Создание заданий в электронных таблицах Excel с автоматической проверкой

Разделы: Информатика


Цель урока:

  • совершенствование умений и навыков работы в электронных таблицах Excel, форматирования ячеек, систематизирование умений и навыков использования математических и логических формул, связи между листами; использование межпредметных связей;
  • развитие логического мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса, коммуникативных и творческих способностей
  • воспитание информационной культуры учащихся, исполнительности, аккуратности, способствовать повышению интереса к предмету

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Вид урока: урок самостоятельных практических работ.

Метод обучения: метод упражнений.

Оборудование: папки с заданиями, компьютеры.

Ход урока.

I. Организационный момент (вход в класс, подготовка к уроку, включение компьютера).

II. Повторение изученного материала.

На прошлых уроках мы изучили математические и логические формулы: СУММ, МАКС, ЕСЛИ. Сегодня мы познакомимся с их практическим применением. Но сначала повторим, как работать с ними.

Презентация. <Приложение 1>.

1. Вопрос: Как вызвать Мастер функций? (Ответ: необходимо поставить курсор в нужную ячейку, выбрать вкладку Формулы – Вставить функцию или нажать на Вставить функцию(fx) слева от Строки формул).


Рис. 1

2. Вопрос: Как найти необходимую формулу? (Ответ: при вызове Мастер функций откроется окно, в котором можно задать краткое название функции и нажать Найти)


Рис 2

3. Вопрос: Как посчитать сумму диапазона ячеек? (Ответ: вызвать мастер функций, найти формулу СУММ и с помощью мыши указать диапазон суммирования)


Рис. 3

4. Вопрос: Какой результат будет в ячейке Н11, если используется формула:

  1. СУММ (B2:F2)
  2. СУММ (H2:H10)
  3. МАКС (A11:G11)
  4. ЕСЛИ (H4=E8;1;0)
  5. ЕСЛИ (F6<B11;1;0)
(5)
(45)
(7)
(1)
(0)
 


Рис. 4

5. Вопрос: Как организовать связь между листами? (Ответ: необходимо поставить курсор в нужную ячейку, поставить знак равно, если необходимо выбрать формулу, после этого перейти на лист, с которым мы должны установить связь, выбрать необходимую ячейку и нажать Enter)


Рис. 5

6. Вопрос: Какой результат будет на Листе3 в ячейке В3, если используется формула:

  1. = Лист2!С8 (5)
  2. =Е СЛИ (Лист2!С8>4; “молодец”; “лентяй”)? (молодец)


Рис. 6

Молодцы!

III. Актуализация знаний (целеполагание).

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Включите компьютеры.

Откройте папку задания – 8 класс и скопируйте файл Задание <Приложение2> в папку Мои документы. Откройте его.

Перед вами открылось задание. Выполните его. Решение примеров запишите в тетради.


Рис. 7

Какие оценки вы получили?

Выпишите в тетрадь верные ответы.

Что нового и интересного в этом задании? Чем выполнение такого задания отличается от традиционного? (Возможные ответы: учителю не надо проверять, ученик сразу видит оценку, можно сделать работу над ошибками и т.д.)

Сегодня мы научимся делать такие задания.

IV. Практическая работа.

Откройте новый файл Excel. На Листе1, начиная с ячейки В5, создайте таблицу по образцу.


Рис. 8

Откройте Лист2. Для удобства будем соблюдать нумерацию ячеек.

В ячейку В6 введите текст Верный ответ. В ячейки с В7 по В12 введите верные ответы (пропустите ячейку В10).

Теперь компьютер должен сравнить ответ учащегося с верным ответом. Какую формулу для этого надо использовать? (Ответ: ЕСЛИ). Правильно. За верный ответ мы дадим 1 балл, за неверный 0 баллов.

Введем формулу = ЕСЛИ (В7=Лист1!С7;1;0) в ячейку С7

Растянем эту формулу вниз до ячейки С12. Удалим формулу из ячейки С10. На данный момент у нас стоят все 0, т.к. ячейки на Листе1 не заполнены.

В ячейке С13 посчитайте сумму верно выполненных заданий. (Ответ: =СУММ(С7:С12))

Приступим к оцениванию работы.

Сначала надо решить, как мы будем оценивать нашу работу, т.е. за сколько верно выполненных номеров мы поставим 5, 4, 3 или 2. (за 5 верно выполненных заданий поставим “5”, за 4 задания “4”, за 3 задания “3”, если меньше 3-х заданий – “2”)

Сделаем пояснения в таблице. Введите в ячейку D6 – Оценивание, в D7 – 5, в D8 – 4, в D9 – 3 или 2, в D10 – Итоговая оценка.

Введите в ячейку Е7 формулу: =ЕСЛИ С13 = 5, истина 5, ложь 0
Введите в ячейку Е8 формулу: =ЕСЛИ С13 >=4, истина 4, ложь 0
Введите в ячейку Е9 формулу: =ЕСЛИ С13 >=3, истина 3, ложь 2
В ячейке Е10 выберем максимальное из полученных чисел. Это и будет наша оценка.
Как будет оцениваться работа, если будет 10 заданий, как изменится формула?
=ЕСЛИ С13 >= 9, истина 5, ложь 0
=ЕСЛИ С13 >=7, истина 4, ложь 0
=ЕСЛИ С13 >=5, истина 3, ложь 2

Общий вид формулы будет выглядеть так (запись в тетрадь):

=ЕСЛИ “количество выполненных заданий” >= “количество заданий на 5”, истина 5, ложь 0

=ЕСЛИ “количество выполненных заданий” >= “количество заданий на 4”, истина 4, ложь 0

=ЕСЛИ “количество выполненных заданий” >= “количество заданий на 3”, истина 3, ложь 2

Осталось поместить оценку на Лист1, используя связь между листами.

Перейдите на Лист1. В ячейку С13 введите формулу =Лист2!E10.
По умолчанию появилась оценка 2, т.к. задание пока не выполнялось. Начиная выполнять задание, оценка будет изменяться.

У всех получилось? Можно ли на этом остановиться?

Нет. Мы должны скрыть Лист2 и удалить Лист3, чтобы выполняющий работу не подглядывал.

Чтобы скрыть лист надо выбрать команду Формат – Видимость – Скрыть или отобразить – Скрыть лист.

Вопросы? (учащиеся задают вопросы по мере необходимости)

V. Самостоятельная работа по карточкам (для сильных учащихся).

Тот, кто выполнил работу раньше других, получает карточку с дополнительным заданием.

Вариант 1.

  1. Чему равно а в уравнении: 5х – 4х2 + 3 = 0
  2. Как называется график функции y = ax2
  3. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0
  4. Решите уравнение: (x – 3)2 = 0
  5. Решите уравнение: х2-4 = 0

Вариант 2.

  1. Чему равно b в уравнении: 7х – 5х2 + 6 = 0
  2. Как называется график функции y = ax2 + bx +c
  3. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D = 0
  4. Решите уравнение: (x + 2)2 = 0
  5. Решите уравнение: х2-9 = 0

VI. Работа в парах (для сильных учащихся).

Поменяйтесь компьютером с соседом и решите задание. У всех ли получилось?

VII. Подведение итогов урока.

Что нового вы сегодня узнали и где вы можете использовать полученные знания?

Интересен ли был для вас урок?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

Вы должны дома подготовить по 5 вопросов по различным предметам.

IX. Организационный момент.

Выходим из пользователя, приводим в порядок свое рабочее место.

Всем спасибо!