Проектный метод в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 9” Чистопольского муниципального района РТ одно из старейших дошкольных учреждений г. Чистополя. В старинном здании, рассчитанном на 45 детей в возрасте от 1 до 3 лет, созданы хорошие условия для ведения воспитательно-образовательной работы.

В детском саду уютно, царит живая творческая атмосфера. Материально-технические условия способствуют эмоционально -личностному развитию детей: эстетично оформленные групповые комнаты, экологический кабинет, участок площадью 1.500 кв.м., который включает в себя 3 игровых участка, огород, уголок отдыха.

Педагогический коллектив работает над проблемой “Воспитание основ экологической культуры детей раннего возраста”, используя новые технологии в обучении, что способствует повышению качества образования в детском саду.

Л.Н.Толстой заметил, что расстояние между новорожденным и пятилетним ребенком во много раз больше расстояния между пятилетним и им, семидесятилетним стариком. Великий писатель, мыслитель и педагог понимал значимость особой восприимчивости маленьких детей к воздействию окружающей среды. И действительно, потенциальные возможности развития ребенка в дошкольном возрасте огромны. Следовательно, огромна и ответственность педагогов, воспитателей за создание условий для раннего выявления и развития задатков и способностей детей и таланта, который заключен в ребенке.

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ), необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

Распад семьи, территориальное распределение, частые переезды с одного места жительства на другое, прерывающие соседские и родственные связи, поток телевизионных передач, работающая мать, злоупотребление алкоголем родителей, незнания особенностей детей раннего возраста и другие проявления “общественного прогресса” уменьшают возможности и потребности в содержательном общении между детьми, родителями и людьми старшего поколения.

Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности.

Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально -психологической зрелости.

В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения.

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к управленческой и педагогической деятельности всего коллектива. Встает необходимость перестройки сознания в рамках новых ценностей, категорий и понятий, таких как конкурентоспособность, компетентность, рынок образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. Они определяют управленческий функционал руководителя и направление деятельности всего педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь обеспечения качества образования в ДОУ.

Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. Педагогический коллектив реализует программу “Проектировщики в памперсах”, автором которой является руководитель учреждения. Ее цель – познавательно-речевое развитие детей ясельного возраста в условиях проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Создание условий для полноценного развития ребенка.
  2. Использование метода проекта в управлении МДОУ для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитателей.
  3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Основная цель Программы развития МДОУ, а так же методическая тема – экологическое воспитание детей раннего возраста, поставило дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как: ознакомление детей с окружающей действительностью, формирование экологической культуры, навыков изобразительной деятельности детей.

Идея, лежащая в основе данной Программы, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Анализ методической литературы по данному направлению, выявил недостаточный уровень освещенности использования проектной технологии в работе с детьми второго и третьего года жизни, с учетом основных показателей психического развития и воспитания.

В рамках познавательно – речевого развития у детей формируются действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и многофункциональным материалом). Идет знакомство с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма, величина) и качествами (мягкий, блестящий, теплый).

Использование слов типа “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” способствует развитию понимания речи, при создании необходимых условий – развивается понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два, пустой-полный), размер (большой-маленький), пространственные отношения (в, над, под, за и пр.)

Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном произношении звуков.

Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.).

В рамках социально-эмоционального развития у детей формируется потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослыми по поводу предметов, игрушек, слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы.

Дети обучаются способам установления положительных контактов со сверстниками. Педагоги знакомят детей друг с другом, организуют несложные совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие друг друга.

У детей формируется положительная самооценка, связанная со стремлением ребенка быть хорошим, развивается потребность в самостоятельности, уверенности в своих силах.

Осуществляется эстетическое развитие детей в умении обращать внимание на красоту природы, картин, предметов интерьера, созерцание прекрасного, обогащение яркими эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты окружающего мира.

Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, вовлечение родителей совместную с детьми проектную деятельность, способствуют эстетическому развитию.

Огромное значение имеет вовлечение детей в разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование), формирование интереса к процессу и результату изобразительной деятельности: рассматривание рисунка вместе с детьми, обсуждение их достоинств, экспонирование.

Все это способствует формированию самостоятельности и уверенности детей в выполнении действий (проговаривание своих желаний, чувств и мыслей, возможность самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, обследование новых предметов, стремление освоить действия с ними), а так же развитию предпосылок творчества (перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия, поддержание любознательности детей в позволении исследовать материалы и предметы, наблюдать за явлениями и особенностями окружающей природы и действительности).

Проектный метод в социализации ребенка, в формировании у детей грамматической структуры предложений, усвоения частей речи, звуковой стороны языка способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерных для ясельного периода жизни малыша, и зоны его ближайшего развития.

Занятия, а так же другие формы работы, содержат познавательный, речевой материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, исследовательскими, творческими проектами, которые могут выполняться совместно со взрослыми. Важно, чтобы в процессе выполнения заданий у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к окружающей природе и людям. Программа помогает формированию у детей к трем годам первичной картины окружающего их мира.

Использование проектных технологий помогает активизировать психические процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность действий. Воспитатели, родители оказывают помощь малышу. Именно совместное выполнение замысла младшего дошкольника с родителями позволяет им лучше понять друг друга и установить эмоциональные, а так же речевые отношения. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в состоянии исследования различных возможностей, связанных с выполнением поставленной задачи. Это изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, а требует ежедневного творческого, личностного роста.

Проектирование вносит изменения в воспитание и обучение всех участников образовательного процесса в детском саду, ведь проводится большая аналитическая и диагностическая работа всего педагогического персонала. Выстраивается система мониторинга, которая позволяет не только отслеживать происходящие процессы, но и влиять на них. Мониторинг становится средством управления МДОУ, обеспечивается обратная связь между управляющей и управляемой стороной.

Напомним, что проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков и бюджета.. Если работа над проектом становится однообразной, это показатель того, что проект отклоняется от намеченных целей. У каждого проекта есть жизненный цикл – набор последовательных фаз, выделяемых для лучшего контроля и управления. Завершение каждой фазы свидетельствует о достижении его очередного результата. В состав жизненного цикла входят четыре фазы: начальная (концепция), разработки, реализации и завершения. Проект заканчивается тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признается жизнеспособным. Проект отличают от процессной деятельности следующие особенности:

  • Точное и подробное планирование, так как проект ограничен временем и несет в себе новизну;
  • “сворачивание” проекта, как только поставленные цели реализованы;
  • Поддержание энтузиазма в проектной команде, поскольку в ней работают люди, которые реализуются в проекте благодаря собственному энтузиазму, а не возложенным на них обязанностям;
  • Планирование бюджета и расходование средств;
  • Расширение коммуникаций между подразделениями и внутри их с целью быстрого обмена информацией и обсуждения хода проекта;
  • Готовность к неожиданностям, проявление гибкости, так как в проектах не все строго заранее определено.

Чтобы выполнить проект вовремя в пределах сметы и в соответствии со спецификацией требований, им необходимо управлять. Система управления проектом включает объект управления (проект) и его субъект (команда управления проектом), связанные прямой и обратной связью, посредством которой и осуществляется управление.

В содержание основных работ по управлению проектами входит:

  • Инициация (обдумывание идей, разработка концепции проекта, оценка и утверждение, создание команды специалистов, принятие обязательств участниками проекта);
  • Планирование (определение целей, результатов, работ, планирование ресурсов, оценка продолжительности работ, календарное, организационное планирование, формирование бюджета, планирование коммуникаций в проекте, оценка рисков и разработка мер реагирования на них, разработка плана проекта – единого сводного, согласованного документа);
  • Выполнение (организация и координация выполнения плана, развитие команды проекта, обновление его плана, графика и бюджета);
  • Контроль и регулирование (представление отчетов о ходе выполнения работ проекта, управление изменениями, контроль воспитательно-образовательного процесса, сроков выполнения и стоимости проекта, контроль качества);
  • Закрытие (составление окончательного отчета, административное завершение проекта, празднование удачного завершения работы).

Результаты диагностики уровня развития детей, тестирование воспитателей позволили разработать план, основные этапы работы с детьми, педагогами, определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Были определены виды, формы и методы контроля, как необходимый компонент выявления результативности в рамках обеспечения качества образования. В каждом проекте педагогами были определены цели, задачи, формы работы с детьми, коллективом и родителями.

В основные мероприятия по реализации Программы вошли:

  • Выработка системы контроля.
  • Определение информационного обеспечения МДОУ.
  • Разработка модели управления МДОУ.
  • Планирование видов деятельности с использованием метода проекта.
  • Методическое и дидактическое обеспечение педагогического процесса.
  • Консультирование родителей.
  • Установление связей с психолого-педагогическим Центром.
  • Организация работы кружка “Логоритмика”.
  • Организация и проведение проектов с детьми и родителями.
  • Участие в творческих конкурсах.
  • Создание предметно-развивающей среды с использованием проектирования.
  • Разработка методических рекомендаций “Проектный метод в детском саду”.
  • Проведение муниципального семинара для воспитателей групп раннего возраста.
  • Изготовление дидактических материалов и пособий.
  • Выпуск брошюры “Проектировщики в памперсах” и др.

Для выполнения поставленных задач были предусмотрены следующие виды деятельности, осуществляемые проектированием:

  • Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи;
  • Ребенок и окружающий мир;
  • Рисование;
  • Лепка;
  • Конструирование;
  • Музыка, театрализованная деятельность;
  • Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами орудиями, строительным материалом;
  • Игровая деятельность;
  • Экологическое воспитание;
  • Работа с родителями.

Использовались такие формы и методы работы как: индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ, анализ образца, словесная инструкция воспитателя, поощрение самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово, игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, подражание игровым действиям взрослого, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, изменение игрового материала, имитирование, сравнение, игровые приемы, беседа, консультации, наглядная агитация, анкетирование, оформление папок-передвижек, родительские собрания, Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы.

Результатами реализации Программы стали:

  1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
  2. Создание комнаты сенсорики, зоны здоровья, сказочного царства на участке ДОУ.
  3. Развитие детской речи и навыков изодеятельности детей.
  4. Развитие у детей ясельного возраста познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  5. Активизация работы с родителями.

Реализация Программы позволила обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса, повысить эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать работу с родителями.

Т.о., педагогическое проектирование помогло руководителю эффективно управлять деятельностью детского учреждения, а так же в стремлении коллектива лучше осознать свой потенциал и возможности в новых социально-экономических условиях.

Формировались условия, необходимые для организации инновационной деятельности:

  • Организационно-педагогические, связанные с деятельностью по созданию развивающей среды;
  • Психологические, направленные на создание благоприятного климата в коллективе;
  • Повышение уровня развития детей;
  • Установление содержательных связей с родителями воспитанников.

Применение Программы обеспечило достаточно качественный уровень работы с коллективом педагогов, детей и успешное их развитие.