Хронометраж урока:
- Организационный этап – 2 мин.
- Целеполагание – 2 мин.
- Актуализация опорных понятий темы – 3 мин.
- Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 3 мин.
- Усвоение новых знаний – 25 мин.
- Закрепление и применение полученных знаний – 5 мин
- Подведение итогов урока – 3 мин.
- Предъявление и обсуждение домашнего задания – 2 мин.
Технологии: исследование, критического мышления
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма организации занятий: самостоятельная работа, эвристическая беседа, групповая работа, лабораторная работа.
Средства обучения: мультимедийная Презентация, раздаточный материал, мультимедийная установка, тексты, буклеты, оборудование для ЛР, вебкамера.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Учебник Габриелян О. С.Химия 8. – М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О. С. Программа курса химии 8–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. 2 часа в неделю. Урок “Чистые вещества. Смеси” находится № 9 в теме 3 “ Соединения химических элементов” 12 ч.
Цель урока – исследования – создать условия для самостоятельной проблемно – поисковой деятельности учащихся.
Цели воспитания: | воспитание коллективизма при работе в группах, воспитание экологической культуры при изучении текстов, воспитание бытовой компетентности учащихся при изучении текстов и проведении исследований. |
Цели развития: | развитие умения делать выводы, умение выявлять существенное, развитие логического мышления при работе с текстами, буклетом, наблюдать за веществами, проводить исследовательские процедуры, развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания. |
Цели обучения: | учащиеся должны понять различие между чистым веществом и смесью, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомиться со способами разделения смесей. |
Содержание урока.
Ход урока |
Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников | Мультимедийное сопровождение |
Мотивационно – ориентировочный этап. Организационный этап 2 минуты. Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. | Готовность класса к работе. | |
Актуализация опорных понятий темы 3 минуты. Целеполагание 2 минуты. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала 3 минуты. Учитель. Весьма поучительно заглянуть в нутро вещей, на уроке химии это осуществить всех удобнее. Давайте вспомним определение химии и каждый пусть назовёт тело и одно вещество, из которого состоит данное тело. Ответы учащихся. Почему произошло массовое отравление людей соединениями свинца при использовании свинцовых водопроводных труб? Почему умерли люди, употребившие в пищу грибы, растущие около автомобильных трасс? Почему произошло отравление парами ртути из разбитого термометра? Что не знали люди? Не знали люди свойства веществ. Ответы детей. Определите, что из перечисленного лишнее и почему: гвоздь, железо, медь; молекулы, атомы, кристаллы; железо, сульфид железа, сера; алюминий, фосфор, кислород, железная руда, воздух, кислород, углекислый газ, молоко, сахар, морская вода, алюминий, лимонад, зубная паста. Отличаются ли друг от друга молекулы или атомы одного вещества? А разных веществ? Какое понятие шире? Чего больше вокруг нас? Записывается тема урока: “Чистые вещества. Смеси”. Цель этапа урока: раскрыть понятия “чистые вещества” и “смеси”. Учитель: записывает на доске высказывания учеников о том, что бы они хотели узнать на уроке о чистых веществах и смесях. О какой проблеме пойдёт речь на уроке? Гипотеза, как проверить? |
Самостоятельная постановка цели способствует принятию и
положительной мотивации на работе. Такой прием помогает актуализировать
и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу, способствует
пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной
деятельности и активной работе
Обеспечение восприятия, осмысление знаний. Причина – следствие. Выполнение заданий типа “Исключи лишнее” формирует учебно-интеллектуальные УУД. |
Ученики сами формулируют цели, планируют свою деятельность, убеждаются в ее необходимости; принимают учебную задачу |
Слайд 1.
Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. |
Операционно-исполнительский этап. Усвоение новых знаний 25 минут. Лабораторное исследование. Инструкция по ТБ. Исследуйте и опишите свойства веществ – серы и железа (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита). Составьте неоднородную смесь: на листе бумаги смешайте порошок железа и серы стеклянной палочкой. Разделите приготовленную смесь: половину попробуйте растворить в воде, половину – действием магнита. Работа в лабораторных тетрадях в парах. Учитель проводит опыт по разделению смеси поваренной соли и речного песка демонстрационно с помощью вебкамеры. После ЛР определение понятий “чистое вещество” и “смесь”. Чистое вещество – состоит из молекул одного вида. Смесь – совокупность нескольких веществ, каждое из которых можно выделить из смеси в чистом виде. |
ЛР и демонстрация позволяют развивать учебно-информационные УДД. |
Слайд 7. |
|
Работа с текстами о видах смесей в парах, составление
таблицы “Типы смесей”. Текст в Приложении1. Учитель: все ли смеси полезны для человека? Усвоение способов разделения смесей происходит с помощью осмысления результатов ЛР и просмотра видеофрагментов о хроматографии. Составление кластера “Основные способы разделения смесей (очистки веществ)”. |
Обеспечение восприятия, знаний, анализ текстов. Формирование умения составлять таблицы, схемы позволяет развивать учебно-коммуникативные УДД. |
Активные действия учащихся с текстами, беседа, обсуждение, выводы. | Слайд 8. Слайд 9.
Слайд 10. Слайд 11. |
Рефлексивно-оценочный этап. Закрепление и применение полученных знаний 5 минут. Работа с буклетом “Вещества и смеси”, распределение смесей по группам. Предложение способов очистки воды. |
Обеспечение восприятия, обеспечение знаний, анализ | Активные действия учащихся с буклетом, беседа, обсуждение, выводы. | Слайд 12. Слайд 13. |
Подведение итогов урока. Рефлексия 3 минуты. Ученики выполняют тест и осуществляют самооценку.
|
Придает логическую завершенность работе на уроке. Самоконтроль позволяет развивать учебно-организационные УДД. |
Осуществляют рефлексию. | Слайд 14. Слайд 15. Слайд 16. Слайд 17. Слайд 18. |
Предъявление и обсуждение домашнего задания 2 минуты. Домашнее задание: учебник, выполнить задания РТ, по желанию приготовить сообщения о производстве сахара (метод кристаллизация). Учитель: Вы потрудились на славу. Спасибо. Есть простор для вашего творчества. Вы будете работать и примените полученные знания. |
Слайд 19. |