобою, этим надо дорожить!” и заучивание отрывков из этой книги.
Ход занятия
Часть I. Организационный момент (Объявление темы занятия).
Воспитатель: “Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия: “Городок морской, предан Северу душой”. Сегодня мы с вами будем говорить о нашем городе.
У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился и живёт. Такое место называется малая родина. Давайте вместе подумаем, что это за слово такое – Родина? (Ответы детей).
Большинство из вас родились в городе Гаджиево. Значит, это ваша малая родина, ваш родной город. Куда бы не занесла вас жизнь, когда вы вырастете, в каких бы дальних городах нашей страны вы жили, вы всегда с тёплым чувством будете вспоминать свою малую родину.
Часть II. Основная часть.
Звучит фонограмма, дети исполняют гимн г. Гаджиево (Приложение 1). Сразу по окончании песни дети читают стихи из книги Ирины Ядринцевой “Мы – гаджиевцы с тобою этим надо дорожить!”).
1-й ребёнок:
Есть на севере России
Край морозов и снегов,
Край, где волны ледяные
Лижут кромки берегов…
2-й ребёнок:
Ночь полярная зимует
Много месяцев подряд,
Ветры бешенные дуют
И в туманах скалы спят.
3-й ребёнок:
Север, край необозримый,
Был освоен, покорён;
Создан флот непобедимый,
Город новый возведён.
4-й ребёнок:
Флоту город наш обязан
И рожденьем, и судьбой –
Он навеки с морем связан,
С бухтой Ягельной Губой.
5-й ребёнок:
Город маленький, но всё же
Восемь улиц, площадь есть;
В центре – озеро, похожих
Нет нигде…
6-й ребёнок:
Чьё же имя горделиво
Носит город наш родной?
Имя славного комдива.
Он – подводник. Он – герой.
1-й ребёнок:
Магомед Гаджиев – горец,
Дагестана храбрый сын,
Командир-североморец,
Рыцарь северных глубин.
2-й ребёнок:
Бюст погибшего матроса
В нашем городе стоит.
Молодой… Мальчишка просто
В даль из вечности глядит.
3-й ребёнок:
Он на крейсере тонувшем
В бой с реактором вступил
И, в бессмертие шагнувший,
Страшный взрыв предотвратил.
4-й ребёнок:
Главной базою подводной
Наш любимый город стал.
Здесь находится сегодня
Основной потенциал
Грозный – ядерный ракетный.
5-й ребёнок:
Радость, грусть, любовь, тревогу
Нам откроет мир большой.
И проводит нас в дорогу
Городок с морской душой.
Воспитатель: “В сравнении с городами, имеющими многовековую историю, наш город совсем юный. Ему всего 53 года. Но и за такой короткий исторический промежуток времени уже стала очевидной значимость нашего города для всей России.
Гаджиево – гарнизон моряков-подводников. Город – часовой. И полярным днём, и полярной ночью стоит он на бессменной вахте, охраняя покой Отчизны. Отсюда уходят в океанские просторы атомные субмарины. А на берегу ждут своих моряков их семьи и друзья. Их ждёт город.
Ребята, а сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы:
1) Как называется наш город? А как называются его жители? (Гаджиево; гаджиевцы).
2) В честь кого назван наш город? (Магомед Имадутдинович Гаджиев). Кто он такой и что мы о нём знаем? (Герой-подводник времён Великой Отечественной войны, герой Советского Союза, командир 1-го дивизиона подводных лодок Северного флота).
Воспитатель: “Капитан 2 ранга Гаджиев Магомед Имадутдинович во время Великой Отечественной войны был командиром 1-го дивизиона подводных лодок Северного флота. Под его командованием подводные лодки дивизиона за 11 месяцев осуществили 12 сложных минно-заградительных постановок, потопили 27 кораблей противники. 12 мая 1942 года Гаджиев вместе с экипажем на подводной лодке К-23 геройски погиб в боевом походе. За героизм, проявленный при выполнении боевых заданий Гаджиеву было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)”.
3) Игра “Отгадай, кто изображён на фото”.
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, зрительной памяти, пространственного мышления.
На доске висит фотография человека, скрытая за листом бумаги. Лист поделён на 12 квадратов. Дети по очереди открывают какой-нибудь квадрат и пытаются угадать этого человека по открытым отрывкам изображения. (Фото М.И. Гаджиева).
Воспитатель: “А сейчас я объявляю “Физкультурную паузу”.
Физкультминутка: “Капитан”.
Матросская шапка, (Маршируют по кругу друг за другом.)
Верёвка в руке
Тяну я кораблик (Маршируют в обратном направлении.)
По быстрой реке.
И скачут лягушки (Выполняют прыжки, сидя на корточках.)
За мной по пятам,
И просят меня: (Поднимаются, “отдают честь”.)
“Прокати, капитан!”
(А. Барто)
Воспитатель: “Молодцы! А теперь давайте продолжим наше занятие”.
4) Какие улицы есть в нашем городе? (Гаджиева, Колышкина, Душенова, Преминина, Мира, Ленина, Советская, Лобова).
Воспитатель: “Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите фотографии прославленных моряков-подводников, в честь которых названы улицы нашего города:
– Контр-адмирал Колышкин Иван Александрович.
В годы Великой Отечественной войны командовал 2-м дивизионом бригады подводных лодок Северного флота. Под его командованием с начала войны и до января 1942 года подводные лодки дивизиона потопили 8 кораблей противника.
За отличное руководство дивизионом, участие в боевых походах и проявленные при этом личную отвагу и героизм капитан 2 ранга Колышкин И.А. первым из подводников был удостоен звания Героя Советского Союза, а бригада подводных лодок награждена орденами Красного знамени и Ушакова 1 степени.
– Флагман 1 ранга. Командующий Северной военной флотилией (1935–1937), Северным флотом (1937–1940) Душенов Константин Иванович.
Советский флотоводец исключительной воли, опыта и знаний. Вложил много сил в боевую подготовку кораблей и частей в освоении Северного морского пространства, в организацию базирования и развития сил флота.
Награждён орденами Красного Знамени и Красной звезды.
По ложному доносу был обвинён в причастности к антисоветскому заговору, арестован и расстрелян. Лишь 29 апреля 1955 года Военной коллегией Верховного суда СССР реабилитирован посмертно.
– Капитан 2 ранга, командир 1-го дивизиона подводных лодок Северного Флота Гаджиев Магомет Имадутдинович.
Под его командованием подводные лодки дивизиона за 11 месяцев войны осуществили 12 сложных минно-заградительных постановок, потопили 27 кораблей противника.
12 мая 1942 года Магомет Гаджиев геройски погиб в боевом походе вместе со всем экипажем подводной лодки К-23.
За героизм удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
– Преминин Сергей Анатольевич.
Уроженец г. Красавино Вологодской области хорошо известен не только в нашем городе, но и всему миру.
Он проходил службу на Северном флоте на подводном ракетном крейсере К-219.
3 октября 1986 года на лодке, которая несла боевое дежурство в водах Северной Атлантики, произошла авария в ядерном реакторе. Эта авария грозила стать ядерной катастрофой для миллионов людей. Но матрос Преминин вручную смог заглушить ядерный реактор и ценой собственной жизни спас Землю от ядерного взрыва.
За этот подвиг матрос Преминин 22 июля 1987 года посмертно награждён орденом Красной Звезды, а 7 августа 1997 года удостоен звания Героя России. (Приложение 2).
5) Чьё имя носит СОШ № 279 и чем наш город обязан этому человеку? (Героя-подводника, Героя Советского Союза Николая Александровича Лунина. Он создал гарнизон в бухте Ягельная Губа и стал основателем города Гаджиево).
Воспитатель: “Контр-адмирал Лунин Николай Александрович в годы Великой Отечественной войны на Северном флоте командовал подводными лодками Щ-421 и К-21. За 5 боевых походов на пл Щ-421 Лунин потопил 7 кораблей противника. А на пл К-21 в 1942 году осуществил дерзкую атаку крупного фашистского линкора “Тирпиц”.
Под командованием Лунина ПЛ Щ-421 и К-21 были награждены орденом Красного Знамени, а сам Лунин удостоен звания Героя Советского Союза”. (Приложение 3).
6) Чьё имя носит СОШ № 277 и что сделал этот человек для нашего города? (Сергей Преминин. Матрос Преминин вручную заглушил ядерный реактор на атомной подводной лодке, где произошла авария. Он ценой собственной жизни спас Землю и миллионы людей от ядерной катастрофы. За его подвиг Сергею Преминину было присвоено звание Героя Российской Федерации, посмертно).
7) Игра “Сложи картинку”.
Цель: развивать зрительное, пространственное восприятие, аналитико-синтетическое мышление, внимание.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках конверт, внутри которого находится разрезанная на несколько частей картинка. Пожалуйста, соберите картинку и скажите мне, что на ней изображено. (Герб г. Гаджиево.)
Правильно, это герб нашего города. У каждого города есть свой герб. Герб нашего города был утверждён 11 мая 1995 года. Проект герба разработал отставной офицер, член геральдического общества России Ю.В. Рубцов. По объяснению автора символика герба отражает следующее: сопки – название города, а их заснеженные вершины и северное сияние – местонахождение города в Заполярье. Силуэт подводной лодки говорит о преобладающей профессии жителей города – военных моряках. Серебряное поле символизирует плавание моряков в арктических широтах. Червленая корона с тремя зубцами, якоря и Александровская лента означают статус приморского города”. (Приложение 4).
Часть III. Заключительная. Подведение итогов.
Воспитатель: “Вот и закончились наше занятие. Вам понравилось? Что вы сегодня узнали? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Вы хорошо занимались. Спасибо.
Список использованной литературы:
- Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа) /Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Изд-во “Скрипторий 2003”, 2007.
- Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа) /Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Изд-во “Скрипторий 2003”, 2007.
- Конспекты подгрупповых занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР/Н.В. Нищева. – СПб.: “Детство-Пресс”,2008.
- Мы – гаджиевцы с тобою, этим надо дорожить. /И. Ядринцева. – Североморск: Компания “Пароход”, 2007.
- Гаджиево. Полвека в боевом строю (буклет). /Составители А.П. Петлёваный, А.И. Бондаренко и др. – Североморск: Компания “Пароход”, 2007.