Цель игры: формирование педагогической культуры личности учителя.
Задачи:
- развитие понятийных представлений о педагогической культуре;
- активизация знаний возрастной психологии и педагогики;
- повышение уровня коммуникативных умений учителей;
- развитие представлений о своём профессиональном “Я”.
Время игры: 1 час 30 минут.
Предварительная подготовка: за несколько дней до игры психолог проводит диагностику с учителями. Опросник “Оценка готовности и адаптивности личности к педагогической деятельности” (Приложение 1) . Результаты обрабатывает психолог. В аудитории, где организуется игра, готовят четыре круглых стола.
Структура игры
- Обмен информацией.
- Анализ результатов диагностики.
- Анализ ситуаций в школе.
- Разработка проекта правил общения с учащимися
Ход игры
Ведущий. Успешная профессиональная деятельность учителя напрямую связана с педагогической культурой. Сегодня, уважаемые педагоги, мы поговорим с вами об этом.
Наша работа будет проходить в группах:
Первая группа – учителя начальных классов.
Вторая группа – воспитатели, вожатая.
Третья группа – учителя-предметники 5–8 классов.
Четвёртая группа – учителя-предметники 9–11 классов.
Вхождение в игру.
Чтобы пробудить интерес участников к предстоящей работе, настроить на игру и групповое взаимодействие проводится следующее упражнение.
Упражнение “Цепочка”.
Ведущий предлагает по кругу закончить следующее предложение “В школе я радуюсь, когда…”. Затем “ Мне грустно, когда…”.
Работа в группах.
Ведущий. Педагогическая культура предполагает, что учитель владеет знаниями педагогики и психологии школьника. Предлагаю задание : в течение 10–15 минут подготовить краткое групповое сообщение по теме.
1-ая группа: “Возрастные особенности младших школьников. Индивидуальный
подход к ребёнку”.
2-ая группа: “Эффективные методы воспитания учащихся”
3-ья группа: “Особенности детей подросткового возраста. Их учёт при
взаимодействии с детьми”.
4-ая группа: “Личность старшеклассника. Пути взаимодействия”.
Группы получают листы бумаги и преступают к работе, затем происходит обмен информацией, обсуждение.
Анализ результатов диагностики.
Ведущий. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами. Умеет наладить контакт с каждым. Настоящий учитель гибок. Он может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Ему интересна профессия педагога.
Сейчас мы рассмотрим результаты диагностики, проведённые накануне. Опросник диагностирует следующие личностные характеристики учителя:
- Способность к творчеству;
- Работоспособность;
- Исполнительность;
- Коммуникабельность;
- Адаптированность;
- Уверенность в своих силах;
- Умение управлять собой.
Педагоги анализируют свои результаты, занесённые в диагностические карты (приложение 2). Желающие могут поделиться впечатлениями. Предполагается, что анализ результатов будет способствовать личностному и профессиональному росту учителя.
Анализ ситуаций в школе.
Ведущий. Умение строить отношения с учащимися, коллегами, родителями – профессионально значимое качество учителя. Давайте обсудим некоторые школьные ситуации.
Упражнение “Ситуации”.
Каждая группа получает конверт, где даётся задание. В течение 5 минут происходит внутригрупповое обсуждение, и затем обмен мнениями в аудитории.
- Ю.П. Азаров (доктор педагогических наук, профессор) в своей педагогической практике проделывал следующий опыт: он оставлял на некоторое время класс, а когда дети без него развеселятся и засмеются, входил в класс. Зачем он это делал?
- Молодая учительница испытывает трудности в общении с классом. Она позвала опытную учительницу “на помощь”, но та отказалась. Правильно ли она поступила?
- Есть ли смысл в этой фразе: “Если у тебя появилось желание выгнать ученика из класса, выйди сам”.
- Золотое правило педагогики гласит: “Никогда не сравнивай людей друг с другом, сравнивай человека только с самим собой”. Почему это так?
Упражнение “Проект”.
Ведущий. Предлагаю группам составить проект правил общения с учащимися, которые будут действовать на территории нашей школы и являться своеобразной памяткой учителям.
Работа в группах возобновляется, вырабатываются правила общения, идёт обсуждение в аудитории и утверждение правил.
Можно сначала обсудить заповеди педагогического общения по В.А.Кан-Калик.
- Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение”по вертикали” сверху вниз. Помните, что даже малыш стремится в какой-то мере отстаивать собственную самостоятельность и значимость во взаимоотношениях.
- Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе – без этого продуктивное взаимодействие невозможно.
- Умейте слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если ученик, на ваш взгляд, говорит не верно. Это важный показатель вашего внимания к личности ребёнка.
- Старайтесь преодолеть негативные установки по отношению к некоторым школьникам. Это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в классе.
- Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе в класс говорит о том, что встреча с детьми вам приятна. Улыбка учителя создаёт общий благоприятный психологический настрой, располагает их к общению, вызывает стремление работать.
- Стремитесь, чтобы в процессе вашего общения с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведёт к тому, что школьник начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания.
- Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Заключение.
Подведение итогов работы: сейчас каждый из вас приготовит соседу слева подарок. Это будет небольшое Упражнение “Подарок”.
Ведущий. Письмо, где вы напишите то, что цените в человеке. Профессиональные, личностные качества.
Рефлексия.
Ведущий. – Что вы получили от игры?
– Что понравилось?