Для реализации главной цели школы – получение обучающимися качественного образования – целью воспитательной системы школы является формирование социально-адаптированной личности, способной к преобразовательной деятельности, ориентированной на сохранение ценностей общечеловеческой культуры.
Одними из приоритетных задач являются повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни ученического коллектива; создание условий для приобретения учащимися нового социального опыта; формирование в ученическом коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
Результатом воспитательного процесса должна стать социально-адаптированная личность, способная к преобразовательной деятельности, ориентированная на сохранение ценностей общечеловеческой культуры.
Воспитательный процесс включает три взаимосвязанных и взаимозависимых блока:
- Воспитание в процессе обучения.
- Внеурочная деятельность.
- Взаимодействие с социокультурной средой.
Одним из средств организации воспитательного процесса являются педагогические ситуации – специально организованные педагогами дела, включающие школьников в необходимые отношения с другими людьми и предусматривающие необходимость выбора наилучшего поведения в эмоционально насыщенной обстановке. Постоянно участвуя в правильно построенной увлекательной, коллективной деятельности, дети накапливают необходимый нравственный и социальный опыт.
Основой организации воспитательного процесса является воспитание “крупными дозами” – годовой цикл школьных ключевых дел, проводимых по методике коллективной творческой деятельности. Ключевые дела объединяют весь школьный коллектив – детей, их родителей, учителей вокруг значимого для всех события.
Коллективная творческая деятельность, как системообразующий фактор, способствует развитию каждой личности, создает необходимые условия для успешного протекания воспитательного процесса.
Педагогические функции представлены в отдельных блоках. Назначение каждого блока определено по доминанте отдельной функции. Ведь любое воздействие на ребенка содержит в себе потенциал широкого влияния:
- На социум, в котором находится ребенок, связанный отношениями с людьми;
- На жизненный опыт его практического поведения и формы его действий;
- На становление ценностных ориентиров и социальных идеалов;
- На характер проявления его индивидуальных особенностей;
- И, в целом, на овладение им достижений современной ему культуры.
Центральный объект педагогического внимания в каждой возрастной группе психологически модифицируется – при сохранении постоянной ориентации на “человека” как ценности изменяется социально-возрастной ракурс взгляда на жизнь человека.
- 1–4-й классы – “Человек”;
- 5–6-й классы – “Субъект”;
- 7–8-й классы – “Личность”;
- 9–10-й классы – “Стратег жизни”;
- 11-й класс – “Я как ценность”.
Сегодня образованность определяется не столько специальными (предметными) знаниями учащегося, сколько его разносторонним развитием, способностью к самостоятельному выбору, мобильностью и активной социальной адаптацией в обществе.
Занятия в небольших группах, объединениях по интересам как нельзя лучше позволяют дойти до каждого ребенка, обеспечивают диалогичность взаимодействия учителя и ученика, позволяют реализовать личностно-ориетированный подход.
“Все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно…” Современное общество предъявляет определенные требования к выпускникам школы: иметь активную жизненную позицию, иметь и уметь отстаивать свои убеждения, одновременно с этим выполнять обязанности.
Мой проект “Лидеры поколения NEXT” реализует цель и задачи воспитательной системы школы во внеурочной деятельности и реализует личностно-ориетированный подход в воспитании.
Проект нацелен на детей подросткового возраста. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности. Но сама по себе учебная работа не может удовлетворить потребности подростков в раскрытии комплекса физических и душевных сил, жажды активной, социально-признаваемой деятельности.
Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях с взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе “Я и мое участие в жизни общества”.
Это место подростка в обществе определяется степенью его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период.
В начале учебного года был проведен опрос среди учащихся 7-го класса, в результате которого было установлено, что 60% детей хотели бы принимать активное участие в жизни класса и школы в целом, хотели бы развить в себе творческие и организаторские способности, но не видят возможностей для реализации и мест предъявления своего потенциала.
Речь идет не просто о социальной направленности различных видов деятельности подростков, а об организации разнообразных дел, мероприятий и о специальном построении особого типа социально-одобряемой деятельности, организуемой в системе воспитательного процесса.
Являясь одновременно учащимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной, социально-значимой деятельности, станут лидерами в структуре детского самоуправления.
Цель: создать объединение (детско-взрослую общность) учащихся с творческим потенциалом, сплоченную инициативную команду, стремящуюся к саморазвитию и самореализации.
Задачи:
- Формирование у ребенка положительной “Я-конкуренции”, которая
характеризуется тремя факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
б) убежденностью в овладении им тех или иных видов деятельности;
в) чувством собственной значимости. - Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
- Формирование потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
- Формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей.
- Развитие лидерских качеств личности.
- Формирование активной гражданской позиции.
- Педагогическая поддержка в опосредованной социализации личности.
Механизмы реализации проекта
- Использование приемов, связанных с применением наглядных, дидактических и технических средств, игровых форм, сценариев мероприятий, опора на народные традиции.
- Использование приемов, учитывающих внутриколлективные отношения, организация коллективной работы, применение сочетания различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.
- Использование приемов стимулирующих социальную активность, самостоятельность и ответственность учащихся.
- Использование средств формирования положительной мотивации для предоставления учащемуся возможности свободного проявления себя в различных видах совместной позитивной деятельности.
- Создание проблемных ситуаций, анализ и самоанализ деятельности.
Основные принципы проекта:
- Самоуправление.
- Добровольность.
- Гласность.
Прогнозируемый результат в ходе реализации проекта.
В ходе реализации проекта “Лидеры поколения NEXT” будет создано объединение (детско-взрослая общность) учащихся с творческим потенциалом.
К процессу творческой работы будут привлечены учащиеся, которые имеют способности к организаторской деятельности, тенденцию к лидерскому, позитивному поведению в классных коллективах, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься общественной работой в общешкольном коллективе, в своем классе, в органах детского самоуправления школы.
Образовательный результат
– ребята освоят искусство быть хорошим оратором, ведущим, организатором
различных форм КТД;
– систематизируют знания о системе детского самоуправления, ее структуре и
функциональных возможностях.
– у детей сформируются навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия;
– у участников нашей общности разовьются потребности заниматься полезной
деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно
организовывать ее;
– будет сформирована активная группа, способная подготовить, организовать,
оформить и экспериментально обосновать любое интересное коллективное творческое
дело.
Участники проекта:
- Ученики 5–8-х классов – примерно 20–25 человек;
- классный руководитель 7-го класса.
Партнеры проекта:
- администрация МОУ СОШ №5;
- педагог – организатор;
- классные руководители всех классов, с которыми будет сотрудничать ТО;
- родители.
Имеющиеся необходимые ресурсы.
- Ученики с активной жизненной позицией и творческими и организаторскими способностями.
- Опыт педагогической работы классного руководителя 7 класса.
- Методические и дидактические материалы.
- Интернет-ресурсы.
- Материально-техническая база (кабинет для занятий, компьютеры, видео и аудиотехника, расходные материалы).
Проект “Лидеры поколения NEXT” был реализован с октября по май 2009–2010 учебного года.
Результаты совместной деятельности детско-взрослой общности:
- Созданы органы самоуправления ТО (президент, вице-президент, министры).
- У нас есть своя символика и традиции:
Традиция праздновать вместе дни рождения
Традиция посвящения в Лидеры - Есть общие ценности, объединяющие детей и взрослых: активная жизненная позиция, любознательность, эмоциональная поддержка, уважение друг к другу и – большое желание жить в мире людей и для людей.
- Есть образовательные результаты учеников в явном виде:
– участники ТО организовали модельное агентство “Ice-cream” для малышей;
– происходит формирование наряду с лидерскими качествами таких качеств, как эмпатия, умения сопереживать другим людям и находить нужные слова в нужный момент. (Она – одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.); умения общаться в коллективе; слушать и слышать собеседника, товарища; исполнительность и обязательность;
– “Лидеры” привлекли к общественно-полезной деятельности подростков из группы риска;
– научились общаться в разновозрастном, межнациональном коллективе;
– происходит формирование культурного самосознания детей, а также уважения к культурам других народов;
– ребята создали блог творческого объединения (http://leaders-kansk-school5.blogspot/com);
– 11 членов нашей детско-взрослой общности участвовали в выборах в органы детского самоуправления школы. И именно представитель нашего ТО был избран на пост мэра школьного города Альтаир.
Но самое главное – мы хотим продолжать работать вместе в рамках нашего проекта “Лидеры поколения NEXT” , и все новые и новые ребята приходят к нам пробовать свои силы.