Создание условий для формирования социально-адаптивной личности посредством организации работы творческого объединения школьников

Разделы: Внеклассная работа


Для реализации главной цели школы – получение обучающимися качественного образования – целью воспитательной системы школы является формирование социально-адаптированной личности, способной к преобразовательной деятельности, ориентированной на сохранение ценностей общечеловеческой культуры.

Одними из приоритетных задач являются повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни ученического коллектива; создание условий для приобретения учащимися нового социального опыта; формирование в ученическом коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.

Результатом воспитательного процесса должна стать социально-адаптированная личность, способная к преобразовательной деятельности, ориентированная на сохранение ценностей общечеловеческой культуры.

Воспитательный процесс включает три взаимосвязанных и взаимозависимых блока:

  1. Воспитание в процессе обучения.
  2. Внеурочная деятельность.
  3. Взаимодействие с социокультурной средой.

Одним из средств организации воспитательного процесса являются педагогические ситуации – специально организованные педагогами дела, включающие школьников в необходимые отношения с другими людьми и предусматривающие необходимость выбора наилучшего поведения в эмоционально насыщенной обстановке. Постоянно участвуя в правильно построенной увлекательной, коллективной деятельности, дети накапливают необходимый нравственный и социальный опыт.

Основой организации воспитательного процесса является воспитание “крупными дозами” – годовой цикл школьных ключевых дел, проводимых по методике коллективной творческой деятельности. Ключевые дела объединяют весь школьный коллектив – детей, их родителей, учителей вокруг значимого для всех события.

Коллективная творческая деятельность, как системообразующий фактор, способствует развитию каждой личности, создает необходимые условия для успешного протекания воспитательного процесса.

Педагогические функции представлены в отдельных блоках. Назначение каждого блока определено по доминанте отдельной функции. Ведь любое воздействие на ребенка содержит в себе потенциал широкого влияния:

  • На социум, в котором находится ребенок, связанный отношениями с людьми;
  • На жизненный опыт его практического поведения и формы его действий;
  • На становление ценностных ориентиров и социальных идеалов;
  • На характер проявления его индивидуальных особенностей;
  • И, в целом, на овладение им достижений современной ему культуры.

Центральный объект педагогического внимания в каждой возрастной группе психологически модифицируется – при сохранении постоянной ориентации на “человека” как ценности изменяется социально-возрастной ракурс взгляда на жизнь человека.

  • 1–4-й классы – “Человек”;
  • 5–6-й классы – “Субъект”;
  • 7–8-й классы – “Личность”;
  • 9–10-й классы – “Стратег жизни”;
  • 11-й класс – “Я как ценность”.

Сегодня образованность определяется не столько специальными (предметными) знаниями учащегося, сколько его разносторонним развитием, способностью к самостоятельному выбору, мобильностью и активной социальной адаптацией в обществе.

Занятия в небольших группах, объединениях по интересам как нельзя лучше позволяют дойти до каждого ребенка, обеспечивают диалогичность взаимодействия учителя и ученика, позволяют реализовать личностно-ориетированный подход.

“Все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно…” Современное общество предъявляет определенные требования к выпускникам школы: иметь активную жизненную позицию, иметь и уметь отстаивать свои убеждения, одновременно с этим выполнять обязанности.

Мой проект “Лидеры поколения NEXT” реализует цель и задачи воспитательной системы школы во внеурочной деятельности и реализует личностно-ориетированный подход в воспитании.

Проект нацелен на детей подросткового возраста. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.

Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности. Но сама по себе учебная работа не может удовлетворить потребности подростков в раскрытии комплекса физических и душевных сил, жажды активной, социально-признаваемой деятельности.

Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях с взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе “Я и мое участие в жизни общества”.

Это место подростка в обществе определяется степенью его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период.

В начале учебного года был проведен опрос среди учащихся 7-го класса, в результате которого было установлено, что 60% детей хотели бы принимать активное участие в жизни класса и школы в целом, хотели бы развить в себе творческие и организаторские способности, но не видят возможностей для реализации и мест предъявления своего потенциала.

Речь идет не просто о социальной направленности различных видов деятельности подростков, а об организации разнообразных дел, мероприятий и о специальном построении особого типа социально-одобряемой деятельности, организуемой в системе воспитательного процесса.

Являясь одновременно учащимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной, социально-значимой деятельности, станут лидерами в структуре детского самоуправления.

Цель: создать объединение (детско-взрослую общность) учащихся с творческим потенциалом, сплоченную инициативную команду, стремящуюся к саморазвитию и самореализации.

Задачи:

  1. Формирование у ребенка положительной “Я-конкуренции”, которая характеризуется тремя факторами:
    а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
    б) убежденностью в овладении им тех или иных видов деятельности;
    в) чувством собственной значимости.
  2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
  3. Формирование потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
  4. Формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей.
  5. Развитие лидерских качеств личности.
  6. Формирование активной гражданской позиции.
  7. Педагогическая поддержка в опосредованной социализации личности.

Механизмы реализации проекта

  1. Использование приемов, связанных с применением наглядных, дидактических и технических средств, игровых форм, сценариев мероприятий, опора на народные традиции.
  2. Использование приемов, учитывающих внутриколлективные отношения, организация коллективной работы, применение сочетания различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.
  3. Использование приемов стимулирующих социальную активность, самостоятельность и ответственность учащихся.
  4. Использование средств формирования положительной мотивации для предоставления учащемуся возможности свободного проявления себя в различных видах совместной позитивной деятельности.
  5. Создание проблемных ситуаций, анализ и самоанализ деятельности.

Основные принципы проекта:

  1. Самоуправление.
  2. Добровольность.
  3. Гласность.

Прогнозируемый результат в ходе реализации проекта.

В ходе реализации проекта “Лидеры поколения NEXT” будет создано объединение (детско-взрослая общность) учащихся с творческим потенциалом.

К процессу творческой работы будут привлечены учащиеся, которые имеют способности к организаторской деятельности, тенденцию к лидерскому, позитивному поведению в классных коллективах, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься общественной работой в общешкольном коллективе, в своем классе, в органах детского самоуправления школы.

Образовательный результат

– ребята освоят искусство быть хорошим оратором, ведущим, организатором различных форм КТД;
– систематизируют знания о системе детского самоуправления, ее структуре и функциональных возможностях.
– у детей сформируются навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия;
– у участников нашей общности разовьются потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее;
– будет сформирована активная группа, способная подготовить, организовать, оформить и экспериментально обосновать любое интересное коллективное творческое дело.

Участники проекта:

  • Ученики 5–8-х классов – примерно 20–25 человек;
  • классный руководитель 7-го класса.

Партнеры проекта:

  • администрация МОУ СОШ №5;
  • педагог – организатор;
  • классные руководители всех классов, с которыми будет сотрудничать ТО;
  • родители.

Имеющиеся необходимые ресурсы.

  1. Ученики с активной жизненной позицией и творческими и организаторскими способностями.
  2. Опыт педагогической работы классного руководителя 7 класса.
  3. Методические и дидактические материалы.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Материально-техническая база (кабинет для занятий, компьютеры, видео и аудиотехника, расходные материалы).

Проект “Лидеры поколения NEXT” был реализован с октября по май 2009–2010 учебного года.

Результаты совместной деятельности детско-взрослой общности:

  • Созданы органы самоуправления ТО (президент, вице-президент, министры).
  • У нас есть своя символика и традиции:
    Традиция праздновать вместе дни рождения
    Традиция посвящения в Лидеры
  • Есть общие ценности, объединяющие детей и взрослых: активная жизненная позиция, любознательность, эмоциональная поддержка, уважение друг к другу и – большое желание жить в мире людей и для людей.
  • Есть образовательные результаты учеников в явном виде:
    – участники ТО организовали модельное агентство “Ice-cream” для малышей;
    – происходит формирование наряду с лидерскими качествами таких качеств, как эмпатия, умения сопереживать другим людям и находить нужные слова в нужный момент. (Она – одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.); умения общаться в коллективе; слушать и слышать собеседника, товарища; исполнительность и обязательность;
    – “Лидеры” привлекли к общественно-полезной деятельности подростков из группы риска;
    – научились общаться в разновозрастном, межнациональном коллективе;
    – происходит формирование культурного самосознания детей, а также уважения к культурам других народов;
    – ребята создали блог творческого объединения (http://leaders-kansk-school5.blogspot/com);
    – 11 членов нашей детско-взрослой общности участвовали в выборах в органы детского самоуправления школы. И именно представитель нашего ТО был избран на пост мэра школьного города Альтаир.

Но самое главное – мы хотим продолжать работать вместе в рамках нашего проекта “Лидеры поколения NEXT” , и все новые и новые ребята приходят к нам пробовать свои силы.

Приложение