Интегрированный урок (окружающий мир + технология) по теме "Земля рассказывает о себе". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: систематизация знаний учащихся по разделу “Главные особенности Земли”.

Задачи урока:

  • систематизировать знания по разделу, дать представления об археологии, как науки, изучающей быт и культуру древних народов;
  • создание вазы способом аппликации;
  • способствовать расширению кругозора и словарного запаса учащихся;
  • создать условия для воспитания аккуратности и культуры общения.

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного.

– Ребята, давайте вспомним, над каким разделом мы с вами работали на последних уроках? (Главная особенность Земли.)
– В чем заключается главная особенность Земли, по сравнению с другими планетами? (На Земле есть жизнь, и жизнь постоянно изменяется.)

Давайте вспомним, как происходило развитие жизни на Земле. А для этого поработаем с карточками. Расположите карточки в порядке развития жизни на Земле. (Работа в группах с карточками (эволюция жизни на земле)).

– Давайте проверим, что у вас получилось. У меня на доске такие же карточки. Андрей, какая карточка у вас в группе первая, покажи ее на доске.
– Вы согласны? Андрей, объясни почему вы так решили. (На Земле не было жизни, затем проснулись вулканы, появились горы.)
– Какая карточка следующая? Почему? (Шли дожди, вода заполняла все неровности, поверхность остыла и в воде появились первые бактерии.)
– Что же произошло дальше? (Из бактерий появились первые медузы, затем животные вышли на сушу, появился человек.) Дети на доске расставляют карточки в хронологическом порядке.
– Так происходило развитие жизни на Земле.
– Как вы думаете, а как люди узнали, что было на Земле далекие-далекие времена? (Люди ведут раскопки, находят старые предметы, изучают их.)
– Вы абсолютно правы: ученые отправляются в научные экспедиции, ведут раскопки, изучают найденные предметы.
– А как же предметы попали в землю?

III. Изучение нового.

– Не знаете. А хотите узнать?
– Для этого я предлагаю вам отправиться в Италию в I в. нашей эры.

(Лента времени.)

– Очень давно в Италии был город Помпеи. Однажды здесь произошло очень страшное событие, которое изобразил В. Брюллов на своей картине. (Карточку с названием города вывесить на доску.)
– Посмотрите, что происходит на картине? (Люди испугались, они прячутся – им страшно, город разрушается.)
– Совершенно верно, город разрушается.
– Около 2 тыс. лет назад случилось извержение вулкана Везувия, огненная лава, камни, тонны вулканического пепла посыпались на город. Засыпали его вместе с людьми и животными, предметами, которыми пользовались люди. Под пеплом это все очень хорошо сохранилось. О существовании этого города долго ничего не знали. (Видеофильм) В XV в. строители прокладывали дорогу. Когда расчищали землю, случайно наткнулись на дома, которые находились под большим слоем земли, но об этой находке быстро забыли. И только в XIX в ученые заинтересовались этим фактом. Была организована научная экспедиция. Цель этой экспедиции был: произвести раскопки, узнать историю города и жизнь людей этого города.
– Ребята, а кто из вас знает, как называют ученых, которые занимаются раскопками городов? (Археологи.)
– Давайте откроем учебник на стр.22 и посмотрим, как работают археологи. Обратите внимание, что они держат в своих руках? (кисточки)
– Для чего им нужны кисточки? (Смахивать песок с предметов.)
– Как вы думаете, какие еще инструменты они используют в своей работе? (Кирки, лопатки и др.)
– Для чего нужны эти инструменты?
– Археологи ведут раскопки, находят предметы, изучают их. А хотите узнать, чем еще они занимаются во время своей научной экспедиции? Об этом вам расскажет Людмила Александровна.

IV. Практическая часть.

– Недавно вы были в Краеведческом музее. Видели вещи, которые там представлены. Давайте вспомним, какие вещи чаще всего находят археологи, (посуда, оружие).
– Верно. А из какого материала чаще всего делалась посуда в древности? (Камень, дерево, металл, глина.)
– Дерево и металл плохо сохраняются в земле – они разрушаются. Из камня посуду изготавливать сложно.
– А какой материал может очень долго сохраняться в земле? (Глина.)
– Как вы думаете, глиняные горшки прочные? (Нет, они легко ломаются.)
– Так в каком состоянии их находят археологи чаще всего? (Разбитыми.)
– В одной археологической экспедиции были найдены вот такие осколки вазы.
– Что же нужно сделать, чтобы собрать вазу? (Соединить осколки.)
– А вы знаете, что археологам в этой работе помогают реставраторы. Именно реставраторы соединяют, склеивают, восстанавливают найденные останки предметов.
– У нас на уроке две группы реставраторов. Давайте попробуем соединить осколки посуды, и посмотрим, что у нас получиться. Для этого нам понадобятся клей и кисточки.
– Посмотрите, какие красивые разные вазы у нас получились.
– Посмотрите внимательно, вам не кажется, что чего-то не хватает. (Узор нарисован не до конца.)
– Давайте попробуем его восстановить. А как вы думаете, можем ли мы нарисовать, что нам хочется? (Нет, на вазе уже есть рисунок, и нам его нужно продолжить.)
– Вот мы и закончили восстанавливать наши вазы. Посмотрите, какие они красивые.

V. Итог урока.

– Действительно, у вас получились замечательные вазы, но время нашего урока подходит к концу. Понравилось, ли вам быть реставраторами?
– А кто помнит, чем занимаются реставраторы? (Восстанавливают предметы.)
– А кто передал вам для реставрации осколки вазы? (или) Кто нашел осколки вазы, которые вы восстанавливали? (Археологи.)
– Кто такие археологи? (Это ученые, которые занимаются раскопками древних городов и предметов.)

VI. Домашнее задание.

Дома вы поработаете по стр.23 учебника. Откройте эту страницу. Здесь земля расположена слоями, отдельно изображены предметы. Дома соедините стрелками, в каких слоях земли могли быть найдены эти предметы.