Конспект урока по ОБЖ "Предупреждение пожара в быту". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Познакомить с основами пожарной безопасности.

Задачи:

  • Обучающие: Познакомить с терминами “Пожар”, “Тление”. Создать условия для моделирования поведения при пожаре в быту. Закрепить знания о причинах пожара в быту. Закрепить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома.
  • Развивающие: Развивать умения анализировать различные ситуации и умение самостоятельно принимать решение.
  • Воспитательные: Воспитывать нормы поведения ребенка, оставшегося дома без взрослых, беречь своё имущество, не использовать воспламеняющиеся предметы. Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к партнёру по учебной деятельности. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Метод: деятельностный метод, наглядно-иллюстративный, частично-поисковой, диалог, игровой.

Оборудование: карточки, мультимедийный проектор, экран, компьютер, оснащённый кабинет здоровья, плакат для детских рисунков, диск с песней из сказки “Кошкин дом”, четверть альбомного листа, цветные карандаши или фломастеры, марлевык повязки, одноразовые мокрые платочки.

Материал: сказка “Кошкин дом”, слайды с картинами пожара, надпись: Тема, Цель, предупреждение пожара в быту, названия организаций “Пожарные”, “МЧС”, “Служба спасения”, презентация “Тление”.

Здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика), технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно-игровые, игротерапия), коррекционная технология (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика).

План урока.

I. Организационный момент.

  1. Представление.
  2. Игра “Поднимите руки”

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Слушание музыки “Кошкин дом”
  2. Резюмировать с целью определения темы урока.

III. Закрепление материала.

  1. Презентация с картинами пожара, жертв пожара.
  2. Статистика пожаров в РФ.
  3. Что же такое пожар? (Вывод определения.)
  4. Что такое тление? (Если учащиеся не знают учитель знакомит с определение.)

IV. Практика под руководством учителя.

  1. Причины возникновения пожара.
  2. Рисунок команды на тему “Причины пожара”.
  3. Этапы массовой эвакуации
  4. Этапы действий, если дома нет взрослых:
    – небольшой пожар
    – сильный пожар.

V. Самоконтроль и самооценка результатов работы.

  1. Тест с самопроверкой (по слайду).

VI. Подведение итогов.

  1. Беседа по вопросам.
  2. Памятка.

VII. Определение домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент:

– Здравствуйте, меня зовут Лилия Валерьевна. Я приехала из Татарстана, из города Набережные челны. Работаю я средней общеобразовательной школе № 38 в начальных классах. У меня в этом году 1 класс.
– Ученики рассаживаются на стулья, которые расставлены в полукруг, а посередине класса стоят сдвоенные парты – 3 стола с надписями названий организаций.
– У нас сегодня необычный урок, поэтому и парты поставлены не как обычно.
– Ребята, посмотрите на парты, что вы видите? (Yадписи МЧС, Спасатели, Пожарные.)
– Эти названия вам о чём–нибудь говорят? (Да)
– Что? (Это смелые и отважные люди. Они, бросаясь в огонь и дым, спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни. Эти службы прибывают на место происшествия за считанные минуты. Давайте представим себя на их месте!)
После чего ученики встают в круг, берутся за руки, рассчитываются на “Пожарные”, “МЧС”, “Спасательные службы”. По команде учителя поднимают руки те ученики, кого назвали. Например: “МЧС” – они поднимают руки.
– А теперь займите рабочие места за партами в соответствии с надписями. (Hассаживаются “Спасатели”, “МЧС”, “Пожарные”.)
Сегодня мы на уроке будем работать командами.

II. Актуализация опорных знаний.

Звучит песня из мультфильма “Кошкин дом”. (Ддиск с песней.)
– Скажите, дети, откуда эта песня? (“Кошкин дом”)
Ребята, а о каком событии вы услышали? (пожар дома)
– А почему у кошки начался пожар? (т.к. гости развеселились и стали невнимательными, уголёк выскочил и разгорелся…)
– А что мы можем сделать, чтобы не было пожара? (предупредить)
– Скажите, пожалуйста, какая тема урока? (Предупреждение пожара в быту) Тема определяется через соревнование, какая команда будет более близка получает жетон.
– А какая цель урока? (Закрепить правила поведения при возникновении пожара в быту) Цель определяется через соревнование, какая команда будет более близка получает жетон.)

На доску вывешиваются Тема и Цель урока.

– Как вы представляете себе пожар? (Это огромное пламя, всё рушится, дым…)

III. Закрепление материала.

– Пожары – это страшно. (Слайды с картинами пожара, жертв пожара.) Слайды № 2, 3, 4, 5 ,6, 7.

Слайд “Статистика пожаров в Российской Федерации за 2008 г.”

– зарегистрировано 218 тысяч 570 пожаров ;
– погибли 17 тысяч 65 человек, в том числе 698 детей; Статистика;
– получили травмы 13 тысяч 379 человек;
– прямой материальный ущерб причинен в размере 7, 9 млрд. руб. .

ЕЖЕДНЕВНО:

– происходило 599 пожаров,
– погибали 47 человек

ЕЖЕДНЕВНО:

– Получали травмы 37 человек.
– Уничтожалось 186 строений.
– материальный ущерб 21,7 млн. руб.
– Подразделения ГПС спасли на пожарах: 96 тысяч 851 человека, материальных ценностей на сумму 30 млрд. рублей.
– Посмотрите, какая страшная картина. И всё это от безответственного отношения человека к себе и к окружающим.
– Итак, что же такое пожар? (Это пламя, горение, опасность для людей, материальный ущерб, беда – работа по командам.)
ПОЖАР неконтролируемый процесс горения, уничтожение материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. (Определение определяется по командам, команда, которая ответит правильно, получает жетон) Слайд 8.
– Как понять, что начался пожар? (огонь, дым, треск горения …) Слайд 9.
Прежде всего – по запаху. Если вы чувствуете, что пахнет дымом, обязательно скажите взрослым или осторожно проверьте, откуда он распространяется. Запах может возникнуть, потому что у кого-то на кухне что-то пригорело, это не страшно. Но, если вы поняли, что огонь вышел из-под контроля, и угрожает жизни, здоровью или вещам человека, немедленно сообщите взрослым и покиньте горящее помещение.
– А встречались ли вы со словом тление? (Да)
– Что означает это слово? (Дым, …– отвечают по командам)
Тлением называют беспламенное горение материала. Обычно оно распознаётся по появлению дыма. Например, обычная тряпка, спичка или провод могут некоторое время пролежать, не загораясь, но медленно тлея. (презентация ?) (Определение определяется по командам, команда, которая ответит правильно, получает жетон) Слайд 10
– Куда нужно звонить в случае возникновения пожара? (В службу спасения или пожарным по телефону 01.)
– Где случаются пожары? (Пожары случаются в природе, в транспорте, в общественных местах.)

IV. Практика под руководством учителя.

– От чего происходят пожары, и что мы знаем, чтобы этого не было? Причины? (Нельзя играть со спичками, горючими предметами, не баловаться с газом…)

  1. Электрические приборы.
  2. Газ.
  3. Пиротехника.
  4. Хранение легковоспламеняющихся веществ. Слайд 12.

– А мы с вами готовы предпринять действия для спасения? (Да)
– Скажите в общественных местах, какие это действия? (Массовая эвакуация.)
– Как проводится эвакуация в нашей школе? (По сигналу “Внимание, внимание пожар!” ученики одевают ватно-марлевую маску строятся, а учитель берёт журнал строит учеников и через выход № 1 эвакуирует класс на безопасную территорию, пересчитывает детей и докладывает завучу. Всё это должно происходить без паники поэтому и отрабатывается учением два – три раза в год.)
– Перечислите наши действия в квартире, если дома нет взрослых.

  1. Вызвать пожарную охрану из безопасного места (назвать адрес, где возник очаг возгорания, где происходит пожар (квартира, школа и т.п.), что горит, свою фамилию и телефон.)
  2. Выйдя из дома, встречайте пожарную машину, показывайте самый быстрый и удобный проезд. Слайд 13.

Но у каждого правила есть исключение. Так например следующие ситуации (дети отвечают по командам).
– Если пламя небольшое, что мы должны делать? (Всем известно, что пламя не может гореть без доступа кислорода. Простой опыт подтвердит это. Если опустить горящую свечу на дно банки и закрыть её крышкой, огонь погаснет, т.к. не будет поступать кислород. Поэтому небольшое пламя можно погасить простыми средствами: например накрыть горящий предмет какой-нибудь плотной тканью или одеялом. Очень важно не переоценить свои силы. Если попытка потушить огонь не удалась, не теряйте время и покиньте помещение. Во время горения выделяется углекислый газ, от которого можно потерять сознание.)
– Значит, проходя через задымлённое помещение надо дышать через влажный носовой платок, одежду или другую ткань. Давайте потренируемся как это мы должны делать. (на столах у детей влажные салфетки) Слайд 14.
– А какие будут наши действия, если пожар сильный. Уже всё горит. До телефона не дойти. Везде дым. (Окно открывать нельзя, т.к. при поступлении кислорода пламя будет увеличиваться, не паниковать, не кричать, собраться и дышать через мокрую тряпку или через марлевую повязку, выбираться из помещения ползком по полу.)
– А, если дверь заперта? (Позвонить взрослым, если телефон горит или нет, то спрятаться в безопасной комнате, если такая комната горит, выйти на балкон и кричать, а если балкона нет, то…) Слайд 15.
– Правильно, давайте попробуем с марлевыми повязками выбраться из нашего класса по командам. Какая команд а организованнее покинет помещение. (Практика.) Слайд 16.

V. Самоконтроль и самооценка результатов работы.

1. ТЕСТ.

1. В квартире запахло дымом?

а) Вызвать пожарных.
б) Сидеть и ждать.
в) Выйти и проверить, что горит, если это пожар позвать взрослых или позвонить и покинуть помещение.
г) Начать тушить.

2. Дома начался сильный пожар, дверь в квартире закрыта.

а) Прыгать в окно.
б) Спрятаться под кровать.
в) Спрятаться в безопасной комнате и позвать на помощь.
г) Плакать и кричать.

3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

а) Убежать.
б) Закричать.
в) Вызвать пожарных.

4. Телефон при пожаре:

а) 03
б) 02
в) 01

2. Самопроверка по ответам на интерактивной доске.

V. Подведение итогов.

– Какую цель мы сегодня себе поставили? (Закрепить правила поведения при пожаре.)
– Мы её решили? (Да)
– А что такое пожар? (ПОЖАР неконтролируемый процесс горения, уничтожение материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.)
– А что такое тление? (Тлением называют беспламенное горение материала. Обычно оно распознаётся по появлению дыма. Например, обычная тряпка, спичка или провод могут некоторое время пролежать, не загораясь, но медленно тлея.)
– Давайте повторим план действий при пожаре. (Покинуть помещение, позвать на помощь взрослых, вызвать пожарных.)
– Что мы должны всегда помнить, чтобы предотвратить пожар?

ПАМЯТКА Слайд 17.

  1. Никогда и нигде не играй со спичками.
  2. Не зажигай самостоятельно газовую плиту и печь.
  3. Не оставляй без присмотра утюг и электроприборы.

– Вот теперь я спокойна, вы знаете , что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности. Здоровья вам и не растеряться в опасных для жизни ситуациях.

VII. Определение домашнего задания.

– После нашего урока я, думаю, у вас масса впечатлений. Поэтому предлагаю вам домой по нашей теме творческую работу: собрать иллюстрации или картинки по пожарной безопасности.
– Урок закончен, до свидания!

Литература:

  1. Конспект урока Арсёновой М.В., учителя начальных классов по теме “Пожарная безопасность”.
  2. Конспект урока Мишковой В.В., учителя начальных классов по теме “Правила поведения при пожаре”, Т.Н.Максимова “Поурочные разработки по ОБЖ” 3 класс, М.: ВАКО, 2010.
  3. Ковалько В.И. “школа физкультминуток” М.: ВАКО, 2008.
  4. Магоров А.Н., Магоров Я.А. “Уроки культуры здоровья” М.: Педагогическое общество России” 2004.
  5. Пономорёв В.Т. “Энциклопедия безопасности” М.: 1997.
  6.  “Русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки” Составитель Ю.Г.Круглов Просвещение 1990.
  7. Энциклопедия для детй, Меры предосторожности в повседневной жизни, В.А.Володин, М.: Аванта +, 2001.
  8. Составитель С.А.Цабыбин “Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе” В.: Учитель, 2007.