Цель урока:
- совершенствование умений и навыков работы в электронных таблицах Excel, форматирования ячеек, систематизирование умений и навыков использования математических и логических формул, связи между листами; использование межпредметных связей;
- развитие логического мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса, коммуникативных и творческих способностей
- воспитание информационной культуры учащихся, исполнительности, аккуратности, способствовать повышению интереса к предмету
Тип урока:
урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.Вид урока:
урок самостоятельных практических работ.Метод обучения:
метод упражнений.Оборудование:
папки с заданиями, компьютеры.Ход урока.
I. Организационный момент (вход в класс, подготовка к уроку, включение компьютера).
II. Повторение изученного материала.
На прошлых уроках мы изучили математические и логические формулы: СУММ, МАКС, ЕСЛИ. Сегодня мы познакомимся с их практическим применением. Но сначала повторим, как работать с ними.
Презентация. <Приложение 1>.
1. Вопрос: Как вызвать Мастер функций? (Ответ: необходимо поставить курсор в нужную ячейку, выбрать вкладку Формулы – Вставить функцию или нажать на Вставить функцию(fx) слева от Строки формул).
Рис. 1
2. Вопрос: Как найти необходимую формулу? (Ответ: при вызове Мастер функций откроется окно, в котором можно задать краткое название функции и нажать Найти)
Рис 2
3. Вопрос: Как посчитать сумму диапазона ячеек? (Ответ: вызвать мастер функций, найти формулу СУММ и с помощью мыши указать диапазон суммирования)
Рис. 3
4. Вопрос: Какой результат будет в ячейке Н11, если используется формула:
|
(5) (45) (7) (1) (0) |
Рис. 4
5. Вопрос: Как организовать связь между листами? (Ответ: необходимо поставить курсор в нужную ячейку, поставить знак равно, если необходимо выбрать формулу, после этого перейти на лист, с которым мы должны установить связь, выбрать необходимую ячейку и нажать Enter)
Рис. 5
6. Вопрос: Какой результат будет на Листе3 в ячейке В3, если используется формула:
- = Лист2!С8 (5)
- =Е СЛИ (Лист2!С8>4; “молодец”; “лентяй”)? (молодец)
Рис. 6
Молодцы!
III. Актуализация знаний (целеполагание).
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Включите компьютеры.
Откройте папку задания – 8 класс и скопируйте файл Задание <Приложение2> в папку Мои документы. Откройте его.
Перед вами открылось задание. Выполните его. Решение примеров запишите в тетради.
Рис. 7
Какие оценки вы получили?
Выпишите в тетрадь верные ответы.
Что нового и интересного в этом задании? Чем выполнение такого задания отличается от традиционного? (Возможные ответы: учителю не надо проверять, ученик сразу видит оценку, можно сделать работу над ошибками и т.д.)
Сегодня мы научимся делать такие задания.
IV. Практическая работа.
Откройте новый файл Excel. На Листе1, начиная с ячейки В5, создайте таблицу по образцу.
Рис. 8
Откройте Лист2. Для удобства будем соблюдать нумерацию ячеек.
В ячейку В6 введите текст Верный ответ. В ячейки с В7 по В12 введите верные ответы (пропустите ячейку В10).
Теперь компьютер должен сравнить ответ учащегося с верным ответом. Какую формулу для этого надо использовать? (Ответ: ЕСЛИ). Правильно. За верный ответ мы дадим 1 балл, за неверный 0 баллов.
Введем формулу = ЕСЛИ (В7=Лист1!С7;1;0) в ячейку С7
Растянем эту формулу вниз до ячейки С12. Удалим формулу из ячейки С10. На данный момент у нас стоят все 0, т.к. ячейки на Листе1 не заполнены.
В ячейке С13 посчитайте сумму верно выполненных заданий. (Ответ: =СУММ(С7:С12))
Приступим к оцениванию работы.
Сначала надо решить, как мы будем оценивать нашу работу, т.е. за сколько верно выполненных номеров мы поставим 5, 4, 3 или 2. (за 5 верно выполненных заданий поставим “5”, за 4 задания “4”, за 3 задания “3”, если меньше 3-х заданий – “2”)
Сделаем пояснения в таблице. Введите в ячейку D6 – Оценивание, в D7 – 5, в D8 – 4, в D9 – 3 или 2, в D10 – Итоговая оценка.
Введите в ячейку Е7 формулу: =ЕСЛИ С13 = 5, истина 5, ложь 0
Введите в ячейку Е8 формулу: =ЕСЛИ С13 >=4, истина 4, ложь 0
Введите в ячейку Е9 формулу: =ЕСЛИ С13 >=3, истина 3, ложь 2
В ячейке Е10 выберем максимальное из полученных чисел. Это и будет наша оценка.
Как будет оцениваться работа, если будет 10 заданий, как изменится формула?
=ЕСЛИ С13 >= 9, истина 5, ложь 0
=ЕСЛИ С13 >=7, истина 4, ложь 0
=ЕСЛИ С13 >=5, истина 3, ложь 2
Общий вид формулы будет выглядеть так (запись в тетрадь):
=ЕСЛИ “количество выполненных заданий” >= “количество заданий на 5”, истина 5, ложь 0
=ЕСЛИ “количество выполненных заданий” >= “количество заданий на 4”, истина 4, ложь 0
=ЕСЛИ “количество выполненных заданий” >= “количество заданий на 3”, истина 3, ложь 2
Осталось поместить оценку на Лист1, используя связь между листами.
Перейдите на Лист1. В ячейку С13 введите формулу =Лист2!E10.
По умолчанию появилась оценка 2, т.к. задание пока не выполнялось. Начиная
выполнять задание, оценка будет изменяться.
У всех получилось? Можно ли на этом остановиться?
Нет. Мы должны скрыть Лист2 и удалить Лист3, чтобы выполняющий работу не подглядывал.
Чтобы скрыть лист надо выбрать команду Формат – Видимость – Скрыть или отобразить – Скрыть лист.
Вопросы? (учащиеся задают вопросы по мере необходимости)
V. Самостоятельная работа по карточкам (для сильных учащихся).
Тот, кто выполнил работу раньше других, получает карточку с дополнительным заданием.
Вариант 1.
- Чему равно а в уравнении: 5х – 4х2 + 3 = 0
- Как называется график функции y = ax2
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0
- Решите уравнение: (x – 3)2 = 0
- Решите уравнение: х2-4 = 0
Вариант 2.
- Чему равно b в уравнении: 7х – 5х2 + 6 = 0
- Как называется график функции y = ax2 + bx +c
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D = 0
- Решите уравнение: (x + 2)2 = 0
- Решите уравнение: х2-9 = 0
VI. Работа в парах (для сильных учащихся).
Поменяйтесь компьютером с соседом и решите задание. У всех ли получилось?
VII. Подведение итогов урока.
Что нового вы сегодня узнали и где вы можете использовать полученные знания?
Интересен ли был для вас урок?
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Вы должны дома подготовить по 5 вопросов по различным предметам.
IX. Организационный момент.
Выходим из пользователя, приводим в порядок свое рабочее место.
Всем спасибо!