Цели:
- воспитание любви к родному краю, родной природе;
- формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- формирование интереса друг к другу, улучшение психологического микроклимата в группе.
Оборудование: макет дерева, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр, аудиокассеты, карточки.
Ход занятия
I . Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей занятия.
Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить о народной медицине северян. Многие растения тундры – это настоящая природная аптека, помогающая сохранить здоровье, излечиться от недугов. Монопольное право на производство витаминов природа выдала болотным ягодам. Их называют сокровищами болот.
III. Презентация “Клад болотных самоцветов”. (Приложение1).
IV. Викторина “Помоги себе сам”.
Воспитатель. Говорят, что нет растений бесполезных, есть непознанные, что для каждой болезни есть своя травка. Сейчас мы проведем викторину на знание лекарственных трав родного края, которая называется “Помоги себе сам”. Перед вами макет дерева. Вам нужно сорвать листок и правильно ответить на вопрос, который на нем записан.
– Какие растения можно использовать в тундре для заварки чая? (Кипрей,
листья брусники, морошки, тундровые ноготки).
– Как обезвредить воду, взятую в реке, чтобы в ней не было микробов? (Нужно
положить в нее ветки рябины).
– Какое растение использовали в тундре ненецкие женщины вместо современных
памперсов? (Сфагновый мох).
– Ягоды какого кустарника хорошо очищают кровь, лечат почки? (Ягоды
можжевельника).
– Какое растение называют северным женьшенем? (Шикша).
– Чем можно почистить зубы в тундре, не имея зубной пасты?
(Древесным углем).
– На ненецком языке она звучит “Маранга”. Ягода хорошо очищают кишечный тракт и
выводит из организма шлаки. (Морошка).
– Какое ядовитое растение народы Севера использовали в качестве противокашлевого
средства? (Сироп из ягод вороний глаз).
– Как народной в медицине определяли лечебную дозу для человека, чтобы трава
приносила пользу? (Горсть руки).
V. Игра “Травяная картотека тундры”.
Воспитатель: В народной медицине северян прослеживается тенденция не изолирования человека от природы, а приспособления к ней или, лучше сказать, слияния с ней. Хорошо сказал поэт:
Я хожу не по тундре –
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее
Травяной картотеке.
Вот и сейчас мы с вами будем разбираться в удивительных свойствах растении Севера. Из предложенных вам трех вариантов ответов, вы должны выбрать правильный ответ.
1. На Севере есть ягоды, которые в современных экологических условиях приобретают особую значимость. Японские ученые искали средство снижения последствий радиоактивного заражения и обнаружили, что самой эффективной ягодой является:
- Княженика.
- Шикша.
- Голубика.
2. Ягода – двойник брусники, они растут в одних и тех же местах и очень похожи. Это ягода для здоровья не опасна, хотя и не съедобна.
- Волчье лыко.
- Толокнянка.
- Водяника.
3. Это растение собирают очень многие и используют в качестве заварки. Оно враг многих болезней, витамина С в нем больше в 20 раз, чем в лимоне.
- Куропачья ножка.
- Кипрей.
- Тундровые ноготки.
4. Если вы простыли, у вас появился кашель и температура, не бегите в аптеку. Отвар коры какого дерева содержит природный аспирин?
- Ива.
- Береза.
- Рябина.
5. У этой ягоды есть одна особенность. В годы Великой Отечественной войны перед ночными полетами летчикам давали кисель из этой ягоды. Она помогала им лучше видеть и ориентироваться в темноте.
- Голубика.
- Черника.
- Брусника.
6. Известно, что движение – это жизнь. А жизнь каждого человека зависит от состояния его костей и суставов. В тундре растет чудесная трава. Корни этого растения обладают удивительной силой восстанавливать больные суставы.
- Сабельник болотный.
- Березовый гриб – чага.
- Исландский мох.
7. Этот кустарник легко узнать по характерным листьям: темно – зеленые, а снизу рыжеватые. Запах цветов этого кустарника затуманивает сознание и отгоняет моль.
- Жимолость.
- Багульник.
- Можжевельник.
8. Для того чтобы почистить почки, достаточно есть их всего по три ягодки в день. Известно, что североамериканские индейцы своих больных туберкулезом помещали в заросли этого растения, не позволяя выходить до полного выздоровления.
- Можжевельник.
- Черника.
- Шиповник.
VI. Прослушивание отрывка из серии “Лесная азбука”.
Воспитатель. Об удивительных свойствах можжевельника мы узнаем, прослушав отрывок из серии “Лесная азбука”.
VII. Рефлексия “Древо творчества”.
Воспитатель. Сейчас мы будем украшать это дерево. У каждого из вас есть право выбора украсить его плодом, листиком или шишкой.
Плод – занятие понравилось, оно было поучительно.
Листок – занятие нормальное, прошло довольно неплохо.
Шишка – занятие бесполезное, вы ничего нового для себя не взяли.
Воспитатель: А завершить наше занятие хочется такими строчками:
Человек, хоть будь он трижды гением,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не теряйте этого родства!