Цель урока:
- Помочь школьникам уяснить, что интонации бывают разные, одни - передают настроение, чувства человека. Другие - движение, третьи-звуки разных зверей, птиц, звучание музыкальных инструментов.
- Развитие интереса к музыке, музыкальным занятиям ,творческой активности учащихся.
- Воспитание музыкального вкуса, эстетических чувств.
Оборудование: компьютер, колонки, экран, проектор, музыкальный центр, фортепиано, портреты: И.С. Баха, Ш.К. Сен-Санса, слова (муз. термины) - остинато, волынка, изобразительные иллюстрации, раздаточный материал-виды мелодических линий.
Ход урока
Вход учащихся под «Марш» Э. Грига.
Музыкальное приветствие.
Учитель: «Прозвенел звонок».
Ученики: «Начался урок».
Учитель: «Здравствуйте ребята».
Ученики: «Добрый день».
Учитель: В музыке много интонаций изображающих звучание музыкальных инструментов, звуки природы, тишину ночи, шаги человека, выражающие разные характеры, чувства и настроения.
Тема нашей четверти: «Интонация» Слайд №1.
Тема сегодняшнего урока «Изобразительные и выразительные интонации».
Слайд №2.
Сегодня мы услышим музыкальные произведения, интонации которых носят яркую изобразительность. Изображают животных, птиц, музыкальные инструменты.
Прежде чем вы узнаете цели и задачи урока, проведем небольшую разминку. Прослушайте вопрос и ответьте на него: «Какой гениальный немецкий композитор, оставшись рано сиротой и живя в доме брата, втайне от него при лунном свете переписывал ноты, понравившихся ему музыкальных произведений? » (И.С. Бах).
Показ слайда №3.
Зачитываются цели и задачи урока из слайда:
- Детство и творчество И.С. Баха.
- Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах.
- Знакомство с инструментом Волынка.
- Слушание пьесы Волынка.
- Размышление.
- Детство и увлечения Сен-Санса.
- Фантазия « Карнавал животных» Сен-Санса.
- Распознавание музыкальных пьес по их изобразительным интонациям.
Показ слайда №4
Портрет композитора И.С. Баха.
Показ слайда №5
И.С. Бах - немецкий композитор жил более 300 лет назад. В семье композитора не одно поколение было музыкантами-органистами, скрипачами, капельмейстерами (руководитель хора, капеллы). Первым учителем музыки был его отец, с 5 лет обучавший мальчика игре на скрипке. Огромную радость испытал Иоганн Себастьян когда отец подарил ему скрипку. С тех пор музыка заполнила всю его жизнь.
Показ слайда №6.
На десятом году жизни умирает мать, вскоре отец. Иоганна Себастьяна вместе с другим братом Иоганном Якобом взял на воспитание старший брат. Иоганн Христоф служил органистом в городе Ордруфе. Он определил Иоганна Себастьяна в гимназию и продолжал обучать музыке. Но это был не чуткий музыкант, черствый человек. Занятия не удовлетворяли Себастьяна. Иоганн Христоф хранил в своем шкафу сборник составленный из произведений знаменитых композиторов того времени. Просьба Себастьяна позволить познакомиться с этими композициями была категорически отвергнута. А что произошло дальше мы, вспомнили в начале урока.
Показ слайда №7.
Творчество:
Первый период деятельности композитора был связан с органной музыкой. Впоследствии предметом его внимания становятся произведения камерного жанра. К этому времени относятся его произведения для скрипки, виолончели, инструментального ансамбля, и конечно клавира (предшественника фортепиано).
Показ слайда №8.
Для жены и своих детей он написал «Тетрадь Анны Магдалены Бах » сборник музыкальных пьес (Сборник состоит из 42 пьес). Одна из них называется «Волынка».
Показ слайда № 9.
Волынка - народный духовой инструмент. Состоит из кожаного мешка или пузыря, в который нагнетают воздух. К мешку прикрепляют несколько трубок, одна из которых имеет отверстие (подобно свирели). На ней можно исполнять несложную мелодию; каждая из остальных трубок издает, какой либо непрерывно тянущийся звук: отсюда выражение «Тянуть волынку». Волынка инструмент древнего происхождения, известный еще в древности.
У разных народов она получила различные названия: коза, дуда, ствири и т.д.
Слушание пьесы « Волынка» в исполнении учителя.
Показ слайда № 10.
Размышление:
- Какими интонациями передает композитор звучание волынки?
- Какова мелодическая линия? Покажите с помощью карточек.
- Из разных или одинаковых по длительности нот состоит ритм «волыночного» сопровождения?
- Как называется ритм - основанный на повторах?
Учитель: Приходилось ли вам бывать на природе, слушать голоса природы? Как поют птицы, стрекочут кузнечики?
Давайте сейчас послушаем швейцарскую народную песни, и исходя из содержания дадим ей название.
Слушание песни «Кукушка».
Ответы детей на поставленный ранее вопрос.
Учитель: Песня называется «Кукушку».
Вопросы:
- Что изображается в главной интонации?
- Где находится «зерно» интонации?
- Какова мелодическая линия главной интонации?
Разучивание песни «Кукушка».
Показ слайда№11.
Портрет Ш.К. Сен-Санса.
Читают со слайда ученики:
Французский композитор, пианист, органист, дирижер, писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.
Показ слайда №12.
Детство.
Родился в Париже. С двух с половиной лет Камиль учился играть на фортепиано под руководством бабушки. Мама – художница. К пяти годам стал сочинять – галопы, вальсы, романсы. Обладал уникальным слухом (он определял безошибочно высоту не только музыкального звука, но и звуков, издававшихся любыми предметами). Наряду с музыкой занимался латинским языком (В подлиннике читал произведения Гомера и Цицерона).
Показ слайда №13.
Сен-Санс в детстве.
Показ слайда № 14.
Круг интересов Камила Сен-Санса был широк: кроме музыки он интересовался литературой, астрономией, зоологией, ботаникой, много путешествовал.
Показ слайда №15.
С раннего детства будущий композитор любил природу и животных. Став композитором он написал « Зоологическую фантазию», так с юмором он называл «Карнавал животных».
Показ слайда №16.
«Карнавал животных».
В Карнавале животных 14 номеров:
- Королевский марш львов.
- Курицы и петух.
- Антилопы.
- Черепахи.
- Слоны.
- Кенгуру.
- Аквариум.
- Персонаж с длинными ушами.
- Кукушка в глубине леса.
- Птичник.
- Пианисты.
- Ископаемые.
- Лебедь.
- Финал.
Состав исполнителей: 2 фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон, челеста.
Показ слайда №17.
За стареньким роялем
Маэстро колдовал,
По всей земле скликая
Зверей на карнавал.
Показ слайда №18.
(Рисунки животных).
Показ слайда №19:
Назовите в каком порядке будут звучать пьесы из фантазии Сен-Санса?
Звучит музыка:
- Королевский марш львов.
- Кенгуру.
- Курицы и петух.
- Лебедь.
- Слоны.
Проверяется правильность ответов с помощью показа слайдов.
Показ слайдов №19
(б, в, г).
Показ слайда № 20:
Размышление:
- Какими интонациями композитор изображает « Куриное трио», «Лебедя», «Кенгуру», «Льва», « Слона»?
- Дайте им музыкальную характеристику?
- Почему карнавал открывается маршем львов?
А сейчас мы с вами продолжим игру «Кто как кричит?», начатую на прошлом уроке.
Учитель читает стихотворение А. Барто. Ребята подбирают карточки с мелодическими движениями для каждого персонажа.
Учитель читает 2-ую строчку, ученик мимикой, позой, движением и интонацией изображает: Петушка, Курочку, Птичку, Котика, Собаку, Ворону, Корову.
КУ-ка-ре-ку! |
|
|
Пить, пить, пить! |
|
|
||
Кудах-тах-та! |
|
|
Мур, мурр! |
|
|
||
Ам-ам! |
|
|
Кра, кра, кра! |
|
|
||
|
Вывод: Сегодня звучало много разной музыки, которая помогла нам понять, что интонации бывают изобразительного характера. Это и животные, и птицы, и подражание игре на волынке.
Показ слайда №21.
Домашнее задание:
Подобрать к звучащей на уроке музыке стихи о животных.
Или
Нарисовать иллюстрацию к понравившимся произведениям.