Урок математики во 2-м классе по теме "Метр" (по учебнику Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Дидактическое обоснование урока:

Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в условиях решения учебной задачи:

  • личностно-ориентированные;
  • регулятивные;
  • коммуникативные;
  • познавательные.

Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Задачи по содержанию:

  1. Образовательная – способствовать формированию понятия “метр”, уметь выполнять запись именованного числа, выполнять сравнение и соотношение между единицами измерения.
  2. Развивающая – формирование УУД.
  3. Коррекционно-развивающая – создать условия для развития умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Воспитательная – способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду.

Основные методы – объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, беседа.

Формы организации – фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока

Учитель: Проверьте своё рабочее место. На столе – учебник, тетрадь, дневник, полоска, которую вы приготовили дома.

– Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.

Дети: – Сотни.

Учитель: Какие цифры нужны для написания числа 100.

Дети: Цифра один и два нуля.

Учитель: Что показывает ноль в записи числа? А 1? (Выслушивает ответы детей.)

Учитель: Давайте вспомним порядок, в котором мы перечисляем круглые сотни.

Дети:100, 200, 300,400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000.

Учитель: Вы хорошо знаете порядок, молодцы. Тогда установите закономерность и продолжите на 2 числа (на доске записано 40 70 100 * * *)

Дети: Нужно поставить числа 400, 700, 1000, так как пропущено по два круглых числа.

Учитель: А сейчас смотри, не зевай, результат называй.

Сумма 100 и 700 (числа показывает на доске, не называет).
Разность 700 и 400.
Увеличь 400 на 300.
Уменьши 700 на 200.

Составь с этими числами неравенство.

Дети: 100<400, 700>400

Учитель: Напомните правило, в котором мы разбираемся на этой неделе

Дети: Учусь не для школы, а для жизни.

Учитель: Проверим, помогут ли сегодня знания, полученные на уроке, для жизни. Давайте перенесёмся на300 лет назад в Древнюю Русь. Вспомните русские народные сказки, уроки чтения, иллюстрации из “Золотой рыбки” – мы переносимся в это самое время, и сегодня я хочу вам рассказать, как измеряли длину-ткань, верёвку, участок земли. Может, кто-то знает? (Выслушивает ответы детей, подводит итог.)

Учитель: Вы правы, измеряли тем, что всегда при себе – при помощи частей тела.

Пядь – расстояние между большим и указательным пальцем.
Локоть – расстояние от среднего пальца раскрытой ладони до локтя.
Маховая сажень – расстояние между разведёнными в сторону руками.
Косая сажень – между пальцами левой ноги до пальцев вытянутой вверх пальцем правой руки. Сравните эти мерки друг у друга.

Что замечаете?

Дети: Наши мерки разные.

Учитель: Было ли это удобно, почему? Какое главное требование к меркам возникло.

Дети: Они должны быть равными, одинаковыми.

Учитель: И в 18 веке во Франции такая мерка была предложена. Кто догадался, о чём сегодня мы будем говорить.

Дети: Метр.

Учитель: Что мы должны узнать о метре.

Дети: Что такое метр. Из чего состоит.

Учитель: Чему должны научиться?

Дети: Сравнивать, вычитать новые единицы.

Учитель: Подскажите, где я могу узнать значение нового слова?

Дети: Нужно обратиться к Толковому словарю.

Учитель: Зачитайте значение слова из словаря.

Дети: Это слово имеет 3 значения: метр – 1) это основная единица длины, 2) линейка, планка такой длины с делениями на см, метр – стихотворный размер, метр (устар.) – наставник.

Учитель: Зачитайте то, что относиться к нашей теме. (Заслушивает ответы детей.) Перед вами метр ученический, метр для портного, рулетка для строителей .Чему равны деления на метре? (См.) Как опытным путём определить, сколько в метре дециметров? Объединитесь по 4, подумайте.

Дети: Наши полоски имеют длину 1 дм, нужно наложить их на ученический метр, сколько их поместится, столько и дм, (измеряют) В 1 метре – 10 дм.

Учитель: Сможете ли вы сосчитать, сколько в 1 метре сантиметров?

Дети: Если в метре 10 дециметров, а в каждом дециметре 10 сантиметров, то можно сосчитать

10см + 10 см + 10см + 10см + 10см + 10см + 10см + 10см + 10см + 10см = 100см. Значит, в 1м – 100см.

Учитель: Подумайте, почему авторы учебника предлагают за темой “сотня” – “метр”?

Дети: Так как в 1 метре 100 сантиметров или сотня см.

Учитель: Откройте стр. 36 № 3. Что напоминает эта таблица?

2 м = 20 дм = 200 см 6 м =  =
3 м = дм = см

7 м =  =
4 м = дм = см 8 м =  =
5 м = дм = см 9 м =  =

Дети: Соотношения между единицами длины такие же, как единицы счёта:

200 = 20 д = 2 с, 200 см = 20 дм = 2 м
300 = 30 д =3 с, 300 см = 30 дм =3 м

(Прорешивание № 4 и № 5 стр. 36)

№ 4 стр.36. Вырази в дециметрах – 6 м, 800 см, 400 см, 9 м.

№ 5 стр. 36. Вырази в метрах – 70 дм, 50 дм, 200 см, 300 см.

Итог: Что изучали сегодня на уроке?

Пригодится это знание в жизни?

Можем с этим багажом двигаться дальше?