Цель: познакомить учащихся с наречием как частью речи.
Задачи:
- учиться находить наречия в тексте;
- учиться задавать вопросы к наречиям;
- развивать мышление;
- формировать учебные умения и навыки.
Оборудование: наглядные пособия, учебник, тетрадь
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка готовности к уроку
Посадка. Запись числа, кл. работы
3. Чистописание
на но ны ни не
4. Словарные слова
(Один ученик на доске, затем второй проверяет)
Народ, автомобиль, расстояние, еще, чеснок, инженер, ежевика
- Из начальных букв составьте слово, и вы узнаете тему нашего урока.
На доске появляется тема урока “Наречие”.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой для Вас частью речи. Будем учиться находить эту часть речи, задавать к ней вопросы. Ну, а более подробно, Вы познакомитесь с наречием в средней школе.
На доске стихотворение:
Но однажды поутру (когда?)
Прискакала кенгуру
Закричала сгоряча (как?)
Неохотно (как?) и несмело (как?) К. Чуковский
- Какие части речи вам знакомы в стихотворении?
- Задайте вопрос. Докажите
- Какие слова остались?
- На какие вопросы они отвечают?
- Вы сейчас сами нашли слова, которые относятся к новой для нас теме: наречие
5. Работа по учебнику
- Что же такое наречие с точки зрения русского языка?
- Давайте прочитаем правило в учебнике с. 98
- Скажи же что такое наречие, на какие вопросы отвечает?
- Что обозначает? (Признак действия)
- Ну а теперь давайте попробуем подобрать подходящие наречия к картинкам (учитель задает подходящие к картинкам вопросы). Картинки подобраны так, чтобы дети могли назвать подходящее по смыслу к сюжету наречие (конь бежит как? быстро)
6. Физ. минутка
Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
7. Работа по учебнику и в тетради
(По цепочке с комментированием)
- Что общего заметили? (Все отвечают на один вопрос)
С. 98 упр. 238.
8. Физ. минутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
9. Работа с фразеологизмами
- А сейчас мы с вами сделаем шаг в историю. Довольно часто в учебнике по чтению, в нашей жизни, речи мы встречаем и употребляем фразеологизмы (что это такое? устойчивые сочетания слов), но не всегда понимаем, что же они именно обозначают и, тем более, откуда произошли. Часто во фразеологизмах употребляются наречия. Давайте рассмотрим это на примере следующих выражений.
Кто-нибудь слышал выражение.
Шиворот-навыворот.
На доске появляется картинка фразеологизма.
- Что оно означает?
- Ничего особенного: “совсем наоборот” “наизнанку” - и только.
А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительным и позорным наказанием. “Шиворотом” в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи. Во дни Ивана Грозного, подвергшегося царскому гневу и опале боярина, нередко сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот – навыворот, т е наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист уличной толпы.
Мы сейчас тоже употребляем эти слова в связи с одеждой, в смысле “задом наперед”, но значение их стало куда шире. Шиворот – навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще сделать не так, как принято.
- А есть ли в этом выражении наречие? Докажите
Знать назубок.
На доске появляется картинка фразеологизма.
- Что означает?
- Знать назубок – значит превосходно выучить что-либо, отлично в чем-либо разбираться.
Было время, когда слова “знать на зубок”, “проверить на зубок” понимались почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять надкусом подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла.
Возьмешь монету в рот, прикусишь ее зубами, и, если не осталось на ней вмятины, значит, она подлинная, не поддельная.
10. Кроссворд
Далее детям предлагается кроссворд по теме: “Наречие” (можно раздать каждому ребенку на парту).
По горизонтали: | По вертикали: |
1. Надеть рубашку… | 1. Надеть фуражку… |
3. Самолет прибыл… | 2. Раскалить металл… |
4. Аппаратура действует… | 3. Сварить яйцо… |
6. Распахнуть двери… | 5. Переходить реку… |
7. Заготовить продукты… | 7. В походе питались… |
8. Сарай сгорел… | 9. Первый тайм игры кончился…. |
9. Разбить тарелку… | 10. Ракета взвилась… |
11. Всадник понесся… |
Слова для справок:
Вовремя, впрок, вдребезги, набекрень, вкрутую, вброд, ввысь, настежь, навыворот, докрасна, безотказно, дотла, вничью, всухомятку, вскачь.
11. Итог урока
- С какой частью речи познакомились?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Мы сегодня узнали о наречии далеко не все. Что-то Вам предстоит узнать на следующем уроке, а что-то в средней школе.
- Вы сегодня хорошо работали на уроке.
12. Отметки
Кому понравился наш урок?
13. Домашнее задание
С. 38 № 2, 3 дидактическая тетрадь.