Тема: Лес – наше богатство. Решение задач изученных видов.
Цели.
- Раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.
- Развивать умения решать задачи изученных видов.
- Учить детей мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать.
Оборудование: Доска с записью числа, темы урока; картины леса; муз. произведение: Р. Шуман “На лесной опушке” из цикла “Лесные сцены”.
Ход урока
1. Орг. момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объемный и сложный, чем всегда. Мы проводим одновременно урок математики и окружающего мира как один большой урок, взаимосвязанный по теме.
Тему урока вы сможете назвать сами, если разгадаете загадку:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский богатырь.
Нас ждут здесь рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Дети: Лес.
2. Тема урока.
Учитель: Итак, тема нашего урока “Лес и человек”. Работая над темой мы будем решать задачи, делать математические расчеты, применив все, что мы изучили раньше и, конечно же, делать выводы. Постарайтесь быть внимательными. Начнем с короткой информации.
3. Фронтальная работа
- Какие леса растут в нашей области?
Ученик: Наша область расположена в двух растительных зонах: лесной и степной. Белгородская область является малолесной – ее площадь менее 1\10 территории области. В лесах преобладают твердолиственные породы (85 % покрытой лесом площади). Это, прежде всего, дуб черемчатый. Широко представлены насаждения сосны обыкновенной. Средний возраст хвойных лесов около 43 лет, твердолиственных – 60 лет, мягколиственных – 36 лет.
Ценной группой лесов являются реликтовые боры, встречающиеся на почвах богатых мелом и известняком. На плодородных почвах располагаются смешанные леса из сосны и дуба.
Роль лесов в природе области очень велика. Они смягчают воздух, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их более полноводными.
Лес – это зеленый друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Лес – это бумага, книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах.
У.: Какую пользу приносит лес человеку?
1. Х.- 43 г.
Т. - 60 л.
на ? лет меньше
2. 120 лет - ? веков
3. 1 га – 200 ч.
? га – 1000 ч.
4. 1день - 400 г.
7 дней - ? г.
5. 1 м - 1 кг
1000 м - ? кг
Вопрос 1. На сколько лет средний возраст хвойных лесов (43 года) меньше среднего возраста твердолиственных лесов (60 лет)?
Вопрос 2. Возраст березы достигает порой 120 лет. Сколько это веков?
Вопрос 3. Один гектар леса обеспечивает кислородом 200 человек. А сколько необходимо зеленых насаждений, чтобы обеспечить кислородом 1000 человек?
Вопрос 4. Воробьи – родители приносят птенцам в день 400 гусениц. Сколько прожорливых гусениц уничтожат воробьи за неделю?
Вопрос 5. Сова за год уничтожает 1000 мышей, сколько хлеба она спасет, если одна мышь уничтожает за год 1 кг зерна?
Учитель: Природа дает все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище. Но, к сожалению, многие не ценят это. Вот послушайте, какую телеграмму я получила из леса.
“Мы лесные жители. Мы даже боимся выходить из своих нор. Нас ловят люди, обижают. Помогите нам! Ваши добрые друзья: лисы, белки, бобры”.
- Какой ответ вы послали бы лесным жителям? Сможете ли оказать им помощь и какую?
4. Решение задач изученных видов.
- Вот что записали в лесную “Книгу жалоб” белочки:
Дикарь в лесу.
Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешенку – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
У.: Почему белке смотреть на мальчугана было больно?
Д.: Лес – наш дом. Враг природы тот, кто леса не бережет.
У.: Решите задачу.
Обыкновенная белка делает прыжки длинной 7 м, а белка-летяга 30 м на сколько метров дальше прыгает белка-летяга?
Решение:
Б. - 7 м
на ? м дальше
Б.л. – 30 м
30-7=13 м)
Ответ: на 13 метров дальше прыгает белка-летяга.
Ученик: (Зачитывает сообщение) Белка-летяга внешне похожа на небольшую короткоухую белку, но между передними и задними ногами у неё имеется широкая кожная складка, покрытая шерстью — летательная перепонка, играющая роль парашюта и частично несущей поверхности при прыжках.
Белка-летяга населяет старые лиственные и смешанные леса с примесью осины, березняки и ольшаники. В Европейской части России часто держится у болот и речек с ольховыми насаждениями по берегам. В хвойных лесах редка предпочитает участки с примесью лиственных пород, особенно берёзы и ольхи.
Живут летяги (в неволе) до 9-13 лет, в природе — всего 5 лет. Их природные враги — крупные совы, реже соболь, куницы.
Учитель: Отгадайте загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Дети: Дерево.
Ученик: В связи с широтой распространения и простотой обработки, во многих культурах мира широко используется древесина в качестве материала для изготовления как предметов быта (мебель, посуда и т.д.), так и предметов благоустройства жилья. Дерево является естественным материалом сохранявшим нанесённые изображения, что, по утверждению учёных, способствовало развитию письменности во многих языках. Способность гореть помогло освоению огня, что резко расширило ареал распространения человека на север, и позволило освоить новые типы территории. Малая плотность древесины по отношению к воде способствовала развитию судоходства: начиная от плотов и заканчивая каравеллами — много лет суда делались из дерева.
Рекорды, связанные с деревьями.
- Наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, в национальном парке Редвуд их высота достигает 115,55 м.
- Самое маленькое в мире дерево — бонсай, его высота всего 12 мм.
- Самое толстое дерево в мире — баобаб, 15,9 м в диаметре.
- Утверждают, что самое старое дерево в мире — гигантская ель, растущая в горах на Западе Швеции, вероятно, с Ледникового периода. Её возраст составляет около 9550 лет.
Учитель: Решите задачу.
Один центнер макулатуры сберегает 8 деревьев. Ребята собрали 3000 кг макулатуры. Сколько деревьев спасли ребята и сколько книг выйдет, если одна книга весит в среднем 500 г?
1 ц – 8 д.
3000 кг - ? д.
30 * 8 = 240 (д.)
Ответ: ребята спасли 240 деревьев.
1 к. – 500 г
? к. - 3000 кг
3000:500=6 (к.)
Ответ: 6 книг.
4 причины, чтобы посадить дерево
Уменьшают вредное воздействие человека на окружающую среду.
Деревья перерабатывают около тонны углекислого газа за всю жизнь. Эта цифра составляет приблизительно 5% от усредненного ежегодного углекислородного следа одного человека. Следовательно, если высаживать 20 деревьев в год, то можно свести к нулю свой след за год. Посчитать свой углеродный след можно здесь.
Фильтруют воду.
Через крону в дерево поступает около 10 литров дождевой воды в год. Естественным образам очищенная, чистая вода затем снова выделяется в атмосферу.
Предотвращают эрозию почвы.
Снижают эрозию почвы и защищают от ветра
Улучшают качество воздуха.
Взрослое дерево может очистить около 100 кг загрязненного воздуха в год.
5. Физкультминутка.
Сосны, ели, березки, клены…
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он танец свой припас?
6. Индивидуальное задание.
Учитель: Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом, и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Не могут обойтись люди без древесины. А сколько радости доставляет нам красота растений? Послушайте стихотворение В. Лукина “Наедине с лесом”.
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с собою,
Побудь в лесу на солнечной полянке,
И все печали снимет, как рукой.
- Настало время сделать серьезный вывод. Сейчас мы его с вами расшифруем, решив следующие примеры. А поможет вам музыка Р. Шумана “На лесной опушке”. (Дети решают самостоятельно под музыку)
20 | 45 | 100 | 45 | 856 | 32 | 505 | 45 | 182 | 45 | 2350 |
Е 438-395= | Л 26*7= |
Б 100:5= | С 47*50= |
Г 542+315= | Р 1000:10= |
Т 195+314= | И 357-325= |
Дети читают вывод: Берегите лес!
7. Итог урока.
Учитель: Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, прекратить заготовку древесины? Одним словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
- Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?
- Почему на земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему это приводит?
- Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно?
- Почему многие растения и животные стали редкими? Какая опасность им угрожает?
- Придумай и нарисуй плакат “Природа в опасности”.