Цели:
- расширять и углублять знания детей о растительном мире нашего края;
- развивать познавательную активность, внимание, мышление, память, речь;
- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: игровое поле (барабан), наборное полотно со словами, рисунки, фотографии растений, фонограмма: “Звуки леса”.
Ход мероприятия
Под фонограмму ученик читает стихотворение.
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Твоя нога скользит по россыпям иголок
Или шумит травой, роняя капли рос.
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным и срубленного пня.
Зальётся иволга короткой чёткой трелью
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца.
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Учитель: Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, но вам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты! Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить её без величественных лесов Сибири, без тенистых дубрав, без светлых берёзовых рощ. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой для каждого человека. Вы любите играть в игру “Поле чудес”. Сегодня, играя, мы вспомним какие растения встречаются в лесах нашей страны и какую роль они играют в нашей жизни.
Правила игры: если выпадает жёлтый цветок, называйте букву, если красный – переход хода, сектор “приз” - получите приз.
Выбор участников 1 тура
Зимой и летом зелена, в лесу живёт она.
А на ней иголки и коротки, и колки. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна)
Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)
Первый тур
Учитель: первый тур посвящён деревьям. Послушайте задание.
Это дерево известно всем. Оно имеет листья в форме сердечка. Летом оно цветёт, распространяя чудесный аромат. Плоды – тёмные орешки, они сидят по несколько штук под одним крылышком. По плодам это дерево легко узнать поздней осенью и зимой.
Цветки и плоды используют как лекарство от гриппа и кащля. А ещё это дерево любят пчёлы и другие насекомые.
Липа
Липовых лесов в России сейчас гораздо меньше, чем пару веков назад, - причиной тому лыко (внутренняя часть коры липы), ради которого деревья обдирали “как липку”.
Для пары лаптей надо было ободрать три пятилетних деревца. А каждый крестьянин в год снашивал около 40 пар лаптей.
Вот и появилась поговорка “ободрать как липку” - значит разорить, ограбить.
Рекламная пауза
(Ученик читает стихотворение)
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это – лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес!
Оглянитесь, всё вокруг –
Это наш зелёный друг.
Выбор участников 2 тура
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
Что за бусы на опушке?
Мы собрали их по кружке.
Стали пробовать на вкус – нет кислее этих бус. (Клюква)
На кусточки, под листочки,
Бусинки подвешены;
Чёрненькие бусинки
Оказались … вкусненьки. (Черника)
Второй тур
Учитель: второй тур посвящён ягодам. Послушайте сообщение о ягоде, название которой вы должны отгадать.
Своё название она получила от латинских слов “благоухать” и “мелкий”, что характеризует размеры плодов и их удивительный аромат. В ягодах содержится большое количество витаминов и микроэлементов.
Земляника
Так уж получилось, что многие видят прок только в ягодах земляники, забывая о листьях, а ведь они не менее ценны и зимой вполне могут заменить плоды. Заготавливают их во время цветения, сушат в тени. А встретить это чудо-растение можно на полянах и лесных вырубках.
Рекламная пауза
На проталинке лесной
Земляничка под сосной,
Земляничка-невеличка
Хорошо цвела весной…
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Всё пригожей да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Так и просится в корзинки
И манит сойти с тропинки.
Выбор участников 3 тура
Белая корзинка, золотое донце.
В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)
Путник часто ранит ноги –
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Третий тур
Учитель: о каком растении так говорят:
Листочки – парные, цветки – янтарные,
Плоды – коварные: и лечат, и калечат.
Зверобой
Народная мудрость гласит: как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни, и называют его травой от 99 болезней.
Зверобой – ценнейшее лекарственное растение, известное ещё в Древней Греции. На Руси его узнали в 17 веке, и было оно поначалу очень редким и дорогим. Им лечили лишь избранных – царя да бояр. А теперь – пожалуйста, где он только не растёт. Лечись на здоровье.
Рекламная пауза
Погляди как зверобой
По лесу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья –
Те, что для людей полезны,
И отступят все болезни!
Финал
Учитель: задание на финал.
Источник красоты, физической и духовной силы, флора и фауна, человек - всё это можно назвать одним словом. Каким?
Природа
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Использованная литература
1. Волина В.В. Откуда пришли слова. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 1996.
2. Растительный и животный мир: сборник загадок / сост. Тихомирова Е.М. М.: “ЭКЗАМЕН”, 2008.