Цели урока:
Освоение знаний: особенности физико-географического положения Африки, его влияние на особенности природы, история исследования материка, результаты выдающихся географических открытий.
Овладение умениями:
- Предметными: использовать географическую карту для получения знаний; определять географическое положение Африки, крайние точки и их географические координаты, протяженность материка с севера на юг, устанавливать зависимость между географическим положением и особенностями природы материка, показывать на карте объекты, характеризующие географическое положение материка.
- Метапредметными: выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом, составлять таблицы, продуктивно общаться и взаимодействовать в совместной деятельности.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование глубоких и прочных знаний по теме “Африка. Географическое положение. История исследования материка”.
- Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей и логического мышления.
- Воспитательная: воспитание патриотизма (на примере изучения роли российских исследователей в изучении материка), умения общаться со сверстниками в процессе выполнения совместной работы.
Области взаимодействия:
1. Подходы к учению:
- организационные (четкое представление содержания хода урока, целеполагание, мотивация);
- эффективное учение (отбор необходимой информации для усвоения понятий “физико-географическое положение”, “крайние точки”);
- исследовательская деятельность (находить информацию доступную для учащихся; анализировать, обобщать и систематизировать ее с помощью учителя);
- точное представление результатов (оформление карты “Физико-географическое положение Африки”);
- способность работать в коллективе (учиться воспринимать чужие идеи и делиться своими);
2. Здоровье и социальное развитие личности: социальный аспект (влияние географического положения на природу материка, роль российских исследователей в изучении Африки).
3. Творческая деятельность:
- создание карты “Физико-географическое положение Африки”;
- составление таблицы “Из истории исследования Африки”.
Примечание:
- Межпредметные связи: история (история исследования материка).
- Деятельностный подход к работе (что, зачем, почему), мотивация и подготовка к восприятию.
Виды деятельности учащихся:
- Чтение карт атласа.
- Повторение географических терминов.
- Создание контурной карты.
- Составление характеристики физико-географического положения материка с помощью карт атласа и типового плана.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Частично-поисковый.
- Наглядные.
- Практические.
- Самостоятельная работа.
- Контроль и взаимоконтроль.
Приемы обучения: анализ, синтез, дедукция, обобщение.
Формы обучения: классная, парная, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: урок-практикум.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала.
Оборудование:
- Презентация учителя.
- Настенные физическая карта мира и физическая карта Африки.
- Инструктивные карточки-задания для учащихся.
- Атлас “География материков и океанов. Природа, население, хозяйство.7 класс”.
- ФГУП Омская картографическая фабрика и контурные карты.
- Учебник “География материков и океанов” Коринская В.А.,Душина И.В., Щенев В.А.
- Тетрадь.
Структура урока:
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Практическая работа: составление карты “Физико-географическое положение Африки”.
- Практическая работа с различными источниками географической информации и типовым планом по составлению характеристики ФГП Африки.
- Работа с текстом учебника. Составление таблицы “Из истории исследования Африки”.
- Контроль и взаимопроверка.
- Рефлексия.
Географическая номенклатура:
Крайние точки: м. Бен-Секка, м. Игольный, м. Альмади, м. Рас-Хафун
Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Аденский залив, Мозамбикский пролив, Гвинейский залив полуостров Сомали, остров Мадагаскар.
Имена: Васко да Гама, Д. Ливингстон, В. Юнкер, Е. Ковалевский и А.Елисеев, Н. Вавилов
Ход урока
Этапы урока | Содержание | время | |||||||
Орг. момент | Проверяем готовность к уроку | 1 мин | |||||||
Подготовка к усвоению новых знаний | 1.Определение целей и задач урока учителем
совместно с учащимися 2. Повторение: как определить географические координаты точки, протяженность материка в градусах и километрах |
2 мин | |||||||
Составление карты “Географическое положение Африки” | Учащиеся составляют карту “Географическое положение Африки” (работа с физической картой атласа) (презентация) | 10 мин | |||||||
Составление характеристики ФГП Африки | По типовому плану учащиеся, работая в парах, составляют характеристику ФГП Африки и объясняют его влияние на природу материка | 10 мин | |||||||
Работа с текстом учебника | Составление таблицы “Из истории
исследования Африки”
|
15 мин | |||||||
Контроль и взаимопроверка. | Тестовые задания по теме урока (2 варианта) | 5 мин | |||||||
Рефлексия | Оцениваем свою работу. Отвечаем на вопрос “Достигли ли мы поставленных целей?” | 2 мин |
Источники информации:
- Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии (7 класс) М, Просвещение, 1995.
- Елисеева Р.М. география материков и океанов (7 класс), практическое пособие Издат-школа, 1997.
- Крылова О.В, Дидактические материалы по географии материков и океанов М, Просвещение, 1996.
- Постникова М.В. География. Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты (7 класс) М, НЦ ЭНАС, 2006.
- Сиротин В.И, Практические работы по географии (6–10 классы), М, АРКТИ-ИЛЕКСА, 1998.