Информационные технологии на уроках географии

Разделы: География


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и компетентностно-ориентированных заданий.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Цели по содержанию.

Образовательная: способствовать пониманию закономерностей размещения форм рельефа от тектонического строения материка.

Развивающие: продолжить обучение методам географического исследования; картографического – использование комплекса карт для изучения закономерностей размещения на карте крупных форм рельефа; сравнительный подход – выявление сходства и различия рельефа северо-западной и юго-восточной частей материка; системного подхода – взаимосвязь тектонического строения материка и размещения месторождений полезных ископаемых. Развивать через решение проблемных задач следующие компетенции: познавательную деятельность, информационно-коммуникативную, рефлексивную.

Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе решения целей и задач урока.

Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник “ География материков и океанов”. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В. А. – М. Дрофа, 2007, “Физическая карта Африки”, “Строение земной коры”, атлас для 7 класса, дидактический материал для организации групповой работы, проектор, компьютер, топонимический словарь, справочник по географии, видеофильм “Дикая Африка”.

Ход урока

Структура урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент.
Время – 1мин
Приветствую учащихся, проверяю готовность рабочих мест учителя и учеников. Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.
2. Целеполагание
Время – 2мин
Презентация.
Слайд 1 тема урока “Рельеф Африки”

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2цели урока

 

 

 

 

Слайд 3.

3. Проверка домашнего задания

Время – 5 мин

Цель: проверить имеющиеся знания по теме “ ГП и исследователи Африки”

Форма: разгадывание кроссворда

Приём: ключевое слово-переход к новой теме

Форма работы учащихся – индивидуальная

Слайд 4ключевое слово Гондвана

Учитель:

– Ребята, сегодня на уроке предстоит очень многому научиться, потому что мы отправляемся в экспедицию по изучению рельефа Африки, изучению недр и богатств материка. Каждому из вас будет вручен маршрутный лист, на котором вся ваша деятельность в ходе экспедиции будет фиксироваться.

Какие инструменты возьмём с собой в экспедицию?

Как вы думаете, какие карты мы возьмём с собой в экспедицию?

Вам надо будет научиться планировать свою деятельность, подбирать нужный информационный материал, уметь из него взять только важное и нужное, суметь сделать рефлексию своей деятельности и с полученными результатами выступить перед одноклассниками.

Прочитайте, какие цели и задачи ставит перед вами наша экспедиция.

Чтобы эти цели были выполнимы, каждый из вас ставит свои личные цели.

– Какие вы поставите перед собой цели для изучения темы “Рельеф и полезные ископаемые Африки” ?

– Отправляясь в экспедицию, я хочу узнать, а какие знания у вас уже имеются по изучаемому материку, для этого разгадайте кроссворд, составленный учениками прошлого года.

На экране вопросы к кроссворду:

  1. Назови английского путешественника, который изучил реку Замбези и открыл на ней водопад Виктория.
  2. Самый крупный полуостров Африки.
  3. Самая длинная река мира, протекающая в Африке.
  4. Самый большой остров Африки.
  5. Русский исследователь, собравший 6 тыс. образцов культурных растений в Африке.
  6. Море, омывающее Африку с северо-востока.
  7. Большой залив у берегов Африки.
  8. Западный мыс Африки.

(Приложение2 – кроссворд)

Оцените свою готовность для участия в экспедиции.

Всё правильно – “5”.
1, 2 ошибки – “4”.
3, 4 ошибки – “3”.

 

 

Знакомятся с маршрутным листом

(Приложение 1 – маршрутный лист)

– Учебники, атласы.

– Физическую карту Африки и карту строения земной коры.

 

 

 

 

Читают цели и задачи на слайде

Формулируют свои цели несколько учеников.

Знать основные формы рельефа Африки.

Уметь составлять характеристику рельефа материка на основе анализа карт: физической и строения земной коры

Каждому ученику раздаётся кроссворд, куда они вписывают слова.

  1. Ливингстон
  2. Сомали
  3. Нил
  4. Мадагаскар
  5. Вавилов
  6. Красное
  7. Гвинейский
  8. Альмади

Правильно разгаданный кроссворд даёт слово ГОНДВАНА.
Проверка кроссворда с показом объектов на карте.
Выставляют оценку за кроссворд в маршрутный лист

4. Актуализация знаний и умений

Время – 2мин

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся и настроить на осознанное усвоение материала урока.

5 слайд – загадки

Форма:

1. Разгадывание сигнальных загадок

 

 

Слайд 6.

5. Изучение нового материала на основе проблемных вопросов.

Время – 14 мин

Цель: дать знания о своеобразии форм рельефа, выявить причины этого своеобразия.

Метод: географическое исследование по картам атласа.

Подход: сравнительный анализ

Форма работы: коллективная

Слайд 7.

6. Самостоятельная работа с контурными картами

Цель: учить грамотно заполнять к/к

Слайд 8.

7. Физкультминутка:
“ Дикая Африка”

Время – 1мин

Имеет ли угаданное слово какое-то отношение к нашему уроку?

Попробуйте отгадать сигнальные загадки по теме “Литосфера”

(загадки в презентации)

 

 

 

 

Выставляю оценки в маршрутные листы тем ученикам, кто давал полный и верный ответ

 

Вот теперь я могу с вами спокойно отправляться в экспедицию по изучению рельефа Африки.

– Что такое рельеф?
– Под влиянием каких факторов происходит образование и развитие рельефа?
– Как по карте можно определить высоту места?
 Что такое платформа?
– Частью какой плиты является Африканская платформа?
– Каковы закономерности размещения крупных форм рельефа от строения земной коры?
– Чем объяснить образование гор на С-З материка?
– Какой вывод об особенностях рельефа можно сделать из анализа карт?

 

На экране слайд: “Особенности рельефа Африки”

– Прочитайте выводы об особенностях рельефа Африки.

Запишите в к/к изученные формы рельефа

 

 

 

 

Учитель включает современную африканскую музыку и вместе с детьми выполняет движения под музыку.

У. –согласно теории литосферных плит на Земле когда-то был один материк, который раскололся на Лавразию и Гондвану, а Гондвана 135 млн. лет назад раскололась на Африку, Ю. Америку, Австралию и Антарктиду.

У. отгадывают загадки:

1. При движении литосферных плит в разные стороны в земной коре возникают разломы, через которые на поверхность изливается лава;
2. При столкновении двух материковых окраин плит образуются горы;
3. При столкновении материковой и океанической плит материковая подминает под себя океаническую, и та, прогибаясь, образует глубоководный желоб.

 

Отвечают на вопросы, сравнивают карты: “Физическая карта Африки” и “Карта строения земной коры”

Северная и Западная части материка равнинные, т.к. в основании материка лежит древняя платформа.

Из учебника зачитывают особенности рельефа восточной и южной частях материка (стр.116, 2-ой абзац)

Ученики зачитывают выводы об особенностях рельефа Африки, на физической карте показывают основные формы рельефа:

г. Атлас,
г. Килиманджаро,
г. Кения,
Драконовы горы,
Капские горы,
Восточно-Африканское
плоскогорье,
Эфиопское нагорье.

В течение 1 мин отдыхают, разминая мышцы под музыку.

8. Компетентностно-ориентированные задания

Время – 10 мин

Цель: развивать познавательную деятельность, информационно-коммуникативную и рефлексивную. Умение ставить общие цели и коллективно их решать, отстаивая свои мировоззренческие взгляды.

8.1. Самостоятельная работа в парах

КОЗ 1

Стимул 1

Задачная формулировка 1

Во время самостоятельной работы на экране идёт фильм “Дикая Африка”.

 

Проверка выполненного задания.

8.2. Закрепление изученного.
Работа в группах

 

 

 

КОЗ 2

Стимул

 

Задачная формулировка

 

 

 

 

КОЗ 3
Стимул

 

 

Задачная формулировка

 

 

КОЗ 4

Стимул

 

Задачная формулировка

 

 

 

 

9. Презентация деятельности групп.

Время – 5 мин.

Цель: умение публично выступать.

Слайд 9.
10. Домашнее задание.
Время – 1 мин.

 

 

11. Проверка знаний.

Цель: проверить уровень усвоения нового материала.
Форма – индивидуальная.
Метод – тестирование.
Время – 2мин.
Слайд 10 – ключ к тесту

12. Подведение итогов урока.
Время – 2 мин.

 

 

 

 

Раздаёт каждой группе задание, в состав которого входят:

стимул,
задачная формулировка,
источники информации,
бланк для выполнения задания, инструмент проверки

 

 

 

Зачитываю стимул и задачную формулировку

012 Африка по праву считается кладовой мира: в её недрах обнаружены промышленные залежи стольких металлов, что они могли бы заполнить всю таблицу Менделеева. Действительно ли так богата Африка?

Исследуя карту, определите месторождения полезных ископаемых осадочного происхождения, магматического, драгоценных металлов, алмазов.

Каким формам рельефа они соответствуют? В каких частях материка находятся?

 

Дополняет ответы детей, если в этом есть необходимость

Собирает бланки для выставления оценок

1-я группа.

Это самая большая пустыня мира. Её большую площадь занимают безводные равнины, усыпанные большими камнями и галькой, которую отполировал ветер. А в самом её сердце протянулись гряды прихотливых, сложенных из песчаника утёсов. Они торчат вертикально, образуя головокружительный лабиринт провалов, причудливых кривых колонн и изогнутых арок. Многие напоминают современные дома-башни. В основании видны неглубокие пещеры. Колонны пониже часто напоминают перекошенные грибы.

1. О какой пустыне идёт речь?
2. Какие процессы сформировали такие фантастические фигуры пустыни?
Какие ещё африканские пустыни можете назвать и показать на карте?
Обозначьте пустыни в контурной карте. Приготовьте выступление перед одноклассниками.

 

2-я группа.

На языке африканцев название вулкана Килиманджаро – “Килимангара” – означает “сияющая гора”. У вулкана три вершины, на которых постоянно лежит снег, хотя вулкан находится вблизи экватора.

Чем объяснить снег на вершинах гор, ведь они находятся вблизи экватора?

Объясни название других форм рельефа Африки: Драконовы горы, г. Атлас, Капские горы, Эфиопское нагорье.

3-я группа.

В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение Африканской литосферной плиты.

Что произойдёт с Африканской платформой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться?

Для ответа воспользуйся контуром Африки, ножницами.

Придумайте свои названия образовавшимся географическим объектам.

(Приложение 6 – критерии оценивания презентации).

 

 

 

 

Всему классу: Прочитать содержание учебника параграф 25. Выполнить задание № 1 ,2(кто не успел в классе)

По выбору:
Придумать карточку для соседа по изученной теме: ребус, кроссворд, викторину, загадку.

Раздаёт тесты, просит обвести верные результаты (Приложение 5)

 

 

 

Как поработали на уроке? Справились с поставленными целями и задачами?

С каким настроением уходите с урока?

Предлагает ученику выбрать значок– смайл , который соответствует его настроению.

Нарисовать смайлик на маршрутном лист.

 

 

Работают в парах

Бланк 1

Ответы записывают в таблицу

(Приложение 3)

Источник

1. Атлас для 7 класса, физическая карта Африки, карта строения земной коры

2. Учебник “ География материков и океанов”, 7 класс, автор В.А.Коринская и др. стр. 116

 

 

 

Модельный ответ на слайде.
Зачитывают таблицу, показывают на карте месторождения полезных ископаемых

 

Группы сформированы заранее с учетом индивидуальных особенностей детей, консультанты зачитывают стимул, задачную формулировку и группа начинает работать.

(Приложение 4)

Бланк 2

Источник

Дополнительный текст

Состав группы: Кухарчук Лида, Семёнова Кристина,Медведева Лена, Жульянова Ксения, Иванов Саша

 

Состав группы: Рудомётов Егор, Штейн Диана, Куун Галя, Николаева Таня, КовалёваСаша

Бланк 3

Источник

Топонимический словарь

 

Бланк 4

Источник

Рис.51. Великие Восточно-Африканские разломы

Контуры Африки на каждого ученика группы, ножницы

Состав группы: Книжник Артём, Менжунова Яна, Кондус Вова

 

 

Группа выступает перед одноклассниками с полученными результатами. Проводится рефлексия работы группы, уч-ся получают оценки.

 

Записывают в дневник, творческое задание по выбору

 

 

Каждый ученик получает тест

 

Идёт взаимопроверка, выставляются оценки.

 

Каждый подсчитывает по маршрутному листу заработанные баллы.

 

Приложение 8