Дидактическое обоснование урока:
Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в условиях решения учебной задачи:
- личностно-ориентированные;
- регулятивные;
- коммуникативные;
- познавательные.
Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Задачи по содержанию:
- Образовательная – способствовать формированию понятия “метр”, уметь выполнять запись именованного числа, выполнять сравнение и соотношение между единицами измерения.
- Развивающая – формирование УУД.
- Коррекционно-развивающая – создать условия для развития умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитательная – способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду.
Основные методы – объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, беседа.
Формы организации – фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока
Учитель: Проверьте своё рабочее место. На столе – учебник, тетрадь, дневник, полоска, которую вы приготовили дома.
– Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.
Дети: – Сотни.
Учитель: Какие цифры нужны для написания числа 100.
Дети: Цифра один и два нуля.
Учитель: Что показывает ноль в записи числа? А 1? (Выслушивает ответы детей.)
Учитель: Давайте вспомним порядок, в котором мы перечисляем круглые сотни.
Дети:100, 200, 300,400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000.
Учитель: Вы хорошо знаете порядок, молодцы. Тогда установите закономерность и продолжите на 2 числа (на доске записано 40 70 100 * * *)
Дети: Нужно поставить числа 400, 700, 1000, так как пропущено по два круглых числа.
Учитель: А сейчас смотри, не зевай, результат называй.
Сумма 100 и 700 (числа показывает на доске, не называет).
Разность 700 и 400.
Увеличь 400 на 300.
Уменьши 700 на 200.
Составь с этими числами неравенство.
Дети: 100<400, 700>400
Учитель: Напомните правило, в котором мы разбираемся на этой неделе
Дети: Учусь не для школы, а для жизни.
Учитель: Проверим, помогут ли сегодня знания, полученные на уроке, для жизни. Давайте перенесёмся на300 лет назад в Древнюю Русь. Вспомните русские народные сказки, уроки чтения, иллюстрации из “Золотой рыбки” – мы переносимся в это самое время, и сегодня я хочу вам рассказать, как измеряли длину-ткань, верёвку, участок земли. Может, кто-то знает? (Выслушивает ответы детей, подводит итог.)
Учитель: Вы правы, измеряли тем, что всегда при себе – при помощи частей тела.
Пядь – расстояние между большим и указательным пальцем.
Локоть – расстояние от среднего пальца раскрытой ладони до локтя.
Маховая сажень – расстояние между разведёнными в сторону руками.
Косая сажень – между пальцами левой ноги до пальцев вытянутой вверх пальцем
правой руки. Сравните эти мерки друг у друга.
Что замечаете?
Дети: Наши мерки разные.
Учитель: Было ли это удобно, почему? Какое главное требование к меркам возникло.
Дети: Они должны быть равными, одинаковыми.
Учитель: И в 18 веке во Франции такая мерка была предложена. Кто догадался, о чём сегодня мы будем говорить.
Дети: Метр.
Учитель: Что мы должны узнать о метре.
Дети: Что такое метр. Из чего состоит.
Учитель: Чему должны научиться?
Дети: Сравнивать, вычитать новые единицы.
Учитель: Подскажите, где я могу узнать значение нового слова?
Дети: Нужно обратиться к Толковому словарю.
Учитель: Зачитайте значение слова из словаря.
Дети: Это слово имеет 3 значения: метр – 1) это основная единица длины, 2) линейка, планка такой длины с делениями на см, метр – стихотворный размер, метр (устар.) – наставник.
Учитель: Зачитайте то, что относиться к нашей теме. (Заслушивает ответы детей.) Перед вами метр ученический, метр для портного, рулетка для строителей .Чему равны деления на метре? (См.) Как опытным путём определить, сколько в метре дециметров? Объединитесь по 4, подумайте.
Дети: Наши полоски имеют длину 1 дм, нужно наложить их на ученический метр, сколько их поместится, столько и дм, (измеряют) В 1 метре – 10 дм.
Учитель: Сможете ли вы сосчитать, сколько в 1 метре сантиметров?
Дети: Если в метре 10 дециметров, а в каждом дециметре 10 сантиметров, то можно сосчитать
10см + 10 см + 10см + 10см + 10см + 10см + 10см + 10см + 10см + 10см = 100см. Значит, в 1м – 100см.
Учитель: Подумайте, почему авторы учебника предлагают за темой “сотня” – “метр”?
Дети: Так как в 1 метре 100 сантиметров или сотня см.
Учитель: Откройте стр. 36 № 3. Что напоминает эта таблица?
2 м = 20 дм = 200 см | 6 м = = |
3 м = дм = см | 7 м = = |
4 м = дм = см | 8 м = = |
5 м = дм = см | 9 м = = |
Дети: Соотношения между единицами длины такие же, как единицы счёта:
200 = 20 д = 2 с, 200 см = 20 дм = 2 м
300 = 30 д =3 с, 300 см = 30 дм =3 м
(Прорешивание № 4 и № 5 стр. 36)
№ 4 стр.36. Вырази в дециметрах – 6 м, 800 см, 400 см, 9 м.
№ 5 стр. 36. Вырази в метрах – 70 дм, 50 дм, 200 см, 300 см.
Итог: Что изучали сегодня на уроке?
Пригодится это знание в жизни?
Можем с этим багажом двигаться дальше?