Давно известно, что игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Игровые технологии можно использовать в качестве обобщающих уроков по какому-нибудь разделу. Целесообразно проводить такие уроки в форме соревнований. Как правило, класс делится на 2 команды, которые соревнуются между собой, причём этапы этих соревнований строятся так, чтобы каждый участник принимал в нём участие, вносил свой посильный вклад в одно общее дело. Педагогическая игра отличается от игр вообще тем, что у неё есть чётко поставленная дидактическая цель, которая ставится перед учащимися в форме игровой задачи, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровые технологии используются на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. На интегрированных уроках технологии и кружка декоративно-прикладного творчества представляется возможность дать более интересный материал для работы, раскрыть способности ребят с разных сторон, развивать творчество. Ребята на таких занятиях работают увлечённо, эти занятия остаются надолго у них в памяти. Такие занятия можно проводить и во внеурочное время, например, когда бывают Дни творчества, или Недели технологии в школе.
Ниже приведём пример одного из таких уроков. Технология для сельских школ. 5 класс. Раздел – электротехнические работы. Тема – сборка простейших электрических изделий. Последняя тема в разделе. Занятие рассчитано на 2 урока (80 мин.). Розетка с напряжением 36 в. находится на учительском столе.
На доске вывешивается 2 плаката. На одном плакате изображена страна “Электромастерилия”, по которой проходит “Дорога Юного электрика”. На другом плакате, изображена таблица с названиями конкурсов, кол-вом баллов за каждый конкурс, кол-вом набранных баллов.
На уроке (занятии) ребятам предлагается посетить страну “Электромастерилию”. Пройтись по ней “Дорогой Юного Электрика”. Начинается эта дорога в “Лесу Безопасности”, дальше идет на “Пристань Разгадайка”, затем нужно проплыть по “Реке Сноровка”, сойти на “Пристани Выдумщиков”, пройти через “Загадочное Ущелье”, подняться на “Наблюдательную Возвышенность”, побывать в пещере “Умная Рука”, пройтись через “Полуостров Смекалок”, по “Экономной Долине”, взобраться на “Горы Эрудитов”, и достичь “Вершины Мастерсва”. Идя “Дорогой Юного Электрика” по стране “Электромастерилии” ребятам постоянно придётся участвовать в конкурсах, которые направлены на закрепление знаний, умений и навыков по разделу – электротехнические работы. Кроме этого ребята, участвуя в конкурсах, должны будут изготовить и собрать простейшее электрическое изделие – светильник. Благодаря интеграции ребята сами придумают растительный орнамент и выпилят его на частях светильника.
Технологическая карта урока (занятия)
Этапы | Задачи | Содержание | Формы учебной деятельности | Методы обучения | Обратная связь и измерители | Время (мин.) |
Орг.- подг. |
Подготовка к работе на занятии, обеспечение мотивации и принятия детьми цели | Сообщение темы и цели урока, создание психологического настроя | Фронтальная | Словесный, наглядный | Полная готовность обучающихся к занятию | 7 |
Основной. 1. Конкурс “Лес Безопасности” |
Выявление качества и
уровня овладения знаниями, умениями и навыками. Формирование целостного представления знаний по разделу. Обеспечение новых знаний и способов действий. |
Выбрать правильные ответы по карточке. | Групповая. | Словесный. | Ответы на вопросы по карточке. Контроль, оценивание. | 3 |
2. Конкурс “Пристань Разгадайка”. | Разгадать анаграммы. | Групповая. | Словесный. | Разгадывание анаграмм. Контроль, оценивание | 3 | |
3. Конкурс “Река Сноровка”. | Разобрать и собрать электропатрон | Инд. | Словесныйz наглядный, практический. | Самостоятельное выполнение, оценивание. | 10 | |
4. Конкурс “Пристань Выдумщиков”. | Дорисовать начатые рисунки. | Групповая. | Словесный. | Дорисовывание начатых рисунков, оценивание. | 3 | |
5. Конкурс “Загадочное Ущелье”. | Отгадать загадки. | Групповая. | Словесный. | Отгадывание загадок, оценивание. | 4 | |
6. Конкурс “Наблюдательная Возвышенность” | Решить головоломку. | Групповая. | Словесный. | Переходя от буквы к букве только по горизонтали найти несколько слов (понятий электричества), оценивание. | 6 | |
7. Конкурс “Пещера Умная рука”. | На ощупь отгадать, что находится в мешке. | Инд. | Словесный. | Отгадывание, оценивание. | 2 | |
8. Конкурс “Полуостров Смекалок”. | Отгадать по наводящему предложению, что лежит в ящике. | Групповая. | Словесный, | Отгадывание, оценивание. | 3 | |
9. Конкурс “Экономная Долина”. | Нарисовать фрагмент растительного орнамента, перевести его на заготовку, выпилить. | Инд. | Словесный, наглядный, практический. | Рисование и перевод орнамента, выпиливание, оценивание. | 15 | |
10. Конкурс “Горы эрудитов”. | Ответить на максимальное количество вопросов, задаваемых в течении 2-х минут. | Групповая. | Словесный | Ответы на вопросы, оценивание. | 3 | |
11. Конкурс “Вершина Мастерства”. | Собрать и подключить светильник. | Инд.-груп. | Словесный, наглядный, практический. | Сборка и подключение светильника. Контроль, оценивание | 16 | |
Подведение итогов. | Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели. | Подсчёт баллов. | Фронтальная. | Словесный, наглядный | Получение обучающимися информации о результатах всех конкурсов. Награждение победителей. | 5 |
Раздаточный материал для конкурсов
Конкурс № 1 “Лес Безопасности”.
Карточка № 1
Подчеркните правильный ответ.
1. Включать и выключать электроприборы можно только с разрешения учителя. ДА. НЕТ.
2. Светильник, включенный в розетку можно ремонтировать. ДА. НЕТ.
Ситуативные задачи.
Выберите правильный вариант, соответствующий правилам Т.Б.
А) Петя мыл мячик в тазу с водой, к нему пришёл Толик поиграть на компьютере, Петя быстро убрал таз с мячом и, пройдя в свою комнату мокрыми руками начал вставлять вилку от компьютера в розетку.
Б) Вася собрался ремонтировать магнитофон, он сначала выключил его из сети.
Карточка № 2
Подчеркните правильный ответ.
1. Изолировать места соединений и разветвлений проводов нужно изолентой. ДА. НЕТ.
2. Электромонтажный инструмент не должен быть с изолированными ручками. ДА. НЕТ.
Ситуативные задачи.
Выберите правильный вариант, соответствующий правилам Т.Б.
А) Валя увидела, что в чайнике мало воды и не вытащив вилку из розетки, стала наливать в него воду.
Б) Женя, выжигая выжигателем картинку, через каждые 15 минут работы выключал его, давая выжигателю остыть.
Конкурс № 2 “Пристань Разгадайка”.
Карточка № 1
Разгадать анаграммы (составить слова из предложенных сочетаний букв, понятий электричества).
АОЧПКМАЛ, ЗТАЕКОР, РАНПОТ, ТЯЛООРЗИ.
Карточка № 2
Разгадать анаграммы (составить слова из предложенных сочетаний букв, понятий электричества).
ДОРПОВ, КЛАИВ, ЧЮТАЬЛЕЛЫКВ, ИЛЬТЕИНСВК.
Конкурс № 3 “Река Сноровка”.
Всем членам 1 и 2 команды даётся задание по очереди разобрать и собрать электропатрон.
Конкурс № 4 “Пристань Выдумщиков”.
Карточка № 1
Дорисуй.
Карточка № 2
Дорисуй.
Конкурс № 5 “Загадочное Ущелье”.
Карточка № 1
Загадки.
1. Летом я домой привёз
В белом ящике мороз.
Долго свежи в нём и фрукты,
И все прочие продукты.
2. Ночь, темно.
А захочу -
Щёлкну раз
И день включу.
3. На высокой тонкой ножке
В комнате стоит “Антошка”,
Под его огромной шляпой
Засыпает с книжкой папа.
Карточка № 2
Загадки.
1. Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
И пока гудит мотор,
Он глотает пыль и сор.
2. Под потолком всегда живу,
И сверху я на всех гляжу,
А как наступит темнота-
Как солнце, я горю тогда.
3. Ток по мне проходит
И свет в дома приводит.
Загадки взяты из пособия для учителей и учащихся “Занимательные уроки технологии”. И. П. Арефьев
Конкурс № 6 “Наблюдательная Возвышенность”.
Карточка № 1.
Головоломка.
Переходите от буквы к букве только по горизонтали, и вы найдёте несколько слов (понятий электричества).
ИБВВЫКЛЮЧАТЕЛЬ
ОПРАКЛИВОАЮВТЦ
ДОВОРПТНДДПИИЖБ
ОПРАМЕХСОРТКЕЛЭ
Карточка № 2.
Головоломка.
Переходите от буквы к букве только по горизонтали, и вы найдёте несколько слов (понятий электричества).
ЭЮЯЛАМПОЧКАД
АКТЕЗОРЫЮЮЯР
НОРТАПОРТКЕЛЭ
ВАЬПЕЦОРТКЕЛЭ
Конкурс №7 “Пещера Умная рука”.
Конкурс капитанов.
В мешке находится электропатрон и вилка. Капитаны на ощупь должны отгадать их.
Конкурс № 8 “Полуостров Смекалок”.
Задание №1.
Команда в течение 1 минуты должна отгадать, что лежит в чёрном ящике.
В ящике лежит материал для соединения потребителей электрической энергии.
Задание №2.
Команда в течение 1 минуты должна отгадать, что лежит в чёрном ящике.
В ящике лежит электроосветительный прибор.
Конкурс №9 “Экономная Долина”.
Всем членам 1 и 2 команды нужно сделать из полосы бумаги “гармошку”. На ней нарисовать половину листа любого растения. Развернуть “гармошку”. Каждой команде выбрать самую интересную. Разрезать “гармошку” на отдельные лепестки. Каждый член команды должен перевести один лепесток на заготовку фанеры и при помощи лобзика выпилить его, экономя фанеру и время.
Конкурс №10 “Горы Эрудитов”.
Командам предлагается по очереди ответить на максимальное количество вопросов, задаваемых в течение 2-х минут.
Вопросы команде №1:
1. устройство для крепления лампочки.
2. Электрический источник света в квартире.
3. Электрический аппарат для уборки пыли в квартире.
4. Материалы, не проводящие электрический ток.
5. Материалы, проводящие электрический ток.
6. Электромонтажный инструмент, при помощи которого откручивают и закручивают шурупы в электроарматуре.
7. Светильник, прикрепленный к стене.
8. Светильник, стоящий на полу.
9. Условное обозначение электрической цепи.
10. Лента, с помощью которой изолируют провода.
Вопросы команде №2:
1. Устройство, с помощью которого замыкают и размыкают электрическую цепь.
2. Электрический аппарат, в котором хранят зимой и летом продукты.
3. Электрический инструмент для снятия изоляции с проводов.
4. Светильник, подвешенный к потолку.
5. Светильник, стоящий на столе.
6. Электроарматура, с помощью которой соединяют потребитель источнику тока.
7. Безопасное напряжение для проведения работ по электротехнике.
8. Приборы и устройства, потребляющие электрическую энергию.
9. Электропатрон, крепящийся к стене.
10. Электропатрон, крепящийся к потолку.
Конкурс №11 “Вершина Мастерства”.
Каждой команде предлагается собрать все выпиленные лепестки на своём светильнике, затем собрать и подключить светильник.