Плотность вещества. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
  • Ввести новое понятие – плотность;
  • Рассмотреть характеристики плотности (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).

Воспитательные:

Продолжить:

  • воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;
  • формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради.

Развивающие:

.Продолжить:

  • формирование умения высказывать умозаключения;
  • вырабатывать умение работать с табличным материалом;

Оснащение урока: мультимедийный проектор; компьютер; интерактивная доска; Интернет; Презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; тела равного объема, но разной массы; масло растительное; линейки; стальной, пробковый шарики, кубики из яблок, моркови, картофеля, чеснок.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение материала.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление нового материала.
    Вопросы на засыпку.
    Кроссворд.
    Работа в группах.
    Занимательные опыты.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение, слайд 1.)

Объяснение целей урока, способа его проведения.

2. Повторение необходимого материала.

Приступив к изучению предмета физика, мы познакомились с одной из форм существования материи – веществом. Все тела состоят из какого-либо вещества . Давайте вспомним, что мы знаем о веществе. (Слайд 2.)

а) Каково строение вещества?
б) Назовите агрегатные состояния вещества.
в) Каким образом вы могли бы узнать объём тела? Каким символом обозначается эта физическая величина? Какова её единица измерения?
г) Умеете ли вы определять массу тела? Каким символом обозначается эта физическая величина? Какова её единица измерения?

3. Постановка учебной проблемы

Перед нами предметы одинакового объема, но разной массы, на лабораторной работе мы с вами это проверяли. Почему у них разные массы? Потому что тела состоят из разных веществ. Что вы можете сказать по этому поводу? Учащиеся выдвигают предположения. Сегодня на уроке мы будем изучать физическую величину – плотность. Тема урока плотность вещества.

4. Изучение нового учебного материала с использование ЦОР. (Слайд 3, 4.)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.swf

Записываем формулы, единицы измерения.

5. Закрепление нового материала. (Слайд 5–8.)

  • Вопросы на засыпку.

Вопросы для проверки усвоения материала

  1. Правильно ли это? Плотность 1 м3 ртути – 13600 кг/м3 , а плотность 2 м3 ртути – 27200 кг/м3?
  2. Как ты думаешь, чем отличаются выражения "средняя плотность риса" и " средняя насыпная плотность риса"?
  3. Как ты думаешь, если от куска арбуза откусить кусочек, изменится ли плотность оставшегося арбуза?
  4. Изменится ли плотность пластилина, если кусочек пластилина скатать в шарик? Почему?
  • Кроссворд. (Слайд 9.)

Плотность многих веществ определена экспериментально и занесена в таблицы. Умение работать с таблицами проверяем с помощью задания “Пирамида”.
По горизонтали впишите по букве в каждую клетку. (Кроссворд на экране интерактивной доски, дети подходят и вписывают ответ.)

  1. Вещество с плотностью 900 кг/м3, которого особенно много в полярных областях Земли.
  2. Продукт питания с плотностью 1350 кг/м3, получаемый от насекомых.
  3. Металл с плотностью 7300 кг/м3, применяемый для паяния.
  4. Жидкость, которой протирают кожу перед уколом с плотностью 0,80г/см3 .
  5. Вещество из которого делают свечи, с плотностью 900 кг/м3.
  6. Газ, плотность которого 0,09 кг/м3.
  7. Твердое вещество с плотностью 1,2 г/см3 .
  • Работа в группах. (Слайд 10.)

Необходимо определить плотности различных веществ яблока, картофеля и моркови. Для упрощения нахождения объема нарезать их на кубики. В качестве оборудования линейка. Масса известна заранее. Объем находится умножением длины, ширины и высоты кубика данного тела. Плотность рассчитывается по формуле. После выполнения работы заполняется таблица на интерактивной доске. Делаются выводы.


Рис. 1

  • Занимательные опыты.

Налить в прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной и пробковый шарики, кубики из моркови, яблок, картофеля и чеснока. Тоже проделать в мензурке с соленой водой. Добавить в мензурку с чистой водой растительное масло. Пробка всплывает, а морковь находится между водой и маслом.

Объяснить результаты опытов предлагается детям.

6. Домашнее задание.  (Приложение, слайд 11.)

§ 21 стр. 48, упр. 7 (№ 3, 4).

Список использованных материалов:

  1. Физика.7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В.Пёрышкин.М.: дрофа, 2008.
  2. Материалы сети Интернет.
  3. Единая коллекция ЦОР.