Чистые вещества. Смеси

Разделы: Химия


Хронометраж урока:

  1. Организационный этап – 2 мин.
  2. Целеполагание – 2 мин.
  3. Актуализация опорных понятий темы – 3 мин.
  4. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 3 мин.
  5. Усвоение новых знаний – 25 мин.
  6. Закрепление и применение полученных знаний – 5 мин
  7. Подведение итогов урока – 3 мин.
  8. Предъявление и обсуждение домашнего задания – 2 мин.

Технологии: исследование, критического мышления

Методы: словесные, наглядные, практические.

Форма организации занятий: самостоятельная работа, эвристическая беседа, групповая работа, лабораторная работа.

Средства обучения: мультимедийная Презентация, раздаточный материал, мультимедийная установка, тексты, буклеты, оборудование для ЛР, вебкамера.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебник Габриелян О. С.Химия 8. – М.: Дрофа, 2010.

Габриелян О. С. Программа курса химии 8–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. 2 часа в неделю. Урок “Чистые вещества. Смеси” находится № 9 в теме 3 “ Соединения химических элементов” 12 ч.

Цель урока – исследования – создать условия для самостоятельной проблемно – поисковой деятельности учащихся.

Цели воспитания: воспитание коллективизма при работе в группах, воспитание экологической культуры при изучении текстов, воспитание бытовой компетентности учащихся при изучении текстов и проведении исследований.
Цели развития: развитие умения делать выводы, умение выявлять существенное, развитие логического мышления при работе с текстами, буклетом, наблюдать за веществами, проводить исследовательские процедуры, развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания.
Цели обучения: учащиеся должны понять различие между чистым веществом и смесью, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомиться со способами разделения смесей.

Содержание урока.

Ход урока

Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников Мультимедийное сопровождение
Мотивационно – ориентировочный этап.
Организационный этап 2 минуты.
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
Подготовка учащихся к работе на занятии. Готовность класса к работе.  
Актуализация опорных понятий темы 3 минуты.
Целеполагание 2 минуты.
Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала 3 минуты.
Учитель.
Весьма поучительно заглянуть в нутро вещей, на уроке химии это осуществить всех удобнее. Давайте вспомним определение химии и каждый пусть назовёт тело и одно вещество, из которого состоит данное тело.
Ответы учащихся.
Почему произошло массовое отравление людей соединениями свинца при использовании свинцовых водопроводных труб?
Почему умерли люди, употребившие в пищу грибы, растущие около автомобильных трасс?
Почему произошло отравление парами ртути из разбитого термометра?
Что не знали люди?
Не знали люди свойства веществ.
Ответы детей.
Определите, что из перечисленного лишнее и почему: гвоздь, железо, медь; молекулы, атомы, кристаллы; железо, сульфид железа, сера; алюминий, фосфор, кислород, железная руда, воздух, кислород, углекислый газ, молоко, сахар, морская вода, алюминий, лимонад, зубная паста.
Отличаются ли друг от друга молекулы или атомы одного вещества? А разных веществ? Какое понятие шире? Чего больше вокруг нас?
Записывается тема урока: “Чистые вещества. Смеси”.
Цель этапа урока: раскрыть понятия “чистые вещества” и “смеси”.
Учитель: записывает на доске высказывания учеников о том, что бы они хотели узнать на уроке о чистых веществах и смесях. О какой проблеме пойдёт речь на уроке? Гипотеза, как проверить?
Самостоятельная постановка цели способствует принятию и положительной мотивации на работе. Такой прием помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной деятельности и активной работе

Обеспечение восприятия, осмысление знаний.

Причина – следствие.

Выполнение заданий типа “Исключи лишнее” формирует учебно-интеллектуальные УУД.

Ученики сами формулируют цели, планируют свою деятельность, убеждаются в ее необходимости; принимают учебную задачу  

 

 

Слайд 1.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Операционно-исполнительский этап.
Усвоение новых знаний 25 минут.
Лабораторное исследование. Инструкция по ТБ. Исследуйте и опишите свойства веществ – серы и железа (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита). Составьте неоднородную смесь: на листе бумаги смешайте порошок железа и серы стеклянной палочкой. Разделите приготовленную смесь: половину попробуйте растворить в воде, половину – действием магнита. Работа в лабораторных тетрадях в парах.
Учитель проводит опыт по разделению смеси поваренной соли и речного песка демонстрационно с помощью вебкамеры.
После ЛР определение понятий “чистое вещество” и “смесь”. Чистое вещество – состоит из молекул одного вида. Смесь – совокупность нескольких веществ, каждое из которых можно выделить из смеси в чистом виде.
ЛР и демонстрация позволяют развивать учебно-информационные УДД.    

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.

Работа с текстами о видах смесей в парах, составление таблицы “Типы смесей”. Текст в Приложении1.
Учитель: все ли смеси полезны для человека?
Усвоение способов разделения смесей происходит с помощью осмысления результатов ЛР и просмотра видеофрагментов о хроматографии. Составление кластера “Основные способы разделения смесей (очистки веществ)”.
Обеспечение восприятия, знаний, анализ текстов.

Формирование умения составлять таблицы, схемы позволяет развивать учебно-коммуникативные УДД.

Активные действия учащихся с текстами, беседа, обсуждение, выводы. Слайд 8.

Слайд 9.

 

Слайд 10.

Слайд 11.

Рефлексивно-оценочный этап.
Закрепление и применение полученных знаний 5 минут.
Работа с буклетом “Вещества и смеси”, распределение смесей по группам. Предложение способов очистки воды.
Обеспечение восприятия, обеспечение знаний, анализ Активные действия учащихся с буклетом, беседа, обсуждение, выводы. Слайд 12.

Слайд 13.

Подведение итогов урока.
Рефлексия 3 минуты.
Ученики выполняют тест и осуществляют самооценку.
  1. Составьте план разделения смесей: песок –соль, песок – глина – древесные опилки, песок – йод – поваренная соль, железные гвозди – бытовой мусор
  2. Если повар пересолил суп, то рекомендуется опустить в кастрюлю небольшой полотняный мешочек с рисом на 10–15 минут. На чём основано действие этого “бабушкиного секрета”? можно ли предложить другой способ, как исправить дело?
  3. Муку перед приготовлением теста просеивают через сито. Можно ли просеивание отнести к одному из методов очистки веществ? Если да, то на чём основан этот метод?
  4. В известных сказках мачеха или другие злыдни заставляли героиню разделять некоторые смеси на отдельные компоненты. Вспомните, какие это были смеси и на основе какого метода они были разделены?
Придает логическую завершенность работе на уроке.

Самоконтроль позволяет развивать учебно-организационные УДД.

Осуществляют рефлексию. Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Слайд 18.

Предъявление и обсуждение домашнего задания 2 минуты.
Домашнее задание: учебник, выполнить задания РТ, по желанию приготовить сообщения о производстве сахара (метод кристаллизация).
Учитель: Вы потрудились на славу. Спасибо. Есть простор для вашего творчества. Вы будете работать и примените полученные знания.
    Слайд 19.

Приложение 2.