Тема урока:
Программирование на языке Logo.
Создание рисунков с использованием команд пп, по.
Цели.
Обучающая:
- Знакомство учащихся с использованием команд пп и по.
- Научить уч-ся использовать команды пп и по.
Развивающая:
- Формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления;
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие умения планировать свою деятельность.
Воспитывающая:
- Воспитывать необходимость связывать изучение нового материала с уже известными фактами;
- Воспитывать ответственность за выполняемую работу;
- Воспитывать аккуратность при выполнении вычислений.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа за ПК.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Формирование умений и навыков.
Изучение нового материала.
На прошлом уроке мы изучили, что для того чтобы получать на экране простые рисунки, достаточно знать назначение следующих команд черепашки:
вперед <число>,
назад <число>,
направо <число>,
налево <число>.
Все рисунки на предыдущем уроке вычерчивались одним росчерком пера. Но не каждый рисунок может быть получен таким образом. На этом уроке мы покажем, как применяются команды пп и по для вычерчивания различных изображений. Начнем с того, что приведем решение следующей задачи.
Задача 1.
Укажите последовательность команд для вычерчивания трех вложенных квадратов, изображенных на рисунке
Решение.
Рисуем 1-й квадрат:
вп 20 пр 90 вп 20 пр 90
вп 20 пр 90 вп 20 пр 90
Переводим черепашку в левый нижний угол 2-го квадрата
пп нд 10 лв 90 вп 10 пр 90
Рисуем 2-й квадрат:
по вп 40 пр 90 вп 40 пр 90 вп 40 пр 90 вп 40 пр 90
Переводим черепашку в левый нижний угол 3-го квадрата
пп нд 10 лв 90 вп 10 пр 90
Рисуем 3-й квадрат:
по вп 60 пр 90 вп 60 пр 90 вп 60 пр 90 вп 60 пр 90
Команды пп и команды по, использованные нами при решении задачи 1, описываются следующим образом.
пп
Служебное слово пп – сокращение от “Перо Подними”. Команда пп устанавливает режим, при котором перемещение черепашки не вызывает никаких иных изменений на экране, кроме самого перемещения.
Поднятое перо не рисует и не стирает рисунок.
по
Служебное слово по – сокращение от “Перо Опусти”. Команда по устанавливает режим. при котором перемещение черепашки приводит к появлению на экране траектории ее движения. Черепашка в указанном режиме “рисует”, оставляя за собой след при перемещении.
Приведем решение еще одной задачи, иллюстрируя возможности применения команд по и пп.
Задача 2.
Укажите последовательность команд для вычерчивания на экране слова “ЭВМ”.
Решение.
1. Рисуем букву “Э”:
направо 90 вперед 25 налево 90 вперед 40 налево 90 вперед 25
пп
налево 90 вперед 20 налево 90
по
вперед 25
2. Оставим пробел между буквами “Э” и “В”:
пп
вперед 15
по
3. Рисуем букву “В”:
вперед 25 направо 90 вперед 20 направо 90 вперед 25 направо 90 вперед 40 направо 90 вперед 20 направо 90 вперед 20
4. Оставим пробел между буквами “В” и “М”:
вперед 20 налево 90 вперед 20 налево 90
по
5. Рисуем букву “М”:
вперед 40 направо 135 вперед 20 налево 90 вперед 20 направо 135 вперед 40.
Вопросы и упражнения:
- С использованием команд перемещения напишите на экране ваши инициалы.
- Укажите последовательность команд, вычерчивающих прямоугольник и отрезки, разбивающие его на два четырехугольника и два треугольника.