Проблема здоровой нации, здоровых детей всегда была, есть и остается актуальной, особенно в современном обществе, когда наблюдается демографических спад рождаемости и рождение здоровых детей. Как сделать, чтобы ребенок, только пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым, а самое главное здоровым?
Анализ контингента дошкольников нашего ДОУ выявил проблему, которая состоит в использовании эффективных форм и методов для формирования навыков здорового образа жизни дошкольников и повышении уровня рождаемости детей с отклонениями в развитии, что предполагает ограничение их двигательной деятельности. На данный момент уровень детей с I группой здоровья составляет меньше 35%, преобладающей стала II группа (60-70%), повысился уровень детей с III группой – последствия аварии на чернобыльской АЭС. Несмотря на тот факт, что двигательная деятельность наиболее любима и предпочитаема детьми, их умения и навыки не всегда соответствуют программным требованиям. Дошкольники часто не могут применить те знания и опыт, который у них имеется.
Выбирая основное направление работы ДОУ, мы остановили свой выбор на социальном воспитании дошкольников, которое предполагает гармоничное развитие личности ребенка в различных видах деятельности. Творческим коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад № 8 г. Алексеевки Белгородской области была разработана программа “Мир вокруг нас”. Блочная система направлена на формирование мировоззрения ребенка. В каждом из блоков определены основы работы педагогов, формы совместной деятельности воспитателей, специалистов, родителей, возрастные задачи, программный результат и модель выпускника.
Блок “ЗОЖ” (здоровый образ жизни) направлен на создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников в различных видах деятельности, предполагает комплексный подход к решению данной проблемы.
Организованная деятельность включает разнообразные формы работы с детьми по укреплению их здоровья и формированию навыков здорового образа жизни.
Очень часто нам приходится слышать слова “Движение – это жизнь!”. Движение – это и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движении. Двигательная деятельность детей занимает более половины времени, которое они проводят в ДОУ. Движения детей к 4-5 годам приобретают целеустремленный и произвольный характер.
В течение нескольких лет в ДОУ функционирует секция “Мы – спортсмены” построенная на методике круговой тренировки. Взяв за основу технологию обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, мы решили включить метод круговой тренировки с карточной системой не только в занятия дополнительного образования, но и основные физкультурные. Данная методика позволяет педагогу распределить нагрузку для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями, учетом рекомендаций врача. И в качестве индивидуального задания выступают карточки-схемы. При этом каждый из детей учится контролировать свою двигательную нагрузку и самостоятельно распределять свои силы. Система занятий по принципу круговой тренировки состоит из 3 этапов.
Подготовительный, который предусматривает предварительную работу с детьми с целью обучения согласно программным требованиям и рабочему плану определенных умений и навыков. Занятия проводятся в любой форме. Постепенно вводятся ознакомительные карточки-схемы в качестве знаковых опор при перестроении, смене видов движений.
Основной этап – предполагает использование на занятиях спортивного оборудования и снарядов, которые расположены по кругу, заняв всю площадь физкультурного зала. Поэтому и название используемой методики круговая тренировка. Подбираются упражнения, освоенные детьми. Цель данного этапа – совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать и укреплять физические качества (ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость), самостоятельную деятельность детей, учить работать со схемами; активизировать зрительную память, мышление, наблюдательность, воображение, координацию, ориентацию, умение контролировать двигательную нагрузку.
Дополнительный этап – это занятия секции “Мы – спортсмены”. Его цель – совершенствовать основные физические качества; формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой; учить познавать силу и красоту своего тела. Комплексы круговой тренировки целесообразно включать в основную часть физкультурных занятий.
Занятия с использованием знаковых опор предполагают многократность повторений, последовательность и системность введения материала, его блочное распределение. Но самое главное – это создание условий, при которых ребенку будет интересен этот вид деятельности.
Для поддержания этого интереса используются различные виды круговой тренировки:
- сюжетная, которая выполняется по типу непрерывного двигательного упражнения с определенной направленностью и сопровождается художественным словом;
- круговая тренировка из подвижных игр, когда распределяется нагрузка на разные виды мышц, дети находятся длительное время в движении;
- прыжковая – включает разнообразные прыжки с использованием снарядов и спортивного оборудования, направленных на развитие мышц;
- круговая тренировка с одним снарядом – выполняются различные виды движений с одним снарядом (ходьба по скамейке с мячом, прокатывание мяча по скамейке, под дугой и т.д.);
- круговая тренировка с несколькими снарядами – по сигналу дети переходят от одного снаряда к другому, от выполнения одного движения к другому.
Карточная система включает 4 вида карточек.
I вид – карточки с различными видами перестроений: круг, квадрат, колонны, шеренга;
II вид – карточки для регулирования системы дыхания (карточки в изображением воздушных шаров: красный – вдох, синий – выдох);
III вид – карточки с изображением исходных положений;
IV вид – карточки тренировки определенного вида движений.
Круговая тренировка является одним из наиболее эффективных способов повышения общей физической подготовки детей, развития выносливости к различным физическим нагрузкам. Повышается моторная плотность занятия, развиваются умственные способности, умение совмещать умственную и двигательную деятельности, проявляются такие качества личности, как коллективизм, взаимопомощь, целеустремленность, ответственность.
Программный результат предполагал определение модели выпускника нашего ДОУ и включал такие разделы, как я – спортсмен, я – человек ЗОЖ. Системность и последовательность физкультурно-оздоровительных мероприятий, оптимальный двигательный режим, использование методики круговой тренировки способствовали:
- снижению детской заболеваемости на 10-15%, за последние 3 года он не поднимался выше 8,5 дней на 1 ребенка;
- психологическому равновесию детей;
- накоплению знаний о здоровом образе жизни;
- овладению разнообразными видами движений;
- повышению физической работоспособности до 85-90%;
- развитию логического мышления;
- формированию качеств личности: выносливость, целеустремленность, ответственность.
И в заключение хотелось бы привести слова одного восточного мудреца:
Выращивая цветы, приглашаешь бабочек,
Высаживая сосны, приглашаешь ветер,
Высаживая ивы, приглашаешь цикад.
Что же мы “высадили” в XXI веке
В наш поток жизни?