Разработка урока по курсу географии материков и океанов "Африка. Географическое положение. История исследования материка"

Разделы: География


Цели урока:

Освоение знаний: особенности физико-географического положения Африки, его влияние на особенности природы, история исследования материка, результаты выдающихся географических открытий.

Овладение умениями:

  • Предметными: использовать географическую карту для получения знаний; определять географическое положение Африки, крайние точки и их географические координаты, протяженность материка с севера на юг, устанавливать зависимость между географическим положением и особенностями природы материка, показывать на карте объекты, характеризующие географическое положение материка.
  • Метапредметными: выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом, составлять таблицы, продуктивно общаться и взаимодействовать в совместной деятельности.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование глубоких и прочных знаний по теме “Африка. Географическое положение. История исследования материка”.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей и логического мышления.
  • Воспитательная: воспитание патриотизма (на примере изучения роли российских исследователей в изучении материка), умения общаться со сверстниками в процессе выполнения совместной работы.

Области взаимодействия:

1. Подходы к учению:

  • организационные (четкое представление содержания хода урока, целеполагание, мотивация);
  • эффективное учение (отбор необходимой информации для усвоения понятий “физико-географическое положение”, “крайние точки”);
  • исследовательская деятельность (находить информацию доступную для учащихся; анализировать, обобщать и систематизировать ее с помощью учителя);
  • точное представление результатов (оформление карты “Физико-географическое положение Африки”);
  • способность работать в коллективе (учиться воспринимать чужие идеи и делиться своими);

2. Здоровье и социальное развитие личности: социальный аспект (влияние географического положения на природу материка, роль российских исследователей в изучении Африки).

3. Творческая деятельность:

  • создание карты “Физико-географическое положение Африки”;
  • составление таблицы “Из истории исследования Африки”.

Примечание:

  1. Межпредметные связи: история (история исследования материка).
  2. Деятельностный подход к работе (что, зачем, почему), мотивация и подготовка к восприятию.

Виды деятельности учащихся:

  • Чтение карт атласа.
  • Повторение географических терминов.
  • Создание контурной карты.
  • Составление характеристики физико-географического положения материка с помощью карт атласа и типового плана.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Частично-поисковый.
  • Наглядные.
  • Практические.
  • Самостоятельная работа.
  • Контроль и взаимоконтроль.

Приемы обучения: анализ, синтез, дедукция, обобщение.

Формы обучения: классная, парная, индивидуальная.

Формы организации учебного занятия: урок-практикум.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала.

Оборудование:

  • Презентация учителя.
  • Настенные физическая карта мира и физическая карта Африки.
  • Инструктивные карточки-задания для учащихся.
  • Атлас “География материков и океанов. Природа, население, хозяйство.7 класс”.
  • ФГУП Омская картографическая фабрика и контурные карты.
  • Учебник “География материков и океанов” Коринская В.А.,Душина И.В., Щенев В.А.
  • Тетрадь.

Структура урока:

  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
  2. Практическая работа: составление карты “Физико-географическое положение Африки”.
  3. Практическая работа с различными источниками географической информации и типовым планом по составлению характеристики ФГП Африки.
  4. Работа с текстом учебника. Составление таблицы “Из истории исследования Африки”.
  5. Контроль и взаимопроверка.
  6. Рефлексия.

Географическая номенклатура:

Крайние точки: м. Бен-Секка, м. Игольный, м. Альмади, м. Рас-Хафун

Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Аденский залив, Мозамбикский пролив, Гвинейский залив полуостров Сомали, остров Мадагаскар.

Имена: Васко да Гама, Д. Ливингстон, В. Юнкер, Е. Ковалевский и А.Елисеев, Н. Вавилов

Ход урока

Этапы урока Содержание время
Орг. момент Проверяем готовность к уроку 1 мин
Подготовка к усвоению новых знаний 1.Определение целей и задач урока учителем совместно с учащимися

2. Повторение: как определить географические координаты точки, протяженность материка в градусах и километрах

2 мин
Составление карты “Географическое положение Африки” Учащиеся составляют карту “Географическое положение Африки” (работа с физической картой атласа)

Приложение 1

Приложение 2 (презентация)

10 мин
Составление характеристики ФГП Африки По типовому плану учащиеся, работая в парах, составляют характеристику ФГП Африки и объясняют его влияние на природу материка

Приложение 1

10 мин
Работа с текстом учебника Составление таблицы “Из истории исследования Африки”
Имена исследователей Годы исследований Результаты исследований
     

Приложение 3

15 мин
Контроль и взаимопроверка. Тестовые задания по теме урока (2 варианта)

Приложение 4

5 мин
Рефлексия Оцениваем свою работу. Отвечаем на вопрос “Достигли ли мы поставленных целей?” 2 мин

Источники информации:

  1. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии (7 класс) М, Просвещение, 1995.
  2. Елисеева Р.М. география материков и океанов (7 класс), практическое пособие Издат-школа, 1997.
  3. Крылова О.В, Дидактические материалы по географии материков и океанов М, Просвещение, 1996.
  4. Постникова М.В. География. Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты (7 класс) М, НЦ ЭНАС, 2006.
  5. Сиротин В.И, Практические работы по географии (6–10 классы), М, АРКТИ-ИЛЕКСА, 1998.